Тема 15. Международно-правовая охрана окружающей среды
Вопросы для обсуждения:
- Понятие, значение и принципы международного экологического права.
- Источники международного экологического права.
- Природоохранное законодательство развитых зарубежных государств.
- Объекты международно-правовой охраны окружающей среды.
- Международные организации по охране окружающей среды.
- Роль Российской Федерации в обеспечении международно-правовой охране окружающей среды.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование дисциплинарного модуля | Формируемые компетенции | ||||||
Общество и окружающая среда. Роль права в решении экологических проблем | ОК-1 | ОК-3 | ОК -4 | ОК -5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК-2 |
Экологическое право как отрасль российского права. | ОК-3 | ОК-4 | ОК -5 | ОК -8 | ОК-9 | ПК-7 | ПК-14 |
Источники экологического права | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК -7 | ОК-9 | ПК-2 | ПК-9 |
Экологические правоотношения | ОК-1 | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-9 | ПК-7 | ПК-15 |
Экологические права и обязанности граждан | ОК-3 | ОК-4 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -9 | ПК-15 |
Право собственности на природные ресурсы | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ПК-15 |
Право природопользования | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ПК-15 |
Управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (экологическое управление) | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ПК-15 |
Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ПК-15 |
Юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-7 | ОК-8 | ОК-9 | ПК-15 |
Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -2 | ПК-15 |
Правовой режим особо охраняемых природных территорий | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -2 | ПК-15 |
Правое обеспечение экологической безопасности | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -2 | ПК-15 |
Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -2 | ПК-15 |
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления, химическими и иными опасными веществами и организмам | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -2 | ПК-15 |
Международно-правовая охрана окружающей среды | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-8 | ОК-9 | ПК -2 | ПК-15 |
Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) | Тема занятия | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) | Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме |
Лекционное | Экологическое право как отрасль российского права. Источники экологического права | информационная лекция | 2/2 |
Лекционное | Экологические правоотношения | обзорная лекция | |
Лекционное | Экологические права и обязанности граждан | информационная лекция | 2/2 |
Лекционное | Право собственности на природные ресурсы | проблемная лекция | 2/2 |
Лекционное | Право природопользования | информационная лекция | 2/2 |
Лекционное | Управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (экологическое управление) | лекция-диалог | 2/2 |
Лекционное | Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды | информационная лекция | |
Лекционное | Юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений | лекция-диалог | |
Лекционное | Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов | информационная лекция | |
Лекционное | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | обзорная лекция | |
Лекционное | Правое обеспечение экологической безопасности | обзорная лекция | |
Лекционное | Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности | информационная лекция | |
Лекционное | Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления, химическими и иными опасными веществами и организмам | обзорная лекция | |
Практическое занятие | Общество и окружающая среда. Роль права в решении экологических проблем. Экологическое право как отрасль российского права. Источники экологического права | практикум | 2/2 |
Практическое занятие | Экологические правоотношения | практикум | 2/2 |
Практическое занятие | Экологические права и обязанности граждан | практикум | |
Практическое занятие | Право собственности на природные ресурсы | практикум | |
Практическое занятие | Право природопользования | практикум | 2/2 |
Практическое занятие | Управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (экологическое управление) | практикум | 2/2 |
Практическое занятие | Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды | практикум | 2/2 |
Практическое занятие | Юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений | ролевая игра | 2/2 |
Практическое занятие | Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов | практикум | 2/2 |
Практическое занятие | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | презентация учебных проектов | 2/2 |
Практические занятия | Правое обеспечение экологической безопасности | презентация учебных проектов | 2/2 |
Практическое занятие | Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности | презентация учебных проектов | 2/2 |
Практическое занятие | Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления, химическими и иными опасными веществами и организмам | презентация учебных проектов | 2/2 |
Практическое занятие | Международно-правовая охрана окружающей среды | презентация учебных проектов | 2/2 |
Итого: | Часы 54/ 100% |
8. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине
Особенности учебной дисциплины «Экологическое право», предопределенные большим объемом экологического законодательства и материалов судебной практики, составляющих значительную часть учебно-методического обеспечения дисциплины. В ходе лекционного курса акцентируется внимание на материале, носящем теоретический характер и отражающем основные содержательные линии программы путем изложения материала с элементами обсуждения, с обращением к полученным ранее знаниям и тем вопросам, подробные ответы на которые будут получены в ходе практических занятий, а также освоения иных дисциплин. Для активизации учебной деятельности студентов в ходе лекционных занятий могут быть использованы информационно-коммуникативные технологии – опора лектора на анимированные слайды (эта технология наиболее оптимальна при освоении тем, связанных с нормами процессуального права – референдумы, избирательный и законодательный процессы, а также при изучении системы федеральных органов власти). Эффективность лекционных занятий существенно повышается при условии их интеграции с системой рубежного контроля (проведение контрольного тестирования по итогам освоения изучения отдельных тематических блоков, в том числе включавших лекционные материалы).
В зависимости от стоящих перед лектором задач, темы занятия, количества отведенных на него часов могут быть использованы информационная лекция, обзорная лекция или лекция-беседа.
Практические занятия имеют целью не только закрепление лекционного материала, но и проверку уровня знаний, полученных в ходе самостоятельного освоения отдельных вопросов, развитие аналитических и иных способностей студентов, необходимых для овладения выпускником профессиональными и общекультурными компетенциями (принятие решений в соответствии с законом, юридически правильная квалификация фактов и др.). В связи с этим особое внимание уделяется проведению семинаров-дискуссий, что позволяет обратиться к различным научным подходам и авторским позициям, а также организовать полемическое обсуждение изучаемых правовых и связанных с ними политических явлений и процессов. Огромное значение имеет решение правовых задач на основе анализа различных источников российского экологического права, что предполагает организацию самостоятельной работы студентов по двум направлениям. Во-первых, ознакомление с теоретическим материалом, содержащимся в учебной литературе, информационно-справочных системах, во-вторых, с нормативными источниками, что представляет определенную трудность с учетом соотнесения объема большинства федеральных законов и ограниченной трудоемкости самостоятельной работы. В связи с большим объемом экологического законодательства и использованием правовых задач для формирования ряда компетенций студентов целесообразно использовать справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др., а также нормативный и иной материал, необходимый для их решения.
9. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы
При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения обучающимися образовательных программ (не используется при проведении промежуточной аттестации экстернов).
Цель - определение уровня успешности освоения обучающимися дисциплин, практик, выполнения научно-исследовательской работы (при освоении программ магистратуры) через балльные оценки, накапливаемые в процессе освоения образовательных программ, и рейтинги качества сформированности компетенций.
Мониторинг результатов обучения основан на использовании совокупности контрольно-рейтинговых мероприятий и осуществляется в ходе всех видов учебной работы, в том числе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Шкала перевода 100-балльной системы оценивания качества освоения обучающимися дисциплины (практики) в пятибалльную систему оценивания:
«неудовлетворительно» - 0-50 баллов;
«удовлетворительно» - 51-65 баллов;
«хорошо» - 66-80 баллов;
«отлично» - 81-100 баллов.
Примерный перечень вопросов, выносимый
На зачёт
1.Предмет, метод и система экологического права.
2.Принципы экологического права.
3.Соотношение экологического права с другими отраслями права.
4.Источники экологического права и их классификация.
5.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как источник экологического права.
6.Экологические правоотношения: понятие и виды.
7.Субъекты и объекты экологических правоотношений.
8.Содержание экологических правоотношений.
9.Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.
10.Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.
11.Право на благоприятную окружающую среду как основополагающее экологическое право.
12.Право на информацию о состоянии окружающей среды.
13.Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
14.Экологические обязанности граждан.
15.Право собственности на природные ресурсы: понятие и виды.
16.Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы.
17.Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.
18.Гарантии и защита права собственности на природные ресурсы.
19.Понятие, содержание и виды права природопользования.
20.Основания возникновения права природопользования.
21.Основания ограничения или приостановления права природопользования.
22.Основания прекращения права природопользования.
23.Общая характеристика управления в сфере охраны окружающей среды.
24.Государственный учет в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
25.Государственный мониторинг окружающей среды.
26.Государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
27.Экологическое лицензирование.
28.Экологическое страхование.
29.Экологический аудит.
30.Экологический контроль в области охраны окружающей среды.
31.Понятие экономико-правового механизма охраны окружающей среды.
32.Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды.
33.Платность за негативное воздействие на окружающую среду.
34.Плата за использование природных ресурсов.
35.Экологическое правонарушение: понятие, содержание и виды.
36.Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
37.Административная ответственность за экологические правонарушения.
38.Уголовная ответственность за экологические преступления.
39.Возмещение вреда за совершение экологических правонарушений.
40.Правовой режим землепользования.
41.Правовой режим недропользования.
42.Правовой режим водопользования.
43.Правовой режим лесопользования.
44.Правовой режим пользования животным миром.
45.Правовая охрана атмосферного воздуха.
46.Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа.
47.Понятие и состав природно-заповедного фонда.
48.Правовой режим государственных природных заповедников, национальных природных парков и природных парков.
49.Правовой режим государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
50.Порядок организации охраны особо охраняемых природных территорий.
51.Понятие и основные направления обеспечения экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях.
52.Правовое обеспечение экологической безопасности в случаях природных стихийных бедствий.
53.Правовое обеспечение экологической безопасности в случаях техногенных аварий и катастроф.
54.Основные направления охраны окружающей среды в промышленности и оборонной деятельности.
55.Основные направления охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства.
56.Понятие, назначение, виды и правовой режим охранных и защитных зон при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
57.Понятие и основные принципы в сфере обращения с отходами.
58.Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.
59.Содержание производственного и общественного контроля в сфере обращения с отходами.
60.Ответственность за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами.
Домашняя контрольная работа
Контрольная работа по курсу «Экологическое право» состоит из 2-х частей:
1) Теоретическая;
2) Практическое задание (решение задач).
Теоретические вопросы и практические задания разбиты на варианты, которые выполняются студентами в соответствии с заглавными буквами:
Вариант 1 – Б, Л, Х Вариант 2 – В, О, Щ Вариант 3 – А, М, Ц Вариант 4 – Г, П, Ш Вариант 5 – Е, Н, Ч | Вариант 6 – Д, Р, Э Вариант 7 – Ж, У, Я Вариант 8 – К, С, Ю Вариант 9 – И, Ф Вариант 10 – З, Т |
Объем контрольной работы зависит, а основном от объема теоретического вопроса (не более 5 листов). Теоретический вопрос должен быть изложен полно, с элементами научного исследования (т.е. сравнительного анализа освещения теоретических проблем в учебной и научной литературе). В ответе на теоретический вопрос обязательно должны содержаться примеры, иллюстрирующие теоретические выводы.
При выполнении практического задания (решении задачи) необходимо использовать нормативные правовые акты из списка рекомендуемых источников с последними изменениями.
Листы контрольной работы должны быть пронумерованы.
На титульном листе указываются:
- наименование учебного заведения;
- вариант контрольной работы;
- фамилия и инициалы автора работы;
- должность, ученая степень, фамилия и инициалы проверяющего преподавателя;
- дата сдачи работы.
В конце контрольной работе указывается список литературы, который использовался при выполнении работы.
ВАРИАНТ 1
1. Экологические правоотношения: понятие и виды.
2. В результате длительных ливневых дождей навоз из навозохранилища животноводческого комплекса «Долина» попал на огороды жителей села Рябиновое, а также в протекающую рядом с селом реку «Чистая». Группа жителей села обратилась к председателю животноводческого комплекса с требованием возместить ущерб, причиненный загрязнением личных огородов и садов, а также моральный ущерб, т.к. исключена возможность купания и водопользования в бытовых целях. Председатель животноводческого комплекса отказался удовлетворить требования граждан, мотивируя тем, что навозохранилище сооружено в соответствии с проектной документацией, а его прорыв является чрезвычайной ситуацией, обусловленной природным явлением.
Дайте правовую оценку действиям граждан и аргументам председателя животноводческого комплекса. Каким образом гражданам следует защищать свои права в подобных случаях?
ВАРИАНТ 2
1. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.
2. Гражданин М., не имея разрешения (лицензии) на охоту и охотничьего билета, застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором.
Поясните, к какому виду ответственности может быть привлечен гражданин М.?
ВАРИАНТ 3
1. Право собственности на природные ресурсы: понятие и виды.
2. Граждане А., В., С. и др. обратились в областной суд с иском о признании недействительной лицензии, выданной химическому комбинату на использование недр для глубинного захоронения радиоактивных отходов. В иске судом было отказано по тем основаниям, что действующее законодательство проведения государственной экологической экспертизы при выдаче лицензии на осуществление такого вида деятельности не предусмотрено.
Правомерен ли отказ суда? Проанализируйте ситуацию.
ВАРИАНТ 4
1. Понятие, содержание и виды права природопользования.
2. Из-за аварии на предприятии «Химволокно» произошел сброс фенола в реку Сечь. Около 100 тыс. жителей города употребляли отравленную фенолом воду, в результате чего им был причинен вред здоровью. В интересах города и граждан прокурор Природоохранной прокуратуры предъявил иск в суд к предприятию «Химволокно».
Вправе ли суд взыскать с предприятия «Химволокно» штраф в пользу граждан города в счет возмещения вреда, причиненного их здоровью?
ВАРИАНТ 5
1. Государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
2. Распоряжением командования воинской части в лесопарковой зоне возведен склад строительных материалов на самовольно захваченном для этого 2 га земли. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству предложил воинской части снести возведенное строение, как сооружение на самовольно занятой территории, где запрещено осуществление строительной деятельности. Командование воинской части такое требование не выполнило, объяснив это тем, что земля является бесхозной и права на нее нигде не зарегистрированы. В защиту своих прав командование воинской части обратилось с иском в арбитражный суд.
Решите вопрос по существу.
ВАРИАНТ 6
1. Экологический контрольв области охраны окружающей среды.
2. Постановлением администрации района в собственность гражданину П. был предоставлен земельный участок площадью 30 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Часть земельного участка находится в водоохранной зоне, а часть занята проточным водным объектом.
Правомерно ли данное постановление?
ВАРИАНТ 7
1. Платность за негативное воздействие на окружающую среду.
2. В ходе войскового учения были уничтожены посевы ржи и пшеницы на площади 5 га, в результате чего был причинен материальный ущерб сельскохозяйственному предприятию «Дружина».
Поясните, каким образом, и, какими органами может быть определен ущерб, причиненный сельскохозяйственному предприятию «Дружина»?
Прокомментируйте процедуру возмещения ущерба?
ВАРИАНТ 8
1. Плата за использование природных ресурсов.
2. На городской свалке произошло возгорание твердых бытовых отходов. Загрязняющие вещества, оказавшись в атмосферном воздухе, отрицательно воздействовали на садовые и огородные культуры граждан, в результате чего они практически лишились урожая, т.е. им был причинен материальный ущерб.
Какой орган обязан возместить ущерб, причиненный гражданам?
В какой орган им следует обратиться за защитой своих интересов?
ВАРИАНТ 9
1. Правовое обеспечение экологической безопасности в случаях техногенных аварий и катастроф.
2. Гражданин П., имея лицензию на отстрел кабана и иные необходимые для охоты разрешения, изменил указанное в лицензии место охоты и отстрела зверя на территории заказника. П. был привлечен к ответственности по ст. 258 УК РФ и наказан штрафом в размере 300 МРОТ. Решение суда им было обжаловано, поскольку, по мнению правонарушителя, он совершил нарушение правил охоты, предусмотренное ст. 8.37 КоАП РФ.
Проанализируйте ситуацию.
ВАРИАНТ 10
1. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.
2. Администрация города приняла решение о строительстве во дворе квартала № 15 жилого дома элитной планировки, что приведет к ликвидации детской площадки и вырубке зеленых насаждений. Возражая против строительства этого дома, активисты общественного экологического движения приступил к сбору подписей населения с требованиями к администрации об отмене решения о строительстве.
Поясните, в какие органы активистам-общественникам следует обращаться?
Задание 1. Выполнение учебного проекта по теме «Особо охраняемые территории и объекты города Москвы»
Выполнение этого задания рекомендуется, прежде всего, студентам, не сумевшим принять участие в подготовке и презентации учебных проектов в течение семестра. Формат проекта, требования к содержанию и структуре презентации полностью совпадают с заданием, сформулированным для завершающих семинаров (см. рекомендации в разделе семинарских занятий). Однако в данном случае задание выполняется индивидуально, и все презентационные материалы сдаются в письменном виде. Рейтинговая оценка учитывает точность выполнения всех требований к заданию, качество графических изображений, самостоятельный характер комментариев, аналитический уровень выводов по теме.
Задание 2. Составление комплекта тестовых заданий по темам курса
Темы курса «Экологическое право» указаны в п. 5.2 «Содержание разделов дисциплины» настоящей рабочей программы
Задание 3. Написание эссе «Актуальные проблемы реализации экологических прав граждан в России»
Эссе – это небольшая по объему письменная работа, сочетающая свободные, субъективные рассуждения по определенной теме с элементами научного анализа. Эссе не претендует на расширенную трактовку или комплексное раскрытие поставленной проблемы, а напоминает участие в дискуссии. При написании эссе ставятся вопросы, требующие аналитического подхода и четкой системы аргументации, но ход размышлений должен продемонстрировать оригинальный авторский подход. Поэтому эссе считается творческой работой – оно «балансирует» между научностью, публицистичностью и художественностью. В любом случае эссе не может обладать ни реферативным, ни описательным характером. Даже цитаты в эссе следует использовать в минимальной степени – по специфике жанра это совершенно самостоятельный, в полном смысле авторский текст. Важным ресурсом при подготовке эссе могут оказаться собственные жизненные впечатления. Текст должен быть легко читаем, но необходимо избегать нарочито разговорного стиля, сленга, шаблонных фраз. Объем эссе составляет примерно 2 – 2,5 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). Рейтинговая оценка учитывает соблюдение жанровой специфики эссе, наличие авторской позиции, ее научность и связь с современным пониманием природы конституционализма. Следует помнить, что прямое заимствование (без оформления цитат) текста из Интернета или электронной библиотеки недопустимо и предполагает рейтинговый штраф.
Задание 4. Написание научной статьи по теме «Экологический кризис»
Научная статья относится к жанру аналитической публицистики и предполагает ясное, четкое, логичное раскрытие авторского подхода к поставленному вопросу. Статья должна обладать смысловой целостностью и законченностью. Содержательная структура текста зависит от авторского замысла, но в состав статьи обязательно должны быть включены краткие вступительные и заключительные положения. Внутренняя рубрикация в тексте статьи, как правило, отсутствует. Но следует обратить внимание на разделение текста абзацами: это важный способ демонстрации смысловой конструкции текста и логической последовательности авторских размышлений. Для статьи характерен «наукообразный» стиль: использование специальной терминологии, более сложные речевые построения (по сравнению, например, с эссе). Однако не стоит вводить в текст «трех–» и «четырехэтажные» сложноподчиненные предложения, перегруженные деепричастными оборотами. Еще более недопустимо использование «разговорного» стиля. Эмоциональность текста и авторская риторика не должны вытеснять принцип научной объективности. Еще одно важное стилистическое правило: вместо авторского «Я» в тексте статьи используется местоимение «Мы», вместо слов «с моей точки зрения» – «с нашей точки зрения». В целом, автору не стоит злоупотреблять нарочитым акцентированием «собственного» мнения – об авторской позиции должен говорить сам текст. Важнейшее требование к научным статьям – это правильное цитирование использованных материалов и их библиографическое оформление в соответствии с требованиями ГОСТа. Количество цитат и ссылок в рамках одной статьи не регламентируется. Но целесообразно ориентироваться на присутствие в тексте не менее 1 ссылки на 2 абзаца текста. Общее количество цитируемых материалов не должно быть не меньше 7-8. Также следует помнить, что приведение подряд нескольких цитат из одного источника создает впечатление реферативной работы, а не научной статьи. А вот при написании вступительных и заключительных положений желательно вообще избежать цитирования. Объем статьи составляет примерно 2,5–3 стр. 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). Рейтинговая оценка учитывает, прежде всего, научный уровень раскрытия поставленной проблемы, понимание автором специфики современного развития конституционализма, использование автором актуальной информации, а также структурную целостность и академичность текста, наличие в тексте постановки проблемы и итоговых выводов. Следует помнить, что прямое заимствование (без оформления цитат) текста из Интернета или электронной библиотеки недопустимо и предполагает рейтинговый штраф.
Задание 5. Проблемно-аналитическое задание «Гарантии и защита экологических прав человека»
В ходе работы предполагается сравнительный анализ норм гражданского и земельного законодательства, направленных на защиту нарушенных земельно-имущественных прав человека в России.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы обучающихся:
Нормативные правовые акты:
- «Принципы по дистанционному зондированию Земли из космоса» (Приняты 03.12.1986 Резолюцией 41/65 Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 651-654.
- «Конвенция о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса» (Заключена в г. Москве 19.05.1978) // Борьба СССР за мирное использование космоса. Т. 2. – М.: Политическая литература, 1985. С. 161-165.
- Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
4. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
5. Налоговый кодекс РФ (ч. I) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс РФ (ч. II) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
7. Гражданский кодекс РФ (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
8. Гражданский кодекс РФ (ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
9. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
10. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
11. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
12. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
13. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.
14. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
16. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-Ф.
17. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ.
18. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
19. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
20. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах».
21. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности».
22. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
23. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
24. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
25. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
26. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации.
27. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
28. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе».
29. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
30. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
31. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
32. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».
33. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
34. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
35. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
36. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».
37. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов».
38. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
39. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».
40. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
41. Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».
42. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
43. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
44. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
45. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
46. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
47. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
48. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
49. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».
50. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
51. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
52. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
53. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
54. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
55. Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
56. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
57. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
58. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
59. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».
60. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
61. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории».
62. Федеральный закон от 4 июля 2001 г. № 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском з