Использование календаря наблюдений за сезонными явлениями природы в старшей группе

Методика работы с календарем наблюдения

Календарь наблюдений отражает состояние природы (неживой, растительного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фик­сация наблюдений является неотъемлемой частью ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Заполнение календаря, произ­водится значками и рисунком в полном соответствии с наблюде­ниями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашива­ют клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.

В итоге заполненная страница календаря представляет собой: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), запол­ненные значками окошечки «погоды» и рисунок-пейзаж с изоб­ражением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных. Все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря — это гра­фическая модель состояния природы определенного периода оп­ределенного времени года, модель, в которой сочетается реалис­тическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолето­вый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — красный. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изоб­ражением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеле­ным, а в мороз - синим.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние при­роды: напри­мер, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше — на дереве или на земле; какого цвета листья на бере­зе и под ней; каких листьев на дереве больше — зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, внизу кроны или сбоку), а где — желтые; как красиво смотрятся золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Аналогичный рису­нок березы на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на дереве останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотыми листьями и т.д. И уж со­всем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опав­шая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава за­вядшая, желтая или жухлая, лужи и сырая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календа­ре — это «срез» состояния природы в определенный период сезо­на. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (напри­мер, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени — ее начало, разгар, конец.

Использование календаря наблюдений за сезонными явлениями природы в старшей группе - student2.ru

Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно-климатических факторов. Ценность такого моделирования вели­ка: календари заполняют сами дети на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные ка­лендари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое мож­но использовать с разной целью и в разные моменты воспита­тельно-образовательного процесса.

Экологическая тропа и ее роль в формировании представлений об окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста

План:

1.Сущность и значение экологической тропы

2. Требования к оформлению экологической тропы

Наши рекомендации