Государственная экологическая экспертиза и контроль

Важной организационно-правовой формой контроля в облас­ти природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на среду (ОВС) хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах мира.

Наиболее законченные методологические и организацион­ные принципы ОВС были разработаны в США. Экологическая экспертиза проектов в США введена в хозяйственную практику после принятия в 1969 г. закона о национальной политике в от­ношении окружающей среды. Она проводится при строительс­тве новых производственных объектов и касается в целом при­нятия правительственными органами таких хозяйственных ре­шений, которые вовлекают достаточно крупные капиталовло­жения. В конце 80-х годов на международном уровне принима­ются Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, другие документы, регламентирую­щие порядок подготовки и принятия экологически значимых решений в области хозяйственной деятельности. Процедура обязательной экологической экспертизы введена практически во всех развитых и во многих развивающихся странах мира.

Конечной задачей экологической экспертизы является сос­тавление заключения о влиянии на окружающую среду, на ос­новании которого делается вывод об экономической безопаснос­ти и целесообразности реализации проекта. Одна из главных це­лей проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта. Затраты на ОВС в индустриально развитых странах составляют в среднем 1 % от сметной стоимости проекта и около 25 % затрат на научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы.

Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. По данным МБРР, возможное повышение стоимости проектов, связанное с прове­дением ОВС и последующим учетом в рабочих проектах эколо­гических ограничений, окупается в среднем за 5—7 лет. Вклю­чение экологических факторов в процессе принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3—4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования.

Государственная экологическая экспертиза в странах СНГ введена с целью определения экологической обоснованности концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой хозяйственной или иной деятельности, пра­вильности и достоверности выполнения заказчиком оценки воз­действия этой деятельности на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, а также эколо­гическая безопасность новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и пред­шествует принятию хозяйственных решений. Открытие финан­сирования работ по всем проектам и программам осуществляет­ся только при наличии положительного заключения эксперти­зы.

Законами Республики Беларусь "О государственной эколо­гической экспертизе" (1993) и "О внесении изменений и допол­нений в Закон Республики Беларусь "О государственной эколо­гической экспертизе" (2000) определяются цели экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий по­рядок организации и проведения экспертизы, оговариваются права и обязанности сторон. Проведение государственной эколо­гической экспертизы возложено на органы Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды, в его системе функционирует специализированная инспекция по государ­ственной экологической экспертизе проектов. В структуре об­ластных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по государ­ственной экологической экспертизе проектов. Наряду с государ­ственной экологической экспертизой законом предусматривает­ся возможность проведения общественной, которая осуществля­ется научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической эк­спертизы учитываются органами, проводящими государствен­ную экологическую экспертизу.

Ежегодно специализированными экспертными подразделе­ниями органов государственного управления по природным ре­сурсам и охране окружающей среды Беларуси рассматривается около 4500 проектных материалов на строительство, рекон­струкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности. Из общего количества рассмотренных эколо­гической экспертизой документов приблизительно 30 % не про­ходят согласования из-за низкого качества экологического обос­нования проектируемых объектов. Государственная экологи­ческая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государственной экологической политики, и наибо­лее важно, что с ее помощью закладывается основа экологичес­ки безопасного ведения хозяйственной деятельности в будущем. Система мер по контролю и надзору за состоянием окружаю­щей природной среды получила название экологическо­го контроля. Основные задачи экологического контроля, согласно Закону Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992), заключаются в обеспечении соблюдения юриди­ческими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется:

· на государственный;

· ведомственный;

· производственный;

· общественный.

Государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандар­тов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изу­чению, рациональному использованию и охране всеми пользо­вателями природных ресурсов. Его функции возложены (в пределах их компетенции) на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы государ­ственного управления по природным ресурсам и охране окру­жающей среды. Ведомственный контроль осуществляется рес­публиканскими органами государственного управления и объединениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероп­риятий по охране окружающей среды. Производственный кон­троль проводит экологическая служба предприятий, организа­ций и других хозяйственных субъектов. Общественный кон­троль вправе осуществлять общественные объединения, трудо­вые коллективы с целью проверки выполнения требований За­кона "Об охране окружающей среды".

Наши рекомендации