Концепции оценки природных ресурсов
Естественной предпосылкой экономической оценки природных ресурсов является, их качественная и территориальная неоднородность, ограниченность их объема. Ценность ресурса определяется эффектом, который получает природопользователь при его эксплуатации.
В отечественной науке многие положения современной экономической оценки природных ресурсов все еще остаются дискуссионными. В частности, допускается отождествление таких категорий, как экономическая оценка, стоимость, цена и платность ресурсов природы.
Смешение оценки ресурса с его стоимостью привело некоторых исследователей к тому, что в качестве предмета оценивания рассматривался овеществленный в природных ресурсах труд. При таком подходе вне оценки остаются еще не осваиваемые богатства (например Сибири), а более ценными будут казаться ресурсы, использование которых требует больших затрат труда, в то время как по своим качественным особенностям они менее ценны. Так, общественно необходимые затраты на освоение кислых дерново-подзолистых почв Беларуси значительно больше, чем аналогичные затраты на черноземах Украины, но ценность земельных угодий последней несомненно выше. Общественно необходимый труд, воплощенный в ресурсах, является безусловно мерилом их стоимости, а не оценки.
Под экономической оценкой природных ресурсовследует понимать денежное выражение их хозяйственной ценности, обусловленной природными особенностями.
В настоящее время, когда необходимость и возможность экономической оценки природных ресурсов стали общепризнанными, сложились две принципиально отличающиеся методологические концепции оценки — затратная и рентная. Возникновение различных концепций обусловлено двойственным характером природных ресурсов: с одной стороны, они выступают естественной базой производства, фактором роста производительности труда, с другой (в том случае, когда в них овеществлен труд) — природные ресурсы являются его продуктом, носителем стоимости, элементом национального богатства.
В основе определения экономической оценки природных ресурсов как продуктов труда лежит затратная концепция академика С. Г. Струмилина. Согласно данной концепции оценкой ресурсов могут служить затраты труда на их освоение и вовлечение в хозяйственный оборот: чем выше прямые затраты общества, необходимые для использования того или иного ресурса, тем он «дороже».
По методике С. Г. Струмилина экономическая оценка, например, земель может быть определена по формуле
(9.1)
где О — экономическая оценка 1 га угодий; К — стоимость освоения 1 га земель (средняя по стране); У/ Т и У/ Т— соответственно отношение урожайности к текущим затратам на производство земледельческого продукта на оцениваемом участке и в среднем по стране.
36. Затратная концепция легла в основу также многих методических разработок по оценке воды, стоимостной оценке лесных и минерально-сырьевых ресурсов и др.
Однако, у затратной концепции есть ряд принципиальных недостатков:
- при оценивании ресурсов по затратам на освоение наиболее высокие оценки получают самые неблагоприятные для использования, наименее ценные по качеству природные ресурсы;
-отсутствие строгого учета качественных особенностей природных ресурсов, которые должны быть предметом экономической оценки.
В последние годы все больше внимания в ресурсооценочных работах уделяется развитию рентной концепции. Суть рентного подхода к экономической оценке природного ресурса состоит в том, что она определяется размером приносимой данным ресурсом дифференциальной ренты. Дифференциальная рента показывает экономический выигрыш, который получает народное хозяйство в силу более благоприятных природных свойств оцениваемого ресурса (лучшего качества, удобства местоположения и т.п.). Определение дифференциальной ренты позволяет учитывать влияние территориальных различий в свойствах ресурсов на производительность общественного труда.
Основы теоретико-методологического подхода к рентной оценке природных ресурсов были заложены в трудах Л. В. Канторовича, В. С. Немчинова, Н. П. Федоренко, Т. С. Хачатурова, К. Г. Гофмана и др. Этот подход опирается на теоретический анализ дифференциальной ренты в условиях рыночной экономики. Теория дифференциальной ренты была разработана классиками экономической теории на примере земельной ренты. Земельная рента, материальной формой которой является арендная плата, согласно теории, изложенной в работах К. Маркса, А. Смита и Д. Рикардо, включает дифференциальную ренту первого и второго рода, абсолютную ренту и процент на вложенный в землю капитал. Последний входит в стоимость земли (арендную плату), поскольку затраты капитала улучшают почву, следовательно, делают ее более продуктивной, ценной, что безусловно, должно быть отражено в ее цене при продаже земельного участка или сдаче его в аренду.
Абсолютная рента связана с частной собственностью на землю (и другие природные объекты), а точнее — с монополией частной собственности. Абсолютную ренту собственник земли получает в равной степени от арендаторов как лучших, так и худших участков земли, независимо от их плодородия.
Различные по плодородию и местоположению участки земли способны приносить различную прибыль производителю продукции. Эти естественные различия лежат в основе возникновения дифференциальной ренты. Разнообразие почвенно-климатических условий порождает существенную дифференциацию условий возделывания сельскохозяйственных культур. Одна и та же культура может выращиваться на землях разного качества, что определяет различия в урожайности и несовпадение индивидуальных затрат на ее производство.
В то же время потребительная стоимость продуктов, произведенных на различных участках, одинакова и не зависит от фактического количества труда, воплощенного в них. На все продукты устанавливается единая рыночная стоимость, величина которой зависит от двух основных факторов — уровня потребления и величины издержек. Если спрос на сельскохозяйственные продукты полностью покрывает объем их производства, то рыночная стоимость регулируется индивидуальными затратами на худших по качеству участках земли, эксплуатация которых требует относительно больших издержек.
Такие издержки называют в современной литературе замыкающими затратами. Однако они не всегда определяют уровень рыночной стоимости продукции. Это не происходит в том случае, когда объем производства сельхозпродукции существенно превышает уровень потребности в ней. Тогда регулирующие затраты (общественно необходимые затраты, определяющие рыночную стоимость) могут снизиться до уровня индивидуальных издержек на участках, находящихся в средних и даже лучших естественных условиях. Разность между регулирующими и индивидуальными затратами, обусловленная относительными различиями земельных участков, их плодородием и местоположением, приводит к образованию дифференциальной ренты. Естественные различия — непременное условие ее возникновения.
Другой важнейшей предпосылкой возникновения дифференциальной ренты является ограниченность природных ресурсов. Данный подход разделяют и представители современной западной экономической теории: «...Экономическая рента — это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых (их запасы) строго ограничены». Итак, основой дифференциальной ренты является добавочная прибыль, которую получает производитель, эксплуатирующий более продуктивные земли и другие ресурсы природы. Лучшее их качество обусловливает более высокую производительность труда на них, а одинаковые затраты труда на землях разного плодородия дают разный объем сельхозпродукции.
Трудности при определении дифференциальной ренты состоят в том, что ее необходимо отличать от дополнительного чистого дохода, получаемого за счет лучшей организации производства, более добросовестной работы и т.п. При исчислении дифференциальной ренты должны сравниваться природные ресурсы, вовлеченные в хозяйственный оборот в одинаковых условиях производства, поскольку только качественные отличия богатств природы являются источником ее образования. В научной литературе встречаются различные предложения по поводу практического определения дифференциальной ренты, начиная с классического — разница между регулирующей ценой производства (при использовании худших участков природных ресурсов) и индивидуальной ценой — до разницы в себестоимости продукции при использовании различных по качеству природных ресурсов.
Наиболее популярной и признанной в 1980-е годы стала методика расчета экономической оценки природных ресурсов на базе ренты, разработанная учеными Центрального экономико-математического института АН СССР (ныне ЦЭМИ РАН). В соответствии с ней на первом этапе определяются замыкающие затраты на продукцию отраслей, эксплуатирующих природный ресурс, или затраты при использовании худших по качеству ресурсов. Экономическая сущность замыкающих затрат — в том, что они являются общественно оправданным пределом затрат на увеличение продукции, получаемой из определенного вида минерального сырья (топлива), при эксплуатации данного земельного или лесного угодья и т.д. Следует иметь в виду, что количественное значение замыкающих затрат для конкретных расчетов ограничено во времени, поскольку все количественные измерения имеют смысл в рамках одной и той же воспроизводственной структуры.
37. Рентная оценка конкретного ресурса определяется как разница замыкающих и индивидуальных затрат на получение продукции природопользования. Величина годовой ренты, приносимой оцениваемым ресурсом, рассчитывается по формуле
где Rr — величина годовой ренты; Z и S— соответственно замыкающие затраты и затраты на оцениваемом участке на единицу продукции; ni — объем i-го вида продукции; i — количество видов продукции, получаемой с использованием данного ресурса, i = 1, ..., т.
Необходимым этапом оценивания природных ресурсов является определение полного народнохозяйственного эффекта, приносимого объектом природопользования за весь возможный срок его эксплуатации. На основе такой оценки природные ресурсы включаются в состав национального богатства. Чаще всего экономическую оценку ресурса за весь период его возможного использования определяют как сумму годовых рентных оценок с учетом фактора времени. Проблема учета фактора времени в практике оценки природных ресурсов недостаточно разработана, однако наиболее распространенным является способ определения экономической оценки единицы природного ресурса за весь период эксплуатации методом сложного процентирования с помощью формулы «капитализации» годовой ренты:
где, R — экономическая оценка природного ресурса с учетом фактора времени; rн — нормативный коэффициент дисконтирования; t— срок эксплуатации природного ресурса. Нормативный коэффициент дисконтирования (для приведения разновременных величин дифференциальной ренты ко времени осуществления оценки) в рыночной экономике принимают равным банковскому (или ссудному) проценту. При неограниченном сроке эксплуатации природного ресурса (земельные, водные ресурсы) при t→∞ формула (9.3) преобразуется к виду
R = Rr / rн
Таким образом, величину экономической оценки природного ресурса можно сравнить с денежным капиталом, который, будучи помещенным в банк под ссудный процент, приносит ежегодный доход, равный размеру ренты.
Один из существенных методических недостатков рентной оценки на базе замыкающих затрат, по мнению критиков этого подхода, состоит в том, что оценка объектов природопользования, оказавшихся в относительно худших условиях хозяйствования, оказывается нулевой, а это не всегда отвечает действительности. Это послужило причиной появления (помимо затратного и рентного подхода к экономической оценке) смешанного, или синтетического подхода. Для того чтобы дать положительную оценку худшим из оцениваемых природных объектов, авторы его предложили к дифференциальной ренте прибавлять затраты освоения.
Представляется, что все три подхода не являются альтернативными в экономической оценке природных ресурсов. Каждый их них функционален в создании экономического механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений: затратная концепция — для установления стоимости природного ресурса, рентная — для его экономической оценки, смешанный подход — для определения цены и установления платы за его использование. В соответствии с принципами ценообразования цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на производство продукции (в нашем случае — на включение природных ресурсов в производственный цикл). Другая часть цены должна соответствовать тому эффекту, или добавочной прибыли, которую получает предприятие-природопользователь благодаря лучшему качеству используемого ресурса, т.е. приносимой им дифференциальной ренте. Схематически это можно представить следующим образом:
Ц= R+3,
где Ц— цена ресурса, размер платы за него; R — экономическая оценка на базе дифференциальной ренты; 3— затраты на освоение и воспроизводство ресурса.
В условиях рыночной экономики, когда процесс ценообразования зависит от соотношения спроса и предложения товара, эта схема не утрачивает смысла, поскольку и в основе рыночной цены лежит цена производства, позволяющая возмещать издержки производства и обеспечивать среднюю прибыль.
В современной научной литературе выделяют еще несколько методических подходов к экономической оценке природных ресурсов. Однако все они являются, по сути, разновидностями рассмотренных выше подходов. Такими подходами являются, например, рыночная оценка ресурсов, концепции альтернативной стоимости и общей экономической ценности (стоимости). Рыночная оценка ресурса отражает лишь его сиюминутную ценность для участников рынка, основанную на соотношении спроса и предложения. Ее нельзя считать достаточно объективной, поскольку она не отражает ни реальных общественных издержек и выгод от использования природных ресурсов, ни их ограниченность и экосистемные функции.
Концепция альтернативной стоимости состоит в оценке природных объектов и ресурсов через упущенный доход или выгоду, которые можно было бы получить при использовании данных компонентов природы в других целях. Так, альтернативная стоимость охраняемых природных территорий — это упущенная выгода, которую не получило общество из-за их консервации: недополучение продукции с данных территорий (древесины, растений, промысловых животных) или же упущенная выгода от их альтернативного использования (например, развитие сельского хозяйства). Попытку оценить не только хозяйственную ценность ресурсов, но и экосистемные, ассимиляционные их функции представляет собой концепция общей экономической ценности (стоимости). Ее величину предлагается определять суммированием «стоимости использования и стоимости неиспользования» природного блага. Стоимость использования, или иными словами потребительная стоимость, достаточно легко определяется количественно (например, стоимость древесины, лекарственных растений, продукции охоты и рыболовства и т.п.). Стоимость же неиспользования, или, как ее еще называют, стоимость существования — это категория, трудно поддающаяся количественной оценке, ведь речь идет об эстетической ценности природы как таковой. Стоимость существования является фактором сохранения дикой природы для будущих поколений. Для ее оценки могут использоваться упрощенные экономические подходы, в частности, методы анкетирования и опросов, построения «суррогатных рынков» путем выяснения у жителей, сколько они согласны заплатить за сохранение данного природного блага или ресурса (в соответствии с теорией «готовности платить»).
Анализ ресурсооценочных работ позволяет сделать вывод о том, что последние годы ознаменовались доминированием рентной концепции. Вместе с тем в практике управления, планирования и экологического регулирования преобладает затратный подход к исчислению компенсационных выплат при отчуждении сельскохозяйственных угодий, определению экологических платежей и т.п. Это обусловлено сложностями в исчислении замыкающих затрат, зачастую отсутствием необходимой статистической информации, недостатками нормативной базы. Кроме того, естественные отличия разных видов природных ресурсов не позволяют унифицировать методики расчета их рентной оценки. Разнообразные методические подходы при определении ренты, приносимой различными ресурсами (земельной, горной, водной и лесной ренты), дают слабо сопоставимые результаты, не позволяющие сравнивать истинную ценность разных ресурсов, когда требуется сделать альтернативный выбор хозяйственного проекта. В силу этих причин последние попытки стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала в странах СНГ также носят в основном затратный характер.
Существующее несоответствие между теорией и практикой оценки свидетельствует о необходимости дальнейших исследований как в концептуальном плане, так и в области совершенствования методических подходов в увязке с общей стратегией природопользования и требованиями рыночного реформирования экономики.