Сказка о том, как разозлился дождь
(М. Пантюхина)
В одной стране, в радужном городе жили люди, и жили они счастливо. Каждое утро их будил веселый добрый дождик. Он звонко стучал своими каплями по крышам и окнам. Люди просыпались под шум дождя и радовались новому дню. Дождь поливал сады и парки, мыл улицы и дома — все были довольны такой жизнью.
Но однажды люди решили построить в своем радужном городе завод с высокими трубами. И задымили трубы... Все радовались работе своего завода и не замечали, что происходит вокруг. Сады не были уже такими благоухающими, птицы не пели веселых песен, и теперь людей по утрам будил не веселый добрый дождик, а долгий, протяжный гул труб.
Дождику сначала стало обидно за людей, ведь даже ему там, на большой высоте, где облака, было трудно дышать от дыма. Он грустил и с каждым днем становился все мрачнее. Перестал он быть добрым, стал злым, желчным, и назвали его кислотным. И прежний веселый добрый дождик стал теперь грозно стучать по крышам и губить радужный город. Его злоба была настолько сильна, что дождевые капли разъедали крыши домов, губили сады и отравляли жизнь всему живому.
Задумались тогда люди. Поняли свою ошибку и решили извиниться перед дождиком и всей природой. Они закрыли на время завод, поставили на трубы защитные фильтры. И когда завод заработал вновь, не было в воздухе ни пыли, ни отравляющих газов. Стало вокруг тихо-тихо, будто и нет вовсе никакого завода.
Дождик вспомнил, как ему было хорошо в радужном городе, вспомнил счастливые лица людей и простил их. Снова каждое утро он будил город и его жителей веселыми, звонкими каплями. И всем стало хорошо жить.
Будет лить веселый дождь, Если природу сбережешь! Сад, деревья, поле, луг Расцветут все разом вдруг! Капли попадут в ручей — Зажурчит еще звончей. Будут счастливы все лица, Если дождик веселится!
Вопросы к сказке
1. Что такое дождь?
2. В чем его польза?
3. Каким может быть дождь?
4. Что разозлило дождик?
5. Какие могут быть пагубные последствия дождя?
. 6. Что сделали люди, чтобы дождь опять стал добрым?
Водяное царство
(М. Гребенёва)
Есть на свете соленые водяные царства — моря и океаны, а есть пресные водяные царства — реки и озера. В соленых водяных царствах живут удивительные обитатели: маленькие, большие и даже огромные рыбы, медлительные медузы, красивые морские звезды, крабы, маленькие креветки. В пресных водяных царствах обитают рыбы, улитки, раки, лягушки, пиявки.
(Какие реки и моря вы знаете? Каких обитателей рек, прудов и морей видели сами ?)
В одной стране было красивое, чистое пресное водяное царство. В нем плавали прекрасные большие и маленькие рыбки, а на дне росли замечательные зеленые водоросли.
Возле этого озера жил один очень жадный человек. Он хотел заработать как можно больше денег. Для этого он построил на берегу царства большой завод по производству чернил. И потекли из труб завода в водяное царство черные отходы и стоки.
(Что и для чего построил жадный человек ?)
Однажды утром маленькие рыбки увидели, что все водяное царство стало черным, даже зеленые водоросли почернели на дне, — и им стало страшно. Вода в царстве стала настолько грязной, что они с трудом могли плавать. Вскоре рыбки заболели.
(Почему заболели рыбки ?)
В это время по берегу пресного водяного царства шел добрый человек. Обратил он внимание, какой грязной стала вода, подошел поближе и заметил больных, еле плавающих маленьких рыбок. Добрый человек подумал: «Как же сделать воду чистой, чтобы спасти этих маленьких рыбок?»
Он огляделся вокруг и обнаружил большой завод, из которого прямо в реку текли черные отходы.
(Что и почему захотел сделать добрый человек ?)
Побежал добрый человек к этому заводу и встретил там его хозяина. Жадный человек закричал, даже ничего не выслушав:
— Что тебе нужно? Это мой завод! Уходи отсюда!
А добрый человек ответил ему:
— Посмотри, черные отходы из труб твоего завода стекают прямо
в водяное царство!
Жадный человек заворчал:
— Ну и что! Какое мне дело до этой воды! Я занят! Не мешай мне!
— Как тебе не стыдно! — произнес добрый человек. — В этом водяном царстве живут маленькие рыбки, которые заболели и скоро умрут, если ты не прекратишь загрязнять воду!
Стыдно стало жадному человеку. Он остановил работу своего завода, и на все трубы прикрепил очистительные фильтры.
(Для чего нужны очистительные фильтры ?)
Черные отходы перестали стекать в водяное царство, но оно пока все еще оставалось грязным, и маленьким рыбкам не становилось лучше.
(Почему водяное царство не сразу стало чистым ?)
Добрый человек предложил жадному человеку очистить воду и убрать мусор со дна. Хозяин завода согласился — ему вдруг тоже захотелось спасти маленьких больных рыбок. Три дня и три ночи продолжалась очистка водяного царства от мусора и отходов. И стало водяное царство снова чистым и красивым, как раньше.
Маленькие рыбки выздоровели и поплыли посмотреть на водоросли, которые стали зелеными и красивыми. Очень обрадовались маленькие рыбки тому, что стало им весело плавать в своем чистом водяном царстве.
(Что стало с рыбками после очистки царства ?)
Жадный человек перестал быть жадным, подружился с добрым человеком, и они стали жить вместе на берегу озера. Теперь они следят за тем, чтобы никто не загрязнял его, и говорят всем прохожим: «Будьте добрыми! Берегите водяное царство!»
(Почему нужно беречь водоемы ?)
Лесной пожар
(А. Смирнова, А. Устинова)
Стоял прекрасный летний день. Чудесно заливались в песне птицы, зайчиха умывала своих маленьких зайчат после прогулки и каждый лесной обитатель был занят важным делом.
Вдруг появился старичок-лесовичок с обеспокоенным видом. Оказалось, что в соседний лес пришли люди, которые решили отдохнуть от городской суеты.
(Как люди в лесу отдыхают ?)
Они развели костер, посидели, отдохнули и ушли домой, а костер затушить забыли.
(Что нужно сделать перед тем, как уйти домой из леса ?)
И тогда произошло непоправимое: огонь костра разгорелся и ярким пламенем охватил рядом растущие деревья, кустарники, траву. Загорелось все вокруг и вскоре не осталось ничего живого. Не уда-
лось пожар потушить, сгорел весь лес. Горько заплакал старичок-лесовичок, ведь все звери и птицы были его друзьями, каждое дерево, каждый листочек, каждая травинка были для него родными. Сколько же пройдет лет, пока на выгоревшем месте вновь вырастет новый лес! Погоревал, погоревал старичок-лесовичок, да делать нечего, пришлось ему уйти в другой лес, а всех горожан старичок-лесовичок призывает впредь охранять лес от пожара.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Вцелях математического развития дошкольников можно использовать познавательные сказки Л.А. Левиновой, Г.В. Сапгира «Кубарик и Томатик, или Веселая математика», Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой «Необыкновенные приключения в городе Математических Загадок», «Как Топ учился математике», Т.А. Шорыгиной и др. Занимательная форма этих сказок, веселые и остроумные герои вводят ребенка в сложный и прекрасный мир математики. Кубарик и Тома-тик — герои сказок Л.А. Левиновой и Г.В. Сапгира — помогают ребенку выделять из однородной группы один предмет и составлять из отдельных предметов группу; сравнивать группы предметов по количеству (столько-сколько, поровну, больше-меньше и пр.), величине (длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др.); различать и называть круглые предметы; определять пространственные направления (справа, слева, около и пр.).
По утверждениям Т.И. Ерофеевой, Е.В. Колесниковой, Л.Н. Павловой, для успешного формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников крайне важно наряду с другими методами также использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то, и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
В математическом образовании детей дошкольного возраста найдут применение предлагаемые познавательные сказки.
Волшебный город
(Л. Пономарёва)
Жил-был мальчик, звали его Сережа. Он ничем не отличался от других детей: у него тоже были мама и папа, он тоже ходил в детский сад, у него было много друзей, ведь он был хорошим мальчиком. Только вот беда, Сережа очень не любил математику. «Уж очень
скучное занятие», — вздыхал мальчик каждый раз, когда взрослые безуспешно пытались занять его математическими задачками.
В тот злополучный день, когда воспитательница сделала ему замечание, что он на занятии по математике смотрел в окно вместо того, чтобы слушать, пришел Сережа домой грустный, лег на кровать и тотчас заснул.
И приснился ему сон. Как будто попал Сережа в сказочный город, да не какой-нибудь, а математический. Смотрит мальчик, а кругом одни цифры да геометрические фигуры: дома построены из квадратов и треугольников, на газонах вместо цветов цифры, и даже на деревьях цифры висят.
— Опять эта математика! — рассердился Сережа. — Пойду-ка я
лучше дорогу домой поищу, а то мама с папой, наверное, уже зажда
лись меня.
Ходил-ходил Сережа, да только не смог выйти из города. Устал он, уселся на какой-то овал и горько заплакал. Мимо пробегали сестрички-единички, услыхали, что мальчик не может домой попасть, и жалко им стало Сережу. Решили они сходить к королю Нолю, попросить его Круглое Величество отпустить беднягу домой.
Король Ноль внимательно выслушал просителей и сказал:
— Я знаю, Сережа, ты славный мальчик. Я смогу отпустить тебя
домой, если ты выполнишь несколько моих заданий. А не выпол
нишь, придется тебе здесь задержаться и математикой позаниматься.
Итак, вот тебе мое первое задание: смотри — здесь две корзинки, в
одной лежит морковка, в другой — капуста. Вопрос мой простой:
чего больше, моркови или капусты?
(Как узнать, каких овощей больше ?) Крепко задумался Сережа.
— Непростая ситуация. Как же узнать? Вроде что-то как-то объяс
няла воспитательница на занятиях. Да, правда, можно сосчитать!
Только считать Сережа научился до трех, а овощей оказалось гораздо больше.
— Что же можно еще сделать? Да, можно приложить овощи друг
к другу, как же я сразу не догадался! — воскликнул мальчик.
(Как, не считая, узнать, каких овощей больше, каких меньше?) Выложил Сережа морковки в ряд и стал капусту к ним прикладывать, так оказалось, что одна морковка лишняя.
— Морковки больше, чем капусты, — произнес мальчик.
(А вы как думаете, чего больше? Как можно сказать по-другому?)
— Ну что ж, твоя взяла, — сказал король Ноль. — Но на этом твои
испытания не закончились, вот тебе второе задание.
Тут король исчез, а Сережа очутился на полянке. Видит, стоят три домика разной высоты, а рядом три зайца между собой отчаянно спорят.
— Эй, вы чего ругаетесь? — закричал мальчик.
— Это все он виноват, — сказал самый большой заяц, указывая на самого маленького. — Я хочу жить вот в этом самом низком домике, а он говорит: «Нет, я буду здесь жить!» Но ведь я же первый сюда прибежал!
Сережа только засмеялся.
— Ты выбрал этот домик? Да ты что, зайчишка! У тебя уши в трубу высунутся, а хвост дверями прижмет. Домик ведь низенький!
— Как же нам быть? — забеспокоились зайцы. — Вон тучки на небе собираются, скоро дождь пойдет, а мы никак решить не можем, кому в каком домике жить.
— Не горюйте, я вам помогу. Вот этот домик самый низкий, этот — повыше, а этот — самый высокий. А теперь, зайцы, становитесь в ряд! Так, ты — самый большой зайчик, будешь жить в самом высоком домике. Ты — зайчик ростом поменьше, поэтому будешь жить в домике пониже. А ты — самый маленький зайчишка, будешь жить в самом низком домике.
(А вы, ребята, как бы расселили зайчиков?)
Заморосил дождик. Зайцы спрятались в своих домиках и поблагодарили мальчика за помощь:
— Ой, как хорошо жить в домике! Спасибо, Сережа, без тебя мы
бы ни за что не разобрались!
Вдруг полянка с зайцами исчезла, и Сережа вновь оказался перед королем. Король Ноль отметил успехи мальчика:
— Ты молодец, Сережа! Два-ноль в твою пользу, — пошутил он. —
Осталось выполнить последнее, пожалуй, самое трудное задание.
С этими словами король Ноль снова исчез, а Сережа оказался в лесу. Видит, на пеньке сидит пират и горько плачет.
— Что случилось? — спросил его Сережа.
В ответ мальчик услышал следующий рассказ:
— Узнал я, что где-то в этом лесу зарыт клад, и карту уже нашел,
да беда: от радости забыл, где право, где лево, и ничего теперь не
могу по этой карте понять. Который день уже сижу здесь на пне.
Мальчик предложил:
— Не плачь, лучше давай вместе карту посмотрим. Так, три шага
прямо — это сюда, а теперь два шага влево. Так, что там дальше — вверх!
Как так? А, здесь холмик, надо на него подняться, а теперь вниз, это
значит, что с него надо спуститься. Теперь снова три шага прямо, это мы
уже умеем, и один шаг вправо. Ура! Пришли! Давай быстрее копать!
Копали они, копали, вдруг видит Сережа дверь какая-то в земле старинная. Потянул мальчик за ручку и... проснулся. Открыл, а перед ним — родной город. Обернулся мальчик, смотрит, а он в своей кроватке лежит, а рядом папа с мамой стоят, улыбаются.
— Вставай, засоня! Ты бы лучше задачку по математике решил.
Анна Ивановна опять на тебя жаловалась.
Сережа тотчас вскочил с кровати.
— А знаете, не такая уж скучная вещь — эта математика!
(А вы, ребята, как думаете?)
Приключения Единицы
(Н. Дильман)
Однажды мужик вез сено домой на телеге. Вдруг из копны выпала соломинка. Когда она падала, то попала под колесо, ее конец надломился, и она стала очень похожа на единицу. Так ее и стали звать Единицей. Как-то раз соломинка Единица подумала: «Повезло мне, однако, а то бы пролежала всю жизнь в стогу», — и решила отправиться в путешествие по всему белому свету.
Долго ли, коротко шла она, но дошла соломинка до речки и стала думать, как же ей переправиться на другой берег. Вдруг увидела лебедя, похожего на цифру Два. Попросила Единица лебедя перевезти ее на другой берег, тот и согласился. А когда перевез и узнал, что Единица путешествует, захотел отправиться в странствие вместе с ней. Так как он был похож на двойку, соломинка стала звать его Двойка.
Отправились путешественники дальше уже вдвоем. Шли они, шли и встретили на своем пути гусеницу. Гусеница увидела их, испугалась, замерла и стала похожа на цифру три. Позвали друзья гусеницу с собой, она согласилась, и тотчас все отправились дальше, а гусеница получила новое имя — Тройка.
Вот Единица, Двойка и Тройка пришли в лесную избушку. Соломинка вскарабкалась на стул, который был похож на Четверку, только перевернутую, но неожиданно упала вниз головой. Когда в таком положении она посмотрела на лебедя, то увидела, что он похож уже не на Двойку, а на Пятерку. Очень испугавшись такому изменению, соломинка Единица снова забралась на стул и старалась больше уже не падать.
Тем временем гусеница Тройка увидела дверь, замок на которой походил на цифру Шесть. Лебедь Двойка и гусеница Тройка с помощью кочерги, которая была похожа на цифру Семь, открыли замок и попали в другую комнату избушки, где увидели матрешку, похожую на цифру Восемь. Матрешка очень обрадовалась, что наконец-то ее открыли и что к ней пришли гости. Она напоила всех чаем и угостила круглыми баранками, напомнившими всем цифру Ноль. Затем уставшие гости улеглись спать. Соломинка прижалась к лебедю, ей стало тепло и она уснула крепким сном. Гусеница Тройка долго ворочалась и во сне становилась похожей на цифру Девять.
Наутро, когда все проснулись, друзья отправились путешествовать дальше. Ведь приключения не заканчиваются!
Золушка
(Н. Малых)
Давным-давно в сказочном лесу жила семья дровосека. Отец семейства с утра до вечера трудился в лесу, рубил деревья, а жена с дочкой занимались домашним хозяйством. Девочку звали Золушкой. Она была очень добрым, трудолюбивым, отзывчивым ребенком. Жили они дружно и счастливо.
Но однажды в их семью пришло горе: от тяжелой болезни умерла жена дровосека. Долго печалился он, пока снова не решил жениться. Мачеха и две ее злые ленивые дочери сразу невзлюбили Золушку. Мачеха заставляла девочку работать с утра до вечера, и некому было пожалеть бедную девочку, так как отец любил мачеху и говорил дочке, что со временем все уладится. Однако шло время, а отношение мачехи к Золушке не менялось.
Однажды в теплый летний день все жители округи были приглашены на королевский бал. Золушка так мечтала побывать на празднике и потанцевать под красивую музыку. Однако мачеха сказала девочке:
— Мы уезжаем на бал, а ты в это время сходи в кладовку, возьми
мешок с гречневой крупой и узнай, сколько там крупы.
Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка пришла в кладовую, нашла мешок с крупой, посмотрела, как много там зернышек, и горько заплакала:
— Неужели я смогу сосчитать каждое зернышко до возвращения
мачехи и сестриц?
От таких мыслей ей стало еще тоскливее, она начала плакать так сильно, что не заметила, как рядом с ней появилась фея.
— Здравствуй, дитя мое! — ласково сказала фея девочке. — Поче
му ты горько плачешь?
Золушка вздрогнула, обернулась и, увидев фею, радостно подбежала к ней и обняла.
— Здравствуй, дорогая крестная! Как я рада тебя видеть! Ты все
гда рядом, когда мне плохо. А плачу я потому, что злая мачеха уехала
с сестрицами на бал, а мне велела сосчитать гречневые крупинки в
мешке. Здесь их так много! Как же я их сосчитаю?
Фея улыбнулась и нежно сказала:
— Не надо плакать, моя девочка. А чтобы узнать, сколько здесь
крупы, необязательно считать каждое зернышко. Количество можно
измерить еще чем-нибудь, например чашками. Давай попробуем.
Фея взмахнула своей волшебной палочкой, и перед Золушкой появилась чашка с голубой каемкой и розовыми цветочками. Девочка зачерпнула полную чашку крупы и остановилась. «Куда же пересыпать измеренную гречку? Наверное, нужно взять пустой мешок», — подумала она.
— Совершенно верно, — вдруг произнесла фея.
Золушка постоянно забывала, что фея умеет читать мысли. Девочка огляделась, подошла к полке и взяла пустой мешок.
— Ну вот, теперь все готово, можно измерять, — сказала фея.
Золушка радостно принялась за работу. Она наполняла чашку кру
пой и пересыпала ее в пустой мешок, считая каждую: одна, две, три...
Крупы было так много, что в какой-то момент Золушка сбилась со счета и растерянно посмотрела на фею. Та ей ласково улыбнулась и сказала:
— Чтобы не забывать, сколько чашек крупы ты уже отмерила, от
кладывай камушек после каждой высыпанной чашки. Потом сосчита
ешь камушки и узнаешь, сколько гречневой крупы было в мешке.
Золушка так и сделала: пересыпала всю крупу из одного мешка в другой, измерив ее чашками, потом сосчитала все камушки. Их оказалось двадцать три.
—Значит, в мешке двадцать три чашки крупы, — решила девочка.
—Молодец, дитя мое, ты все правильно сделала, — похвалила ее фея. Она нежно прижала Золушку к себе и сказала: — Я знаю, о чем ты мечтаешь. Ты мечтаешь поехать на бал. За твое трудолюбие и усердие я исполню твою мечту.
Они вышли в сад. Фея взмахнула волшебной палочкой, и перед Золушкой появилась роскошная карета, запряженная тройкой белых лошадей, а старая одежда Золушки превратилась в прекрасное бальное платье. Золушка поблагодарила крестную и отправилась на бал.
Красная Шапочка
(Н. Комарова, Л. Ожёгина)
В одной деревне жила-была девочка. Она всегда ходила в красной шапочке, которую ей подарила бабушка, поэтому ее так все и называли: Красная Шапочка.
Однажды напекла ее мама пирожков и послала девочку отнести гостинцы бабушке. Пирожки получились вкусные, румяные, разной формы и с разной начинкой. А так как бабушка любила только круглые пирожки (они были с яблочной начинкой), то Красной Шапочке пришлось выбрать именно их.
Красная Шапочка шла сначала через луг. На небе сияло солнышко, птицы распевали свои веселые песенки, а под ногами прыгали кузнечики.
(Где сияло солнышко?Где прыгали кузнечики?)
Шла Красная Шапочка, собирала цветы и напевала веселую песенку. Так дорога привела ее к лесу, за которым жила бабушка. Только вошла Красная Шапочка в лес, как вдруг, откуда ни возьмись, навстречу ей выбежал Серый Волк и спросил:
— Куда это ты направилась, Красная Шапочка?
Девочка рассказала Волку, что идет к бабушке и несет пирожки. Тогда он спросил ее:
— А где живет твоя бабушка?
— Вот за этим лесом в первом домике, с краю, — ответила девочка Волку.
Красная Шапочка знала, что к бабушкиному дому ведут две дорожки — длинная и короткая. Поэтому, когда Серый Волк спросил, по какой дорожке ему можно дойти до бабушки, девочка не растерялась и показала ту, по которой идти дольше всего.
(Какую дорожку показала Волку Красная Шапочка?Какую выбрала сама и почему?)
Дорожка, по которой пошла Красная Шапочка, оказалась короче, она пришла к бабушке раньше и заперла за собой дверь. Волк бежал по длинной дорожке очень долго, а когда прибежал, то дверь в дом бабушки оказалась заперта, и ему пришлось уйти ни с чем.
Сказка про трех друзей
(П. Леванова)
Однажды встретились Квадрат и Прямоугольник. Они были старые друзья, но давно не виделись. Очень обрадовавшись встрече, они решили навестить своего третьего друга, которого звали Треугольник. Дорога к его домику была очень длинная, и друзьям предстояло преодолеть много трудностей. Сначала тропинка привела их в дремучий лес, а так как дорожка там была неровной, то друзьям пришлось прыгать с кочки на кочку. Квадрат быстро преодолел это препятствие, так как все стороны у него были равны. Зато Прямоугольник постоянно падал, ведь у него стороны разной длины: две длинные и две короткие. Прямоугольник очень завидовал Квадрату.
Но вот тропинка привела друзей к реке. Река была широкая и глубокая, а на берегу сидел Зайчик и горько плакал.
— Что с тобой, Зайчик? — спросили друзья.
— Я потерялся, — ответил Зайчик. — Мой дом находится на том берегу, а я не могу туда попасть.
— Не плачь, мы поможем тебе, — сказал ему Квадрат. — Я буду мостом.
Квадрат встал на край берега и хотел дотянуться до другого, но... бултых! — упал в воду и чуть не утонул. Когда Прямоугольник вытащил его из воды, Квадрат был весь мокрый. Тогда за дело взялся Прямоугольник, ведь две стороны у него длиннее, поэтому он с легкостью дотянулся до другого берега.
Зайчик и Квадрат перебежали по Прямоугольнику на другую сторону, помогли подняться другу и долго его благодарили. Прямоуголь-
ник был очень доволен и больше никогда ни в чем не завидовал Квадрату. Друзья попрощались с Зайчиком и продолжили свой путь. Наконец они увидели Треугольник. Он сидел на поляне и грустил. Даже приход друзей не вызвал у него особой радости.
— Что случилось? — спросили друзья.
— Ничего, — грустно ответил Треугольник, — просто я совершенно никому не нужен и ужасно одинок.
От таких слов загрустили и Квадрат с Прямоугольником, и призадумались: все-таки зачем же они нужны?
Вдруг Квадрат кое-что придумал, улыбнулся и сказал:
— Эй, Треугольник, становись на мою верхнюю сторону!
Треугольник влез на одну из сторон Квадрата и получился... са
мый настоящий дом!
— Отличный дом! — воскликнул Прямоугольник. — Но чего-то
не хватает.
Прямоугольник влез на одну сторону Треугольника и получилась... труба!
— Вот здорово! — обрадовались все. — Теперь мы вместе, и мы —
дом, а хороший дом всегда кому-нибудь нужен!
Проделки Снежной Королевы
(И. Вылегжанина, О. Галкина)
Снежная Королева, повелительница холодной Лапландии, захотела сделать так, чтобы весь мир принадлежал ей, чтобы на всем белом свете всегда была зима. Только зима! Для этого она украла у доброго волшебника по имени Круглый Год его волшебную палочку, произнесла заклинание, однако в спешке перепутала слова. В результате все времена года смешались и никак не могли разобраться друг с другом, когда идет снег, а когда дождь; когда прилетают птицы, а когда расцветают цветы и пр.
Спорили они, спорили, а между тем среди зимы растаяли огромные сугробы, запели птицы, зацвели цветы, прилетели бабочки. Люди шли в шубах и шапках и ничего не могли понять. А ребята, которые играли в снежки, и сами не заметили, как вместо снежных комков у них в руках оказалась вода.
Только люди сняли зимнюю одежду, как вдруг опять налетел ветер, посыпался снег, все кругом замерзло, речка льдом покрылась. «Откуда столько бед? — спрашивали друг друга взрослые. — Никогда такого не бывало!»
В это время добрый волшебник Круглый Год заметил пропажу своей волшебной палочки. Вышел он на улицу и увидел: творится что-то невообразимое. Он догадался, что это проделки Снежной Королевы. Но что теперь делать? Заглянул он в свою волшебную книгу и нашел там ответ, что расколдовать мир могут только дети, пото-
му что у них самые чистые и добрые сердца. Если ребята назовут признаки разных времен года, то чары Снежной Королевы развеются. Круглый Год заглянул в находящийся поблизости детский сад, рассказал ребятам о несчастии и попросил у них помощи. Дети тотчас согласились и, разгадывая загадки, назвали признаки времен года:
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной.)
Солнце печет, Липа цветет, Рожь прибывает. Когда это бывает? (Летом.)
Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят.
(Осенью.)
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
(Зимой.)
В тот момент, когда дошкольники отгадали последнюю загадку, все завертелось, закружилось, волшебная палочка выскользнула из рук Снежной Королевы и оказалась в руках у Круглого Года. С этого момента все пошло своим чередом.
Золотая арфа
(В. Герасимов)
В далеком царстве-государстве жил-был мудрый король Вайс со своими сыновьями. И все бы ничего, однако стал слишком стар король, чтобы управлять государством. Позвал он трех своих сыновей и сказал им:
— Дети мои, я стар и очень болен. Пришло время передать одному из вас трон и все королевство. В одной из многочисленных комнат подземелья нашего замка есть волшебный предмет, который сможет развеселить меня. Тот, кто принесет его, и станет новым королем. В подземелье много дверей, но нужная вещь скрыта за круглой зеленой дверью. Не ошибитесь! Ступайте и найдите этот предмет.
Долго ходили по подземелью сыновья и наконец-то вернулись к отцу.
— Ну что, дети мои, вы принесли то, о чем я говорил? — спросил
король.
—Да, — ответил старший сын Соддир. — Вот он. И протянул отцу цветочный горшок.
—Что это? — удивился король.
—Тот предмет.
—В какой комнате ты его нашел? За какой дверью?
— Как ты и говорил, дверь была по форме как стол, а цвет был — как у неба.
— Глупец! — в сердцах сказал король. — Это была голубая прямоугольная дверь, а тебе нужна была круглая зеленая. Средний сын, а что ты мне принес?
— Вот посмотри, мой король, — сказал средний сын Партигор и протянул отцу старый ботинок.
— Это не то! — еще больше возмутился король. — За какой дверью ты его нашел?
— Дверь была такой формы, как солнце, а цветом — как земля.
— Та дверь была круглая, правильно, но она зеленого цвета, а не черного. Ну да ладно. Младший сын, что ты мне принес?
— Вот посмотри, по-моему, это то, что надо, — сказал младший сын Клеевар и протянул отцу волшебную золотую арфу.
— Да, это именно то, что я хотел. Но как ты догадался, какую дверь ты открывал?
— Нет ничего проще: я знаю, как выглядит круг и какой цвет называется зеленым — это цвет травы и листьев.
— Скажи, а почему твои старшие братья не знают этого и не справились с заданием?
— Видимо, потому, что Солдир все свободное время проводит на рыцарских турнирах, Партигор веселится на балах, а я люблю учиться, читать, узнавать все новое.
Отец похвалил своего младшего сына и назначил его своим преемником. Он знал, что умный король будет править лучше всех. Своих старших братьев новый король отправил учиться.