Принципы организации экологической деятельности
Принцип гетерогенности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы.
Условия реализации данного принципа: педагогическая организация разносторонней деятельности, репрезентирующий образы природных объектов, сформированные у школьников, а также освоение ими разнообразных технологий взаимодействия с природными объектами. Другими словами, речь идет разнородном как реальном, так и идеальном взаимодействии личности с миром природы.
Развитие субъективного отношения к природным объектам происходит в процессе разнообразных презентаций сложившихся у человека образов мира природы: в рисунке, в сочинении, в лепке, в стихотворении, в пластической миниатюре, в научном реферате и т.д.
При освоении школьниками технологий взаимодействия с природными объектами нужна педагогическая организация раз-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
методологические основы педагогической коррекции
личных типов такого взаимодействмя, в зависимости от специфических требований, детерминированных особенностями самих природных объектов: аквариумистика, цветоводство, содержание собак и кошек, посадка деревьев, подкормка птиц и т.д.
Принцип актуализирующей направленности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в такую деятельность, которая актуализирует, «запускает» те или иные психологические механизмы развития субъективного отношения к природе.
Условия реализации данного принципа: приоритет непрагматического непосредственного взаимодействия личности с природными объектами; актуализация в такой деятельности механизмов эмпатии, идентификации, рефлексии и др.; принципиальное избегание ситуаций деструктивной деятельности по отношению к природным объектам, особенно ситуаций их умерщвления и др.
В процессе коррекции субъективного отношения к птицам можно, например, предложить придумать для птиц названия, которые бы вызывали к ним симпатию («дятел старательный», «грач элегантный»). Выполнение этого задания «запускает» механизмы субъектификации, что обусловливает развитие отношения к птицам, характеризующегося субъектной модальностью и т.д. Или можно предложить провести, на основе данных учета птиц, анализ динамики гнезд белого аиста за последние десять лет. В процессе такого анализа школьники обнаружат тенденцию сокращения гнезд этих птиц, «откроют», что это связано с неосторожной деятельностью человека. В процессе этой аналитической деятельности «включаются» лабилизационные механизмы, корректирующие образ мира личности.
Данный принцип предусматривает приоритет таких технологий взаимодействия с миром природы, которые обеспечивают наиболее тесный контакт личности с природным объектом, его партнерский характер, процесс общения. Например, обучение попугайчика произнесению каких-либо фраз представляется с этой точки зрения более эффективным, чем просто содержание пары попугаев в клетке.
В соответствии с данным принципом, предпочтение отдается тем видам деятельности, которые направлены на нравственно-экологическое развитие личности, а не только на улучшение окружающей среды.
Принцип индивидуальной психологической адекватности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразна организация деятельности, соответствующей специфическим психологическим особенностям личности.
Условием реализации данного принципа является включение личности в такую деятельность, которая соответствует существующей у нее доминирующей мотивации. Согласно этому принципу, например, для младших школьников преимущественно организуется деятельность по изучению птиц, наблюдению за ними, для младших и средних подростков — деятельность по освоению технологий содержания птиц, а также биотехнических технологий; для старших подростков — коллекционная деятельность; для старшеклассников — эстетическое освоение мира птиц и т.д.
Описанные принципы регулируют педагогическую деятельность, направленную на коррекцию субъективного отношения к отдельным природным объектам или их группам и категориям. Однако, как уже отмечалось, важно развивать у школьников высокий уровень и таких параметров, как широта и обобщенность отношения к миру природы. Из этого условия вытекает седьмой методологический принцип.
Принцип гетерогенности природных объектов заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать взаимодействие личности с разнообразными природными объектами, представляющими различные их категории: царства, типы, классы и т.д.
При взаимодействии с каким-либо природным объектом к нему складывается определенное субъективное отношение. Затем оно переносится и на другие сходные природные объекты, а на основе синтеза отношений, соответствующих различным категориям природных объектов, формируется отношение человека уже ко всему миру природы в целом.
Например, субъективное отношение к своему волнистому попугайчику — это основа, на которой развивается отношение сначала ко всем попугаям этого вида, затем к различным попугаям вообще, а далее переносится на всех птиц, все царство животных, мир природы в целом. Чем с большим количеством разнообразных природных объектов взаимодействует личность, тем интенсивнее становится ее отношение к миру природы в целом.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...
методологические основы педагогической коррекции
14.4. методические принципы и методы