Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 17 ноября 1979 г.;
Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 13 июля 1985 г.;
Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 4 ноября 1988 г.;
Венская конвенция об охране озонового слоя, 22 марта, 1985 г.;
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сентября 1987 г.;
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 25 февраля 1991 г.;
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992 г.;
Конвенция ООН о биологическом разнообразии, 5 июня 1992 г.;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1993 г. и др.
В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоно-разрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.
В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских стан обязались спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети является предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохранения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.
Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.
Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации* международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.
В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития.
За приверженность нашей страны идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).
В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь – последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.
За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:
Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;
Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;
Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;
Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;
Соглашение о принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от
6 июня 1997г.
Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией) и др. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) – с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семинар на тему «Сближение законодательной и нормативно-методической базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси». Осуществляются совместные меры по оздоровлению и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины.
Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи и др.
И это лишь малая толика примеров международного природоохранного сотрудничества нашей страны.
Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн.долл.), выделенных Беларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвертая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы). Еще 14 млн.долл. составила грантовая поддержка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой суммы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснащения предприятий; 1 млн.долл – на проект сохранения биоразнообразия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника, значительные суммы – на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию противопаводковой инфраструктуры в пойме р.Припяти. Однако условием дальнейшего кредитования экологической сферы республики ВБ определил серьезные изменения макроэкономической ситуации в Беларуси. Во всяком случае, перспективы дальнейшего экологического сотрудничества изучаются обеими сторонами. И среди них такие направления, как внедрение экономических инструментов в природоохранную деятельность, проблемы переработки промышленных отходов, введение налогов на товары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки, аккумуляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.
Активное участие Беларуси в процессе международного экологического сотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые пути социально-экономического развития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-технический и интеллектуальный потенциал для совершенствования технологий в целях экологизации хозяйственной деятельности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты – в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные технологии.
Контрольные вопросы
1. Какие наиболее серьезные глобальные экологические проблемы непосредственно затрагивают Беларусь?
2. Что служит интегральным показателем качества жизни человеческой популяции?
3. Каковы основные направления международного экологического сотрудничества?
4. Какая организационная структура ООН специализируется на природоохранной деятельности?
5. Где и когда состоялась международная конференция ООН, принявшая концепцию устойчивого человеческого развития?
6. Штаб-квартира какого международного экологического органа расположена в Минске?
Экзаменационные вопросы
1. Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к проблемам взаимодействия природы и общества.
2. Задачи и функции экономики природопользования.
3. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса.
4. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Характеристика биосферы.
5. Диалектика взаимоотношений человека и природы. Закономерности и принципы природопользования.
6. Усиление антропогенных воздействий на природную среду и их последствия.
7. Природные условия и ресурсы, их экономическая сущность. Классификация природных ресурсов: хозяйственная, естественная, экологическая.
8. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил.
9. Экономическая оценка природных ресурсов: сущность, задачи и функции.
10. Теоретические основы и методы определения экономической оценки природных ресурсов.
11. Эколого-экономическое значение воздушного бассейна и последствия его загрязнения.
12. Основные направления охраны атмосферы и их эффективность.
13. Состояние атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах республики.
14. Источники загрязнения и способы защиты атмосферного воздуха Республики Беларусь.
15. Водные ресурсы мира, их эколого-экономическое значение.
16. Источники и виды загрязнения водных ресурсов, способы борьбы с ними.
17. Состояние водных ресурсов РБ и основные направления их охраны.
18. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества.
19. Воспроизводство плодородия почвы и экологизация сельского хозяйства.
20. Земельные ресурсы РБ и оценка их состояния.
21. Пути улучшения использования и охраны земельных ресурсов Беларуси.
22. Значение растительного и животного мира в природопользовании.
23. Лесные ресурсы и проблемы интенсификации лесопользования.
24. Охраняемые природные территории и их роль в сохранении биоресурсов.
25. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе.
26. Основные направления рационализации использования богатств недр.
27. Минеральные ресурсы РБ и их оценка.
28. Хозяйственный механизм природопользования в условиях перехода к рыночным отношениям. Структура хозяйственного механизма природопользования.
29. Формирование системы эколого-экономического планирования и прогнозирования.
30. Долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование природоохранной деятельности.
31. Территориальное и отраслевое планирование.
32. Управление природопользованием: сущность, методы, функции.
33. Организационные структуры управления экологической сферой.
34. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования.
35. Система экологического мониторинга и учета.
36. Государственная экологическая экспертиза и контроль.
37. Основы экологического нормирования.
38. Экономических механизм природопользования - совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования.
39. Система платного природопользования в Беларуси и ее эффективность.
40. Зарубежный опыт экономического стимулирования рационального природопользования.
41. Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований.
42. Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды.
43. Социальный и совокупный ущербы от загрязнения и истощения природной среды.
44. Инвестирование природоохранной деятельности. Анализ затрат на охрану природы в РБ.
45. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность, показатели, методика определения.
46. Особенности определения социальной эффективности природоохранных затрат.
47. Основные источники и виды финансирования природоохранных мероприятий.
48. Глобальные и региональные экологические проблемы.
49. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.
50. Участие РБ в международном экологическом сотрудничестве.
Литература
1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие.- М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 1994.
2. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие. – Мн., 2000.
3. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: Учеб. пособие. – Мн., 1999.
4. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. – Киев: Наук. думка, 1991.
5. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
6. Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия.– Киев: Наук. думка, 1991.
7. Вермеенко Т.Д. Экологическая лицензия и экологический паспорт предприятия: Конспект лекции. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1997.
8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
9. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии.– М.: Горизонт, 1999.
10. Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием.– М.: Наука, 1993.
11. Гофман К. Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России. // Экономика и мат. методы.– 1994.– Т. 30. Вып. 4.–
С. 22–34.
12. Гофман К. Г. Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. // Экономика и мат. методы.– 1991.– Т. 27. Вып. 2.– С. 315–321.
13. Гофман К. Г., Моткин Г. А. Об имущественной ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды и создании в СССР системы экологического страхования// Экономика и мат. методы.– 1991.– Т. 27, вып. 6.– С. 1005–1012.
14. Гофман К. Г., Рюмина Е. В. “Кредитные отношения” общества и природы. // Экономика и мат. методы.– 1994.– Т. 30, вып. 2.–
С. 17–32.
15. Гусев А. А., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития. // Экономика и мат. методы.– 1996.– Т. 32. Вып. 2.– С. 67–76.
16. Кабушко А.М. Экономика природопользования: Учеб. пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
17. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология. –Л., 1974.
18. Коммонер Б. Технология прибыли.– М.: Мысль, 1976.
19. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Рио-де-Жанейро, июнь 1992. – Новосибирск: РАН, Сиб. отд., 1993.
20. Корб Б., Начилхаут П. Экономические стимулы охраны окружающей среды США. // Экономика и мат. методы.– 1992.– Т.28. Вып. 5-6.– С. 754–760.
21. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХ1 веке. – М.: Косминформ, 2001.
22. Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М.: Инст-т междунар. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1998.
23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.– М.: Республика, 1992.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.
25. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 24, ч. II.
26. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.- Мн.: Нац. комиссия по уст. разв. Респ. Беларусь, 1997.
27. Национальный доклад: Состояние окружающей среды Республики Беларусь. – Мн.: БелНИЦ «Экология» и др., 2001.
28. Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001-2005 годы. – Мн., 2001.
29. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. Учеб. пособие.- М.: Изд-во "ПРИОР", 2000.
30. Окружающая среда и природные ресурсы Республики Беларусь: Стат. сб. – Мн., 2000.
31. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
32. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы, гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994.
33. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подходы предпринимателя– М.: Миннауки РФ, Междунар. ун-т, 1994.
34. Соколовский Н.К. Эколого-экономические проблемы использования и охраны природных ресурсов: Тексты лекций. – Мн.: БГЭУ, 2000.
35. Состояние природной среды Беларуси: Эколог. Бюл. 1999 г. – Мн., 2000.
36. Струмилин С.Г. О цене «даровых» благ природы.// Вопросы экономики, 1967, №8.
37. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учеб. пособие. /Ю.Б.Осипов, Д.Е.Дымов, Д.Г.Зилинг и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
38. Федоренко Н.П. Оптимизация экономики. – М.: Наука, 1977.
39. Формирование политики природопользования/ Апиманова Т.Е., Баврина Е.Е., Войтоловская Е.П. и др. – М., 2000.
40. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). – М.: НИА – Природа, 2000.
41. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений.- Мн.: БГЭУ, 1995.
42. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник.- Мн.: БГЭУ, 2001.
43. Шимова О.С. Эколого-экономическое регулирование: вопросы методологии и практика переходного периода.- Минск: ЗАО "Белбизнеспресс", 1998.
44. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать /Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.– М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
45. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. /Под ред. Э.В.Гирусова, В.Н.Лопатина. – 2-е изд., – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2002.
46. Экономика природопользования /Под ред. Т.С.Хачатурова. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
47. Экономический механизм природопользования: состояние и перспективы: Сб. науч. тр. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1998.
|
Учебное издание
Ольга Сергеевна Шимова