Тема 9. основы экологического права

Стоящая перед современным человечеством задача сохранения ОС главным образом заключается в необходимости сохранения качества этой среды, привычной человеку.

Охрана окружающей среды— это комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических, биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых для здоровья и благосостояния человека.

Основная форма закрепления государственной экологической политики — экологическое законодательство является самостоятельной отраслью современного российского права.

Комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей, называется экологическим правом.

Нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы, являются источниками экологического права. Это в первую очередь Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, а также правовой обычай.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.93 г.

· «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42).

· «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Основы современного экологического права были заложены Законом РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», замененного в настоящее время Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Закон определяет правовые основы государственной политики нашей страны в области охраны ОС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• сохранение биологического разнообразия;

• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

• обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

• обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

• независимость контроля в области охраны окружающей среды;

• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и пр.

Деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований может быть: ограничена, приостановлена либо прекращена.

Особой охране подлежат:

• объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия;

• заповедники, заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также иные природные комплексы;

• исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России;

• континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;

• объекты, имеющие особое природоохранное значение;

• редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Структура экологического права:

1. Природно-ресурсное право – совокупность нормативных документов, регулирующих использование и охрану отдельных видов ресурсов (Лесной, Водный, Земельный кодексы, ФЗ «О недрах» и т.д.).

2. Природоохранительное право - совокупность нормативных документов, регулирующих охрану природы (ФЗ «Об охране окружающей природной среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и т.д.)

За нарушение законодательства в области охраны ОС в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» установлены следующие виды ответственности:

1. административная,

2. уголовная,

3. дисциплинарная,

4. имущественная.

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным органом государства мер административного взыскания. В соответствии с гл. 8 ≪Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях≫ от 30.12.01 № 195-ФЗ в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы:

• на граждан — 1—25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

• на должностных лиц — 3—200-кратный размер МРОТ;

• на юридических лиц — 30—3000-кратный размер МРОТ.

Лица, допустившие нарушения природоохранного законодательства, могут быть привлечены к административной ответственности государственными инспекторами в области охраны ОС.

Уголовная ответственность наступает в аналогичных случаях (при схожих обстоятельствах), что и административная, различие состоит в степени тяжести последствий — при менее серьезных последствиях предусматривается ответственность за административное правонарушение (проступок), а при больших — ответственность за уголовное преступление. Кроме того, уголовная ответственность наступает только при наличии общественно опасных последствий, оговоренных действующим Уголовным кодексом, тогда как одним из предварительных условий привлечения к административной ответственности является отсутствие в совершенном правонарушении признаков преступления.

Уголовный кодекс (УК) РФпредусматривает 16 составов экологических преступлений, сформулированных в гл. 26. Отдельно оговорен такой состав экологических преступлений, как экоцид— «массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу».

Наказание за экологические преступления по Российскому законодательству установлено в виде:

• наложения штрафа;

• исправительных работ на срок до трех лет;

• ограничения свободы на срок до трех лет;

• лишения свободы на срок до пяти лет.

Однако за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей, а также за уничтожение или повреждение лесов путем поджога или в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами и сбросами предусмотрены более строгие наказания в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Кроме того, за совершение экоцида предусмотрено наказание в виде лишения свободы на 12—20лет.

Должностные лица и работники организаций, виновные в совершении экологических правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за нарушение экологического законодательства, приведшее к негативному воздействию на окружающую среду.

В соответствии с Гражданским кодексом РФимущественная ответственность заключается в обязанности возмещения вреда, причиненного имуществу граждан либо физических лиц. Федеральный закон от 10.01.02№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает возместить в полном объеме вред, причиненный негативным воздействием окружающей среды, загрязненной вследствие хозяйственной или иной деятельности. Особенностью имущественной ответственности является то, что она направлена на компенсацию причиненных потерпевшему убытков за счет правонарушителя.

В соответствии с трудовым законодательством РФ должностные лица и иные работники, в результате действия или бездействия которых организация (работодатель) понесла расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного экологическим правонарушением, привлекаются к материальной ответственности. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой вред, а неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Также материальная ответственность работника исключается при возникновении ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны.

Контрольные вопросы и задания

1. Какими экологическими правами обладают граждане РФ?

2. Перечислите меры административной ответственности.

3. В чем заключается имущественная ответственность граждан?

Наши рекомендации