Государственный комитет по гидрометеорологии
В ГСЧС комитет по гидрометеорологии (Госкомгидромет) решает следующие задачи:
· проведение радиационно-экологического и гидрометеорологического мониторинга с оценкой степени загрязнения природной среды и состояния погодно-климатической и гидрологической обстановки на территории республики;
· прогнозирование стихийных гидрометеорологических явлений, которые могут привести к ЧС, выявление мест радиационного и химического загрязнения природной среды, информирование об этом органов государственного управления и населения;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля ГСЧС;
· организация и осуществление оперативного контроля и прогнозирования зон распространения радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС.
Комитет государственной безопасности
В ГСЧС Комитет Государственной безопасности (КГБ) решает следующие задачи:
· выявление планов, намерений и конкретных действий преступных групп и отдельных лиц по проведению актов терроризма;
· осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности в условиях ЧС;
· обеспечение участия сил и средств органов КГБ в расследовании причин ЧС техногенного характера.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
В ГСЧС Министерство жилищно-коммунального хозяйства (Минжилкомхоз) решает следующие задачи:
· организация подготовки неработающего населения к действиям в ЧС;
· осуществление мероприятий, направленных на защиту населения от последствий аварий и катастроф, стихийных и экологических бедствий;
· поддержание в постоянной готовности сил и средств отрасли к действиям при ликвидации ЧС;
· участие в проведении аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий ЧС;
· участие в организации жизнеобеспечения пострадав-
шего населения;
· организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
Кроме рассмотренных, в работе ГСЧС участвуют: Министерство связи, Министерство финансов, Государственный комитет по материальным резервам, Министерство обороны, Ми-
нистерство транспорта и коммуникаций, Белорусская железная дорога, Государственный комитет по авиации, Комитет по авто-
мобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуни-
каций, Управление железнодорожных войск, Министерство архи-
тектуры и строительства, Министерство образования, Государст-
венный комитет по науке и технологиям, Министерство ино-
странных дел, Государственный комитет по стандартизации, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промыш-
ленности и атомной энергетике при МЧС, Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при МЧС, Министерство социальной защиты, Министерство труда, Белорусская госу-
дарственная страховая организация, Министерство торговли, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет пограничных войск.
Контрольные вопросы к лекции №7
1. Краткая историческая справка о развитии системы защиты населения в ЧС мирного и военного времени.
2. Назначение ГСЧС.
3. Структура ГСЧС.
4. Основные задачи ГСЧС.
5. Структура МЧС.
6. Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально. опасных объектов.
7. Силы и средства ликвидации ЧС.
8. Органы повседневного управления.
9. Режимы функционирования ГСЧС.
10. Структура системы гражданской обороны.
Лекция 8. Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения
Общие положения. Эвакуация населения в мирное и военное время
Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС и от их источников структуры ГСЧС при необходимости организуют и проводят следующие основные мероприятия:
· укрытие людей в приспособленные для защиты производственные, общественные и жилые помещения зданий, а также в специальные защитные сооружения гражданской обороны;
· предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
· эвакуацию населения из зон прогнозируемых и возникших ЧС;
· выдачу населению и использование им средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
· оказание медицинской и социальной помощи населению;
· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Эти способы могут быть реализованы, если дополнительно будут выполнены следующие мероприятия:
· подготовлено достаточное количество сил и средств для ликвидации ЧС;
· построено необходимое количество защитных сооружений, организована их эксплуатация и постоянная готовность к использованию;
· организовано накопление средств индивидуальной защиты и своевременная их выдача населению;
· накоплено необходимое количество медицинских препаратов и других средств медицинской защиты;
· организовано обучение населения способам выживания в ЧС;
· организована система мониторинга природной среды и прогнозирование ЧС;
· организовано оповещение населения о ЧС и др.
Перечисленные мероприятия охватывают: медицинскую, радиационную, химическую, биологическую, социальную, противопожарную и инженерную защиту, эвакуацию, защиту экономики и экологическую безопасность (рис.16).
Наиболее надежный способ защиты населения – эвакуация. Он применяется только в том случае, если имеется угроза реальной опасности жизни и здоровью населения и если имеется достаточно времени до начала ЧС. Укрытие в защитных сооружениях применяется в случаях, когда времени на эвакуацию недостаточно.
Эвакуация населения
Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно.
Эвакуация в военное время
С объявлением военного положения из ряда городов население будет эвакуировано. В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют некатегорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа.
Эвакуация организуется по территориально-производст-
венному принципу, т.е. ее организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители объектов. Тех, кто работает или учится, эвакуируют руководители объектов, неработающее население эвакуируют местные органы власти силами жилищно-экплуатационных служб (ЖЭС), домоуправлений. К эвакуации планируется все население, за исключением нетранспортабельных больных, военнообязанных уже имеющих на руках мобилизационные предписания, некоторые другие категории по решению органов власти.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
· в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;
· во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;
· в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).
Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления,
ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП).
Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.
При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до
10 лет.
Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:
· в городе – эвакуационные комиссии (ЭК) и сборные эвакопункты (СЭП);
· в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК), приемные эвакуационные пункты (ПЭП) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).
ЭК формируются исполнительными органами власти и руководителями объектов. Они планируют, организуют и проводят мероприятия по эвакуации. Им подчиняются СЭП, они имеют связь с различными службами города, района, объектов, с ПЭК сельских районов. СЭП обычно размещаются на вокзалах, на оконечных маршрутах городского транспорта, возле ЖЭСов, домоуправлений, на объектах и т.п. Каждому СЭП присваивается номер. На СЭП эвакуированных регистрируют, при необходимости может быть оказана медицинская помощь, формируются группы, колонны для отправки пешком и различными видами транспорта. Пункты посадки на транспорт размещаются вблизи пунктов сбора.
ПЭК в сельской местности планируют, организуют и проводят мероприятия по приему, размещению, решению бытовых и других вопросов эвакуированных. На ПЭП эвакуированных людей встречают и распределяют по местам проживания.
ППЭ создаются в основном для эвакуированных людей пешим порядком. На ППЭ люди могут отдохнуть, получить медицинскую помощь, горячее питание. ППЭобычно размещают на пути движения колонн для отдыха после 5–6 часов перехода.
При формировании колонн для движения пешим порядком учитывают контингент эвакуированных, их возраст, количество и т.д. Обычно колонны формируются по 500–1000 человек во главе с начальниками колонн. Каждую колонну разбивают на группы по 50–100 человек, во главе со старшими групп. Скорость движения 4–5 км/ч, дистанции между колоннами – до 500м. Пешие маршруты рассчитаны на один суточный переход, совершаемый за 10–12 часов движения. Через 1–1,5 часа делают малые привалы на 10–15 минут, а через 5–6 часов движения делают большой привал на 1–2 часа.
Эвакуация в мирное время
Эвакуация в мирное время может проводиться в случаях возможного катастрофического затопления, химического заражения местности и воздуха ХОВ в результате аварии на химически опасном объекте, радиоактивного заражения в результате аварии на радиационно опасном объекте, из зон возможного задымления в результате лесных пожаров, при угрозе наводнений, угрожающих жизни людей, и др. Следует помнить, что эвакуация – дорогостоящее мероприятие, поэтому проводится только в случаях крайней необходимости.
Решение на эвакуацию может принять руководитель объекта или (и) органы власти любого уровня. Они же несут полную ответственность за организацию и проведение мероприятий по эвакуации.
Важную роль в организации эвакуации отводится комиссиям по ЧС различного уровня. Комиссии по ЧС, обладая особыми полномочиями, обеспечивают оперативное решение всех вопросов эвакуации. На практике эвакуация в чистом виде бывает редко. Она, как правило, сочетается с другими мероприятиями, в реализации которых участвуют и другие структуры ГСЧС.
ЭК выполняют функции планирования и организации эвакуации различных категорий граждан. Из-за ограниченного времени эвакуационные органы полностью не разворачиваются.
В ряде случаев для эвакуации транспорт будет подаваться прямо к жилым домам, административным зданиям и с помощью милиции; эвакуация может даже носить принудительный характер.
Как правило, ЭК планируют эвакуационные мероприятия заранее, так как некоторые ЧС достаточно точно прогнозируемы. Обычно известны потенциально опасные объекты, степень их опасности, роза ветров, особенности местности и другие исходные данные. Это позволяет заранее информировать службы, организации и объекты района, города об их участии в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий.
Планируют эвакуацию в первую очередь организованных детей, стариков, больных и т.п. (школы, детсады, больницы, дома престарелых и т.д.). В мирное время эвакуация будет проводиться не в загородную зону, а в безопасные районы, в частности, в населенные пункты, имеющие возможности по размещению эвакуированных людей.
В мирное время эвакуация носит, как правило, кратковременный характер, но не исключается и эвакуация на многие десятки лет, как это имеет место после аварии на ЧАЭС.
Большое внимание уделяется подготовке населения к эвакуации, обеспечению безопасности людей и объектов, жилых домов при эвакуации.
Граждане, узнав об эвакуации, должны брать с собой самое необходимое:
· личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;
· продукты питания на 2–3 суток (консервы, копчености, сухари, печенье, сахар, сыр и др.) и воду;
· кружку (чашку), ложку, перочинный нож, спички (зажигалку), карманный фонарик;
· необходимую одежду, обувь, принадлежности туалета;
· белье, другие принадлежности на случай длительного пребывания в эвакуации.
Все необходимо уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки.
На всякий случай к ним прикрепите бирки с указанием фамилии, домашнего адреса и конечный пункт эвакуации. Не исключаются случаи, когда по радио и телевидению поступит распоряжение самостоятельно уходить из зоны ЧС. Помните! В этом случае необходимо брать с собой минимум вещей. Выходить необходимо строго по рекомендуемым маршрутам.