Понятие и сущность стратегической экологической оценки

Решение об осуществлении любого крупного проекта, например, нефтеналивного порта, принима­ется в рамках отраслевых программ или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или про­граммы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рассмотрены альтернативные способы достиже­ния поставленных целей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная дорога, трубопровод, танкеры «река-море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.

Однако, роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечением своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного про­екта может в той или иной мере предопределять направление развития территории. Например, соору­жение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперерабатывающих производств и, с другой стороны, существенно ограничить возможности развития туризма, рекреационного использования территории. Разумеется, такие направления должны определяться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приорите­тов, установленных систематическим образом. Стратегическая экологическая оценка может сыграть важную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факторов при выработке приоритетов развития. Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет некоторые ограничения экологической оценки проектов, но и является ключевым элементом устойчивого развития.

Термином «стратегическая экологическая оценка», являющимся официальным переводом англоя­зычного понятия Strategic Environmental Assessment (SEA), обозначают применение принципов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, решения о создании конкретных единичных объектов. Стратегическая экологическая оценка способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии принятия решений. Она представляет собой систематический про­цесс выявления и учета экологических факторов при возможной реализации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение стра­тегической экологической оценки при разработке планов и программ, связанных с землепользованием в таких областях, как энергетика, обращение с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт. С 2001 г. в соот­ветствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень значительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяйства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туризма, городского и сель­ского планирования. Термин «стратегические документы» охватывает всю совокупность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объектов. Как правило, между ними предполагаются иерархические отношения – разработка, например, интегрированного стратегического плана развития района должна опираться на более общие решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом, результаты, полученные в ходе оценки стратегических документов могут использоваться при экологической оценке проектов, вы­текающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать; указание на потенциальные про­блемы, которые должны быть особенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные ус­ловия и т. п.

В России наибольшее распространение получили крупные: научно-технические и целевые про­граммы федерального и регионального уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой пирамиды, на котором принимаются наиболее частные и детальные решения, рассматри­вается уровень конкретных проектов. Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стратегических документов, как:

1) законы и другие нормативные акты, в том числе международные соглашения;

2) планы развития отдельных отраслей; целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбереже­ния);

3) территориальные планы и схемы развития;

4) схемы землепользования.

Основной целью стратегической ЭО является обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчивому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведе­ния ЭО планам и программам, которые могут иметь значимые воздействия на окружающую среду. Стратегическая экологическая оценка призвана обеспечить решение следующих главных задач:

1) Установление экологических ограничений для будущего развития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оценкой де­талей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспечить учет экологических факторов на всех уровнях принятия решений, а не только на проектном уровне.

2) Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это, прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими про­ектами, осуществляемыми в рамках плана или программы.

Возвращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой программы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оценки техно­генного воздействия всей горной промышленности, приходится констатировать, что степень генерали­зации все же недостаточна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воздействие только горнорудной отрасли вне контек­ста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумаж­ной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (например, Концепция устойчи­вого развития России).

3) Выявление столкновения интересов и предупреждение возникновения конфликта между груп­пами землепользователей и жителями муниципальных образований.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие, сущность и правовая регламентация общественных слушаний.

2. Порядок проведения общественных слушаний.

3. Документирование результатов общественных слушаний.

4. Требования Европейского банка реконструкции и развития при проведении ОВОС.

5. Понятие и сущность стратегической экологической оценки.

6. Предмет, цели и задачи стратегической экологической оценки.

Рекомендуемая литература: [1-7,9,16]

ОВОС НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации