Мероприятия по снижению воздействия на среду совокупности машин и дорожной сети (экотехнологические решения)
Основные мероприятия связаны с упорядочением транспортных потоков, формированием рациональной структуры автомобильного парка, а также искусственных экосистем на придорожных территориях.
1. Снижение выбросов и шума путем снижения количества ускорений автомобилей при движении в транспортном потоке достигается на разных уровнях.
а) на локальном уровне:
- использование кругового движения и оптимизация схем организации движения;
- ограничение использования околотротуарных стоянок и оптимизация размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта;
б) на сетевом уровне:
- строительство транспортных развязок в разных уровнях и подземных пешеходных переходов;
- введение ограничений на движение транспортных средств по отдельным полосам, выделение улиц для грузового движения;
- внедрение схем одностороннего движения;
- оптимизация размещения временных автомобильных стоянок;
- совершенствование организации движения (оптимизация скоростных режимов, «зеленая волна», улучшение светофорного регулирования);
- введение бестранспортных зон.
2. Формирование рациональной структуры автомобильного парка.
В этот пункт входит формирование автомобильного парка с определенным уровнем экологической ответственности, которое может происходить двумя путями.
Первый путь включает в себя:
- прогноз численности, структуры автопарка по возрасту, виду топлива в рассматриваемый период времени;
- обоснование исходных данных (годовых пробегов отдельных групп автомобильных транспортных средств (АТС) в каждой возрастной группе, пробеговых выбросов вредных веществ и расхода топлива АТС);
- оценку валовых выбросов вредных веществ и объема топливопотребления автопарком;
- корректировку численного состава парка машин, пробеговых выбросов и расхода топлива отдельными группами ATC.
Возможен и другой подход к определению структуры и численности автомобильного парка при наличии экологических ограничений. Парк считается сформированным с заданным уровнем экологической ответственности, если в приземном слое атмосферы над всей контролируемой территорией концентрации отдельных компонентов выбросов в атмосферном воздухе не превышают санитарно-гигиенические нормы.
3. Формирование искусственных экосистем на придорожных территориях.
Этот пункт формирует определенные требования к зеленым насаждениям, которые должны:
- противостоять чрезмерным газопылевым выбросам, тяжелым металлам, электромагнитным полям и тепловым аномалиям, солевому стрессу, изменению кислотности, уплотнению и подтоплению почвы, вредителям и болезням растений;
- создавать придорожный ландшафт, положительно действующий на восприятие водителем изменения дорожной обстановки;
- обеспечивать максимальную снего- и пылезащиту, снижение шума, а также концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе;
- аккумулировать тяжелые металлы биомассой;
- иметь фиксированные пределы роста биомассы.
Конструирование искусственной экосистемы предполагает после ее создания специализированный уход с применением биологически активных веществ, биологических удобрений и биопестицидов, поскольку искусственное ее происхождение исключает самодостаточность, которую можно наблюдать в природе.
Зона влияния дороги на параметры окружающей среды (ширина полосы избыточного загрязнения, когда по решению санитарно-экологических органов может быть запрещена хозяйственная деятельность) в зависимости от интенсивности движения и при отсутствии лесонасаждений составляет 95-214 м, а при наличии – сокращается до 75-154 м.
Пути оптимизации функционирования автотранспорта в урбанизированных зонах (архитектурно-планировочные решения)
Различают несколько направлений оптимизации функционирования автотранспорта в урбанизированных зонах.
Одним из принципиальных направлений такой оптимизации является применение радикальных градостроительных мероприятий, позволяющих максимально изолировать автомобиль как источник неблагоприятного воздействия на жилую среду, и, в первую очередь, непосредственно на человека. К таким мероприятиям относится вынос источника загрязнения за пределы селитебной территории[25], а может быть и всего города, что достигается радиальным транспортированием городских магистралей.
Вторым радикальным мероприятием по изоляции автотранспорта как источника вредности является также экранирование автомобильных магистралей и мест большого скопления автомобилей естественными или искусственными экранами. Расположение магистралей в складках рельефа местности, ограждение их полосами специально подобранных зеленых насаждений являются примерами естественного экранирования. К искусственным экранам относятся специальные насыпи вдоль магистралей, разного рода барьеры, здания и сооружения технического назначения, отделяющие автомагистрали от жилой застройки. Наиболее радикальный способ искусственного экранирования автотранспорта – создание подземных магистралей. Наряду с экологическими факторами, такой прием, благодаря обособлению путевой структуры, создает благоприятные условия для эксплуатации городского транспорта. Однако при этом возникают сложные инженерные задачи, в первую очередь, вентиляция подземного пространства.
Еще одно направление оптимизации городской среды – применение планировочных мероприятий, включающих регулирование плотности застройки, использование эффективных схем застройки, эффективного благоустройства и озеленения, увеличение площадей парков и скверов, рационального функционального зонирования территории.