Особенности знаний детей о животных
Природа отличается необычайным многообразием форм жизни. Всюду произрастают разнообразные растения, обитает множество животных в самых различных условиях. Размеры живых существ колеблются от нескольких микрон (одноклеточные живые организмы) до десятков метров (длина самого крупного животного — синего кита — 33 м, а самого высокого мамонтова дерева — 150 м). Каждое живое существо обитает в определенных условиях, к которым оно хорошо приспособлено.
Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире.
Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется втом, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения. Однако они имеют мало сведений об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года и пр. Е.Ф. Терентьева отмечает, что детям старшего дошкольного возраста известно от 10—15 до 30 — 45 животных. Лучше они знают птиц и зверей, хуже — рыб, земноводных, насекомых. Интересные данные приводятся в работах А.М.Федотовой. Сорок обследованных детей старших групп назвали 350 видов животных, а такое же количество детей подготовительных групп – 458 видов (среди них свыше 80% относятся к представителям млекопитающих). Исследователь обращает внимание на то, что дети лучше знают экзотических животных, чем фауну своего края. Знания дошкольников об отдельных хорошо знакомых животных не всегда точны. Неглубокие, неотчетливые знания о разнообразных жизненных проявлениях животных отмечает у детей 5 — 6 лет Е.И. Болотова, которая выявляла именно глубину детских пред-
ставлений, предлагая для сравнения и описания известных детям животных (кошка и еж, кошка и кролик).
В старшем дошкольном возрасте, как указывают исследователи, в конкретных знаниях детей о многообразии животного мира обнаруживается тенденция к пониманию связей между животными и средой их обитания. На знакомых примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания: птицы летают, потому что у них крылья; кузнечика трудно поймать, потому что он зеленый, под цвет травы; кошка хорошо лазает по деревьям, потому что у нее острые когти; белка живет в лесу, потому что там растут орехи, и т.д.
Другая особенность — появление в старшем дошкольном возрасте представлений общего характера о группах животных, в ряде случаев относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Эта особенность проявляется в двух формах: в способности понимать и использовать обобщающие слова и в способности производить группировку картинок с изображением различных объектов.
Исследованиями и практикой дошкольного воспитания доказано, что дети 5 — 7 лет не только понимают в речи взрослых, но и сами употребляют такие слова-термины, как птицы, хищники, звери, грызуны, насекомые и др. По данным Л. С. Игнаткиной, которая предлагала детям старшей группы назвать рыб, птиц и других животных, дошкольники в среднем называли 4 — 5 конкретных представителей. Выяснилось, что терминов земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие дети не знают. Обстоятельные беседы с ними, а также результаты выполнения заданий на группировку показали: обобщенные слова, которые находятся в сфере детского понимания, наполняются различным содержанием. При этом дошкольники допускают ошибки, слишком широко или узко используют термин, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируются только на конкретные примеры. Однако в целом употребление слов-терминов, как правило, бывает верным.
Э.И.Залкинд, изучавшая знания детей о птицах, утверждает, что уже в младшем дошкольном возрасте они отличают птиц отдругих животных, не путают их с бабочками и другими летающими насекомыми. Старшие дошкольники успешно выделяют характерные особенности птиц (клюв, крылья, перья, полет и др.). Исследователь отмечает, что у детей очень рано складывается обобщенный образ птицы. В речи это проявляется в том, что они чаще пользуются словом «птица» и реже употребляют видовое название представителей этого класса.
Дети часто слышат слова-термины от взрослых, что также оказывает значительное влияние на формирование общих представлений. Неверное или искаженное употребление биологических по-
нятий закладывает у детей уже в дошкольном возрасте неправильные основы обобщений. Например, типичным является сужение понятия животное до объема понятия млекопитающие или использование терминов звери, хищники и дикие животные как синонимов.
Л. Ф. Говоркова, исследовавшая инвариантность житейских понятий у детей и взрослых, показала, что каждое из них имеет свое ядро – четкое знание объектов, относимых к понятию. Помимо ядра всегда имеются неотчетливые знания-представления о животных, вызывающие сомнение и неуверенность при их классификации. Близость понятий хищники, звери, дикие животные создается за счет перекрещивания в их ядре сходных признаков. Большинство хищников — дикие животные, среди которых есть звери. Дикие животные также включают хищников и частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери, в свою очередь, бывают хищными и дикими. Три понятия образуют свое центральное ядро, конкретной иллюстрацией которого являются животные, относящиеся одновременно ко всем группам (например, дикие хищные млекопитающие — волк, лиса, тигр, лев и др.). На фоне этого ядра представления о других животных создают круг неясных знаний, что влечет за собой ошибки при их классификации (крокодила считают зверем, а зайца и белку — нет; отнесение кошки или собаки к хищникам вызывает удивление и протест и т.д.). Стойкое смешение понятий наблюдается прежде всего у взрослых, даже у специалистов, получивших соответствующее образование. Неудивительно, что формирующиеся у детей общие представления также приобретают искаженное содержание. Все это определяет характер и особенности общих представлений о многообразии животного мира, стихийно складывающихся у старших дошкольников в процессе общения с окружающими их людьми.
Тенденция к обобщению знаний проявляется и в умении старших дошкольников произвести группировку (классификацию) картинок с изображением животных. Психолого-педагогические эксперименты показали: дети легко находят общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, объясняют свое решение. Установлено, что без предварительного обучения дети старшего дошкольного возраста легко составляют группы животных, основанием для чего служат различные их признаки. В ряде случаев в своих практических действиях дети опираются на наглядный образ или знание обобщающего термина. Так, они правильно определяют птиц, изображенных на картинках, не зная их видовых названий. Часто поводом для объединения животных в группы служат сходство их внешнего строения (дети, как правило, учитывают один какой-то признак: наличие усов, хвоста и т. д.), а также среда обитания или место совместного проживания (вода, лес, зоопарк).
Специально следует остановиться на значении функциональных признаков объектов в образовании общих представлений. А. Ф. Го- воркова в вышеуказанной работе отмечает, что в попытках дать определение предметам у детей преобладают структурные и функ- циональные признаки (для чего это нужно; что с ними можно делать; из каких частей они состоят), связанные с практической деятельностью (это вообще преобладает в житейском сознании людей). В обыденных ситуациях человек пользуется обобщенными категориями (иными, чем понятия), тесно связанными с прак- тикой жизни, со структурно-функциональной сущностью пред- метов.
Приведенные психолого-педагогические исследования позволяют сделать вывод, что структурные и прежде всего функциональные признаки имеют большое значение для детей и при группировке животных. Это связано со спецификой животных как живых существ, обладающих поведением, которое является суммарным функционированием экзосоматических органов животного. Динамика поведения животных, проявляющаяся в различных сферах их жизни, многообразие ее форм оказывают значительное воздействие на эмоциональное восприятие дошкольников. Вот почему функциональный признак оказывается в ряде случаев доминирующим в подборе и объединении животных.
Среди разных форм поведения особое значение имеет способ передвижения животных, который (чаще других признаков) становится основанием для группировки картинок. Дети объединяют в группы летающих, плавающих, прыгающих (прыгучих) и других животных. Между тем это важное обстоятельство лишь отличается, но не используется исследователями.
Производя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети часто опираются на существенные признаки зоологических понятий. Например, в диссертационном исследовании А.М.Федотовой приводится немало примеров, когда старшие дошкольники, говоря о своеобразии зверей (млекопитающих), указывают на их волосяной покров (шерсть, шкура, шуба), а некоторые — на вскармливание детенышей молоком. Однако эти особенности животных называют как рядоположенные с другими — несущественными (четыре ноги, усы и т.д.). Этот факт показывает, что дошкольники не дифференцируют признаки животных на существенные и несущественные и, следовательно, их общие представления находятся на допонятийном уровне. Об этом свидетельствуют, в частности, исследовании А. М. Гавриловой и Л. И. Цеханской.
Краткий анализ исследований убеждает, что в дошкольномвозрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире Основная их часть — это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях
их внешнего облика и поведения. Обнаружена также тенденция к формированию общих представлений о животных. С одной стороны, это осуществляется через речь вместе с усвоением слов-терминов, используемых в повседневной жизни. Эти представления пополняются и обогащаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С другой стороны, общие представления образуются посредством практической деятельности, в процессе которой реализуется способность детей старшего дошкольного возраста группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений в этом случае происходит по законам мышления дошкольника. Главное место в этом процессе занимает наглядный образ, включающий морфологические и функциональные, т.е. поведенческие, признаки животных.