Роль и значение российского государства в охране природы
Государственное управление - это целенаправленная деятельность российского государства по организации и структурированию рационального использования а так же воспроизводства окружающей среды, проведение мер по обеспечению и поддержанию режима законности в системе эколого-экономических отношениях.
Роль и значение государственного управления в данной сфере обусловливается значением исключительной роли государственных органов в общем механизме охраны и сохранении окружающей среды. В общей триаде субъектов экологических правоотношений - гражданин, организация и государство – российские государственные органы имеют особое место. Именно они обладают особенными правовыми и административными средствами с целью реализации экологических требований российского законодательства, они возможность прибегнуть к системе государственного принуждения. На госорганы возложена ответственность за организацию и обеспечение охраны среды в системе экологической функции государства[1].
Организация эффективного государственного управления в сфере экологии, грамотного и рационального природопользования, а так же охраны окружающей среды выступает важнейшим элементом организационно-правового влияния на разумное природопользование, охрану и сохранение окружающей среды, обладающий нужным механизмом подобного воздействия, включающим в себя цели управления, специальные формы, методы, а так же принципы управления.
При этом нужно обращать внимание не лишь на способы влияния государственных органов, а так же органов местного самоуправления на общественные отношения по природопользованию, сохранению и охране окружающей среды, но одновременно на способы воздействия граждан, социальных объединений на систему государственных органов с целью проводить нужную для общества экологическую политику.
Российская Федерация представляет собой государство, политика ее направлена на формирование условий, обеспечивающих свободное развитие человека и его достойную жизнь. Это фундаментальное положение, закреплённое российской Конституцией котрое, свидетельствует, что обеспечение всего комплекса прав человека одна из главных и ключевых задач государственной политики.
В этом контексте исключительно важна экологическая политика РФ.
Жизнь и здоровье россиян признаётся величайшей и непреходящей ценностью, которому необходимо обеспечить защиту всеми методами и средствами государственного влияния.
Защита и охрана жизни, здоровья человека совершенно невозможна без создания, сохранения и обеспечения благоприятной среды его обитания, под которой надлежит понимать окружающую современного человека среду[2].
Итак, обеспечение и сохранение благоприятной окружающей среды как фундаментального основания жизни, а так же гарантии здоровья человека, выступает одним из главных направлений современной государственной политики РФ.
Существование специальной экологической политики (иначе говоря особой политики в области сохранения и охраны окружающей среды) как самостоятельного тенденции политики государственной системы РФ чрезвычайно характерно для большинства современных экономически, социально и промышленно развитых держав, где довольно высокий уровень экологического, социального и национального сознания существенным образом замедляет негативные техногенные влияния социума на окружающую среду через системы идеологических механизмов, социальная часть которых сводиться к системе экологического воспитания и образования, формирования общественных экологических движений. Через такие механизмы значимые экологические доктрины находят своё отражение в государственной политике, и в законодательстве.
На современном этапе российская экологическая политика достаточно явление молодое и постоянно требующее исключительно тщательной проработки и подготовки.
Экологическая политика России исполнится через структурированную систему органов госвласти, осуществляющих управление и регулирование в области охраны и сохранения окружающей среды.
Именно поэтому основным направлением современной экологической политики РФ было совершенствование и развитие государственного управления в экологической сфере.
Чтобы сформировать систему государственного управления а так же обеспечить такую систему действенными нормативно-правовыми механизмами, необходим определенный уровень развития политического, правового и экологического общества.
Формирование подобной системы в нашем государстве произошло не сразу[3].
Лишь в 1990-х годах роль ключевого документа в качестве общегосударственной экологической доктрины и политики выполняли:
«Государственную программу охраны окружающей среды» СССР на 1991-1995 годы. Только после принятия этого документа началось формирование системы государственного управления охраной окружающей средой.
Этот переход был подтвержден в «Основных положениях государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» утвержденной 4 февраля 1994 года.
Именно на этом документе стала стоиться система государственной охраны экологии и природоохранной политики.