Б.3. б.8. экологическое право

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3. Б.8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Направление подготовки

Юриспруденция

Профиль «Гражданско-правовой»,

«Уголовно-правовой»

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Мурманск 2015

Рабочая программа дисциплины «Экологическое право» для студентов направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. – 18 с.

Рабочая программа дисциплины «Экологическое право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин СЗФ МГЭИ, протокол № 1 от «30» августа 2015 г.

© СЗФ МГЭИ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы…..  
Место дисциплины в структуре образовательной программы………………
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………..  
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости………...…    
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся……………………  
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………………………………….…  
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………….…  
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……...
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем………………………………………………………………………………  
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………..  
Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины……………..

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Цель изучения дисциплины – подготовка специалистов, способных самостоятельно толковать и приме­нять нормы экологического законодательства, анализи­ро­вать и оценивать различные ситуации в области охраны окружающей среды и природопользования, оцени­вать закономерности судебной практики, анализировать содержание новых правовых актов, а также способных лично неукоснительно соблюдать нормы экологического законодательства.

1.2 Основные задачи дисциплины: усвоение основных понятий науки экологического права;

изучение норм экологического законодательства;

анализ правовых актов в области природопользова­ния и охраны окружающей среды;

ознакомление с судебной практикой охраны окружающей среды;

повышение экологической культуры.

Программа курса включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематичес­ким планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: понятие, предмет и система экологического права; источники эко­ло­гического права; правовые формы использования природных ресурсов; правовые основы управления природополь­зованием и охраной окружающей среды; организа­ционно-правовые формы охраны окружающей природ­ной среды; экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объек­тов; экологические правонарушения и юридическая от­вет­ственность; возмещение вреда, причиненного эколо­ги­ческими правонарушениями; международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

На практических занятиях продолжается изучение учебной программы в плоскости усвоения конкретных примеров для отработки практических навыков и уме­ний и усвоения следующих тем: структура экологичес­ких правоотношений; источники экологического права; меры охраны окружающей среды и природных объек­тов; ответственность за экологические правонарушения; особенности правового режима использования и охраны отдельных природных объектов (вод, лесов, недр, объек­тов животного мира и др.); правовая охрана окружаю­щей среды городов и других населенных пунктов; право­вой режим природно-заповедного фонда, курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон, зон чрез­вы­чайной экологической ситуации и зон экологи­ческого бедствия.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей прог­рам­мы. Таких, как: виды норм экологического права; конституционные основы экологического права; между­на­род­но-правовые акты как источники экологического права; лимитирование природопользования; понятие и виды управления природопользованием и охраной окру­жающей среды; экологическое страхование; понятие, особенности и виды эколого-правовой ответственности; принципы возмещения вреда, причиненного природной среде; общественная экологическая экспертиза; принци­пы и формы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды.

Формой итогового контроля знаний студентов яв­ляется экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачёт­ной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студенты, обучаю­щиеся по направлению подготовки «Юриспруденция» должны:

знать нормативные правовые акты, регулирующие экологические отношения; цели, принципы и основные задачи экологической доктрины; экологические требо­вания, предъявляемые к планированию, проектирова­нию, осуществлению и прекращению хозяйственной и иной деятельности человека; основные меры правовой охраны окружающей среды и природных объектов; формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы; порядок предоставления в пользование природ­ных объектов и ресурсов; систему органов государ­ственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования; виды юридической ответ­ственности за экологические правонарушения; особен­нос­ти правового режима использования и охраны зе­мель, водных объектов, лесов, объектов животного мира, недр, особо охраняемых природных территорий, атмосферного воздуха и других компонентов природной среды;

уметь толковать и применять законы и другие нор­мативные правовые акты, регулирующие экологические отношения; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в области природопользования и охраны окружающей среды; разрабатывать документы эколого-правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицирован­ные юридические заключения и консультации; устанав­ливать факты экологических правонарушений, опреде­лять меры ответственности виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

владеть представлением о предмете и системе эко­логического права; об основных этапах становления и развития эко­логического права; о понятии и структуре экологичес­ких правоотношений; об источниках экологи­чес­кого права; об основных мерах охраны окружающей среды и природных объек­тов; об организационном и эко­но­мическом механизмах охраны окружающей природ­ной среды; об ответственности за экологические правонару­шения; об особенностях правового режима использо­вания и охраны отдельных природных объектов (вод, лесов, недр, объектов животного мира и др.); о правовой охране окружающей среды городов и других населенных пунктов; о правовом режиме природно-заповедного фон­да; о правовом режиме природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреаци­онных зон; о правовом ре­жи­ме зон чрезвычайной экологической си­туации и зон экологического бедствия; о международно-правовой ох­ра­не окружающей природной среды; навыками работы с информационными правовыми системами, существую­щими в электронном варианте (Гарант, Консультант-Плюс, Кодекс и др.).

Процесс изучения дисциплины «Экологическое пра­во» направлен на формирование у студентов направле­ния подготовки «Юриспруденция» следующих обще­куль­тур­ных (ОК) и профессиональных (ПК) компетен­ций (согласно ФГОС ВПО):

студент:

осознает социальную значимость своей будущей про­фес­сии, обладать достаточным уровнем профессиональ­ного правосознания (ОК-1);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному по­ве­дению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен осуществлять предупреждение правонару­ше­ний, выявлять и устранять причины и условия, спо­соб­ствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, спо­собствующих созданию условий для проявления корруп­ции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Экологическое право» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению под­готовки «Юрис­пруденция» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часов).

Дисциплина «Экологическое право» имеет непосредственную взаимосвязь с такими основными отраслями права, как: конституционное, гражданское, администра­тив­ное, уголовное, граждан­ский процесс, земельное право, международное право и др.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачет­ные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы
Работа с учебной литературой, решение задач
Вид промежуточной аттеста­ции – экзамен
Общая трудоемкость, часы
Зачетные единицы

б) для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы
Работа с учебной литературой, решение задач
Вид промежуточной аттеста­ции – экзамен
Общая трудоемкость, часы
Зачетные единицы

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

4.1. Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий).

а) для студентов очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Понятие, предмет и си­стема экологического пра­ва ОК-1,2, 6,7, 2 ПК-5,14
Источники экологичес­кого права
Правовые формы ис­поль­­зо­ва­ния природ­ных ресурсов ОК-1,2,6,7 ПК-5, 6, 8, 11,14
Правовые основы уп­рав­ления природополь­зо­ва­нием и охраной ок­ру­жающей среды
Организационно-право­вые формы охраны ок­ру­жающей природ­ной среды 6/2*   ОК-1,2,6,7 ПК-5,7, 6, 8,14,16
Экологические требова­ния при размещении, проектировании, строи­тельстве и эксплуата­ции объектов 6/2*
Экологические право­нарушения и юридичес­кая ответственность 6/2* ОК-1,2,6,7 ПК-5,6,8, 11,14
Возмещение вреда, при­чиненного экологичес­кими правона­ру­ше­ния­ми 6/2*     ОК-1,2,6,7 ПК-5,8,9, 11,14,19
Международно-право­вой механизм охраны окружающей природ­ной среды 6/2*
  Экзамен        
  Итого: 54/10*  

б) для студентов заочной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Понятие, предмет и си­стема экологического пра­ва - ОК-1,2, 6,7, 2 ПК-5,14
Источники экологичес­кого права -
Правовые формы ис­поль­­зо­ва­ния природ­ных ресурсов - ОК-1,2,6,7 ПК-5, 6, 8, 11,14
Правовые основы уп­рав­ления природополь­зо­ва­нием и охраной ок­ру­жающей среды -
Организационно-право­вые формы охраны ок­ру­жающей природ­ной среды -   ОК-1,2,6,7 ПК-5,7, 6, 8,14,16
Экологические требова­ния при размещении, проектировании, строи­тельстве и эксплуата­ции объектов -
Экологические право­нарушения и юридичес­кая ответственность - ОК-1,2,6,7 ПК-5,6,8, 11,14
Возмещение вреда, при­чиненного экологичес­кими правона­ру­ше­ния­ми -     ОК-1,2,6,7 ПК-5,8,9, 11,14,19
Международно-право­вой механизм охраны окружающей природ­ной среды -
  Экзамен        
  Итого:  

4.2. Содержание дисциплины

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная работа студентов включает изуче­ние литературных источников, выполнение домашних заданий, подготовку и анализ материалов по темам пропущенных занятий.

Самостоятельная работа студентов включает изучение нормативных актов, научных и учебных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач, подготовку и анализ материалов по темам занятий. В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся включены: темы для самостоятельного изучения, рабочая тетрадь, вопросы для самоконтроля знаний, тесты.

№ п/п Вид учебно-методического обеспечения Кол-во
1. Вопросы по каждой теме для самостоятельного изучения
2. Рабочая тетрадь
3. Темы докладов, сообщений
4. Под контролем преподавателя решение задач, выполнение практических заданий на компьютере
5. Вопросы к экзамену (зачету)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Промежуточным контролем знаний студентов яв­ляются контрольные работы по ключевым темам изу­чаемой дисциплины.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Порядок проведения различных видов контроля ус­пе­ваемости регламентирован Положением по организа­ции текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену

1. Понятие экологического права.

2. Принципы экологического права.

3. Система курса «Экологическое право».

4. Источники экологического права.

5. Общая характеристика Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

6. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

7. Экологические отношения, нормы и правоотношения.

8. Природа как объект использования и охраны.

9. Задачи государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

10. Объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды.

11. Классификация органов управления природопользованием и охраны окружающей среды.

12. Понятие и содержание природопользования.

13. Стандартизация в области природопользования и охраны окружающей среды.

14. Государственные кадастры и их виды.

15. Понятие экологического контроля и его задачи.

16. Экологическая экспертиза.

17. Система и компетенция органов государственного экологического контроля.

18. Государственный мониторинг природной среды.

19. Право государственной собственности на природные объекты.

20. Право частной собственности на природные объекты.

21. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

22. Права и обязанности собственников природных объектов.

23. Международно-правовая охрана окружающей природной среды.

24. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования.

25. Правовой режим использования земель.

26. Право частной собственности на землю.

27. Права и обязанности собственника земли, землепользователя и арендатора.

28. Понятие и содержание правовой охраны земель.

29. Правовой режим недропользования.

30. Правовой режим водопользования.

31. Государственный контроль и надзор за недропользованием.

32. Разрешение споров по вопросам недропользования.

33. Экологическая служба города: понятие, структура, функции.

34. Правовой режим лесопользования.

35. Классификация лесов.

36. Правовой режим пользования животным миром.

37. Право лесопользования и его виды.

38. Правовое регулирование охоты.

39. Правовое регулирование рыболовства.

40. Правовая защита атмосферного воздуха.

41. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.

42. Правовой режим заповедных зон.

43. Правовой режим рекреационных и водоохранных зон.

44. Правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере промышленного производства.

45. Правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства.

46. Правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации.

47. Понятие правовой охраны окружающей среды.

48. Правовые меры охраны окружающей среды в зарубежных странах.

49. Компетенция государственного комитета по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

50. Понятие экологического правонарушения.

51. Разграничение проступков от преступлений в области экологии.

52. Основание дисциплинарной ответственности за совершение экологических правонарушений.

53. Основания привлечения к административной ответственности за совершение экологических правонарушений.

54. Уголовная ответственность за совершение экологических правонарушений.

55. Основания изъятия земель.

56. Компетенция Федеральной службы Российской Федерации по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

57. Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства.

58. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

59. Компетенция Государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

60. Компетенция Федеральной службы лесного хозяйства РФ.

61. Компетенция Федерального собрания России в области охраны окружающей природной среды.

62. Компетенция Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

63. Ответственность за нарушение земельного законодательства.

64. Ответственность за нарушения водного законодательства.

65. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.

66. Ответственность за нарушение правил рыболовства.

67. Ответственность за нарушение правил охоты.

68. Компетенция Комитета Российской Федерации по рыболовству.

69. Компетенция Комитета Российской Федерации по земельной политике.

70. Компетенция Министерства природных ресурсов в области геологии и использовании средств.

71. Компетенция Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

72. Компетенция Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература:

1. Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. С.А. Боголюбова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2013.- 431с.- гриф

2. Лизгаро В. Е.Экологическое право: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2012 г., 160 с. (ЭБС Айбукс).

Б) Дополнительная:

1. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник / Б. В. Ерофеев.- 21- е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2009.- 480 с.- гриф

2. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.-720с.- гриф

3. Ковалева И.С. Экологическое право. Курс лекций: учеб.пос. – М.: Кн. мир, 2009.- 1 эл. опт. диск

4. Экологическое право: эл. учебник/под ред. С.А. Боголюбова.- М.: КНОРУС, 2009.- 1 эл. опт.диск

Нормативно-правовые документы:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 24.11.2014. Глава 26. Экологические преступления (ст. ст. 246-262).

Водный кодекс Российской Федерации 16.11.95 г.№ 167-Ф3(с изменениями и дополнениями)

Лесной кодекс Российской Федерации от 29. 01. 97 № 22-Ф3(с изменениями и дополнениями)

Закон «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 с последующими изменениями

Закон «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2446-1 с последующими изменениями и дополнениями

Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных с природного и техногенного характера» от 12.12.94 г. № 68-Ф3

Закон «Об особо охраняемых природных террито­риях» от 14.03.95 г. № 33-Ф3

Закон «О животном мире» от 24.04.95 г. № 952-Ф3

Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. № 174-Ф3 с последующими дополнениями

Закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г. № 3-Ф3

Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.

Журналы:

Экологическое право.

Проблемы современного гражданского права.

Журнал российского права.

Российская юстиция.

Государство и право.

Хозяйство и право.

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.rbc.ru – РИА «РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru – Право в области информационных технологий;

www.rg.ru – сервер «Российской газеты».

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Редактор MSWORD

Электронная библиотека www.ibooks.ru.

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс);

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование активных и интерактивных технологий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся, умений самостоятельно анализировать общественные явления, адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, в отрасли, в трудовом коллективе.

Активные и интерактивные образовательные технологии включают:

- компьютерные презентации;

- деловые игры;

- анализ конкретных ситуаций, возникающих в развитии современного общества;

- проведение тестирования знаний студентов;

- подготовку выступлений и научных сообщений.

При применении современных образовательных технологий следует опираться на знания и опыт студентов, приобретенные ими как в системе среднего и высшего образования, так и в процессе жизнедеятельности.

Деловые игры позволяют создать условия, которые ими­тируют их будущую профессиональную деятельность.

Подготовка выступлений, научных сообщений и творческих работ способствует формированию навыков научно-профессиональной деятельности.

Практические занятия по дисциплине ориентированы на применение современных информационных технологий, что позволяет организовать контроль самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию. Данная методика позволяет эффективно формировать у студента необходимые знания, компетенции и навыки самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Успешное овладение содержанием дисциплины предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций: а) следует опираться на аналитические знания, приобретенные в ходе обучения, а также на жизненный и профессиональный опыт; б) уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить слушателей с новейшими данными науки, с теми знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях. К тому же на лекции учитывается психологический настрой обучаемых и уровень их подготовки; в) систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия; г) добросовестно готовиться ко всем видам практических занятий, приобретая в ходе занятий необходимые навыки и умения аргументированного обоснования своей точки зрения по наиболее важным явлениям; д) следует внимательно изучить материалы, характеризующие учебную дисциплину и определяющие целевую установку; е) необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения настоящей дисциплины, список которой предлагается в настоящей программе; ж) основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая самостоятельно учебную литературу, учитывая при этом все многообразие подходов к той или иной проблеме; з) при работе с учебной литературой постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к словарям; к) не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой социального развития, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социальных и профессиональных проблем; л) прилагать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные термины и теоретические определения.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

В процессе реализации образовательной программы при осуществлении образовательного процесса по дисциплине применяются современные информационные технологии:

- Мультимедийные технологии: проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, комплекты презентаций, учебные фильмы.

- Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов освоения дисциплины, которая обеспечивается: выходом в глобальную сеть Интернет, поисковыми системами Яндекс, Мейл, Гугл, системами электронной почты.

- Компьютерные технологии и программные продукты: Электронная-библиотечная система (ЭБС) i-books.ru (Айбукс-ру); Консультант плюс; Гарант; Наличие базы данных электронного каталога – АИБС LiberMedia; Windows 7; Office 2010.

- Дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.

- Словесные средства обучения: учебники; словари; периодические издания.

Программное обеспечение и информационно-справочные системы:

o Microsoft Windows XP (52 лиц) / Vista (17 лиц) / 7 (38 лиц) / 8(2 лиц).

o Windows Server 2003 (2лиц) / 2008 (1лиц).

o Microsoft Office 7 (36 лиц) / 10 (37 лиц).

o CorelDRAW Graphics Suite X6 (17 лиц) ( аудитория №2).

o Adobe Photoshop CS2 (16лиц) (аудитория №2).

o ABBYY FineReader 9 (1 лиц).

o Антивирус NOD 32 (82 лиц).

o Электронная-библиотечная система (ЭБС) ibooks.ru

o Google, Yandex, Rambler – поисковые системы Интернета.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По учебной дисциплине требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.

Ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время аудиторных занятий проводятся в помещениях, оборудованных столами, стульями, досками, экраном, видеопроектором, персональными компьютерами, ноутбуком.

Кроме того, материально-техническая база включает:

- дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.

- технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; персональный компьютер, множительная техника (МФУ).

- справочно-правовые системы «Косультант плюс», «Гарант».

- программные средства обучения:

12. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЙ)
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа дисциплины «Экологическое право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры, протокол № 1 от «30» августа 2015 г.

Внесены дополнения (изменения):

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин

К.ю.н., _________________Г.Ю. Мицык

(звание, подпись, инициалы и фамилия)

* в т.ч. в интерактивной форме

* Изучаются самостоятельно.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3. Б.8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Направление подготовки

Юриспруденция

Профиль «Гражданско-правовой»,

«Уголовно-правовой»

Уро

Наши рекомендации