I. мониторинг пришкольного участка.
Программа
Экологического практикума
(мониторинг состояния объектов окружающей среды)
Составила: Адамова С.А.
Учитель биологии и химии
Учебный год
Пояснительная записка.
На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, когда людям чтобы выжить, приходится думать по-иному, чем до сих пор.
Необходимо строгое соответствие действий человека с возможностями природной среды, только тогда возможно развитие природы и общества как единого целого. Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Экологическое образование направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей среде. Одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям. Воспитание любознательности, тяги к природе – большая и благородная задача, в решении важная роль принадлежит учителю.
Современное экологическое образование включает в себя максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на комплексную экологию: биологическую, глобальную, социальную и экологию человека.
Нормативный аспект экологического воспитания – это правила поведения человека и его деятельность в природе и социуме. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Как отойти от традиционных лозунгов и призывов типа: «не шуми», «не топчи», «не вреди». Этот вопрос волнует многих педагогов, как практикантов, так и теоретиков.
Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если его содержание способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
Основные требования экологического образования и воспитания:
1. Понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
2. Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
3. Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
4. Понимание современных проблем экологии и создание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
5. Принятие личного участия в решении экологических проблем.
Успех в достижении цели экологического образования школьников – формирование элементарной экологической культуры – во многом зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Опора на природное окружение имеет особенное педагогическое назначение для нашей местности, т.к. для сельских ребят природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становлении экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека, потому что мы каждодневно испытываем на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённый пункт, природные экосистемы – лес, луг, озеро, река.
Проблема создания экологического практикума и его внедрения в реальный учебно-воспитательный процесс до сих пор остаётся одной из самых неразработанных в современной школе.
Внедрение практикума позволяет:
- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем местности;
- обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на окружающую среду;
- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;
- задействовать воспитательный потенциал семьи и школы в решении экологических проблем.
Работу по экологическому образованию обучающихся несомненно нужно начинать с ознакомления и осмысления основного закона «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».
Для практической реализации программы экологического практикума в школе функционируют следующие экологические объединения: для учащихся 1-4 классов – экологический клуб «Эконика», для учащихся 5-11 классов «Экологическая тропа».
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям каждого ученика. Реализуя образовательные цели, мною разработана программа школьного экологического практикума, направленного на изучение реальных объектов природной среды.
Основные принципы в выборе методик для программы экологического мониторинга:
- простота;
- использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы;
- базирование на краеведческом принципе.
Основная цель данного практикума - развивать и совершенствовать уровень экологической культуры, разнообразить практическую деятельность учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природы, ведение мониторинговых исследований с целью наблюдения динамики состояния экологического объекта.
Методические рекомендации.
Решение экологических проблем одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.
Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).
Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.
Предлагаемая программа содержит наиболее удобные для работы с детьми визуальные методики. Мониторинговые исследования являются составными частями различных форм и видов работы по экологическому образованию, результаты исследований используются при формировании базовых экологических понятий у учащихся. Данные оформляются в виде дневников наблюдений (по усмотрению учителя). Материалы, собранные в ходе работы должны накапливаться, дополняться, обобщаться из года в год и служить основной для ведения школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды и в определенной степени быть оценкой эффективности самой программы.
Оборудование: рулетка, определители растений, колышки, шпагат, линейка 1 м, термометр, колба 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15-20 см, шкала мм или линейка, вода дистиллированная, раствор соляной кислоты или азотной кислоты 10 %, весы аналитические, измеритель расхода воздуха, лопатка, микроскоп *8, насос-пробоотборник для просасывания воздуха типа НП-ЗМ, пипетка, покровные и предметные стёкла, секундомер, фильтры бумажные, фильтродержатель, картографический материал.
III. Мониторинг атмосферы.
1. Определение загрязнённости воздуха в районе школы.
· Информация
Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 кг оксида азота, соединения свинца, серы, и другие вещества.
? задание
Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по дороге у школы за 1 час. Определите приблизительно, какое кол-во выхлопных газов от автомашины поступает в атмосферу микрорайона школы в сутки, используя данные информации.
2. Оценка запылённости воздуха.
Оборудование: вода дистиллированная, раствор соляной кислоты или азотной кислоты 10 %, весы аналитические, измеритель расхода воздуха, лопатка, микроскоп *8, насос для просасывания воздуха типа ПРУ, пипетка, покровные и предметные стёкла, секундомер, фильтры бумажные, фильтродержатель.
Ход работы:
1. Нанесите 1 каплю воды на предметное стекло.
2. Установите предметное стекло в выбранном месте на 15 мин.
3. Накройте каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом.
4. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения можно видеть большую площадь капли.
5. Сосчитайте кол-во пылинок в капле и опишите их качественный состав (вид, структуру, расположение, строение).
6. Определите кол-во пылинок за 15 мин на поверхности капли такой же площади после выдерживания предметного стекла с каплей в различных местах одного и того же помещения, в разных помещениях.
3. Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.
Выполнение работы:
Работа проводится в группах в течение 2-4 дней. Обследование можно проводить круглосуточно.
1. Выберите район, в котором будет проводиться обследование растений сосны.
2. Составить карту района.
3. Отметьте на карте предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
4. На карте наметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1.5-3 км, в малозагрязнённых районах – на расстоянии до 10 км.
5. В районе намеченной точки найдите участок леса, где растут молодые сосны высотой 1-1,5 м.
6. Оцените степень вытаптанности участка: 1 – вытаптывания нет, 2 – вытоптаны тропы, 3 –нет травы и кустарников, 4 – осталось немного травы вокруг деревьев.
7. Выберите 5 молодых сосен, растущих на открытом месте, с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволе, стоящих на расстоянии 10-20 м.
8. У каждого деревца осмотрите хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то обследование проведите на боковом побеге в четвёртой сверху мутовке.
Пользуясь рисунками, определите класс повреждений и усыхания хвои. Имейте в виду, шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку.
Классы повреждения и усыхания хвои:
1 – хвоинки без пятен
2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен
3 – хвоинки с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые крупные – во всю ширину хвоинки.
Класс повреждения хвои | 1 | 2 | 3 |
Степень повреждения | Хвоинки без пятен | Х воинки, с небольшим числом пятен | Хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки |
Классы усыхания хвои:
1 - нет сухих участков.
2 - усох кончик.
3 – усохла 1/3 хвоинки.
4 – вся хвоинка жёсткая или более ½ её длины – сухая.
Определение продолжительность жизни хвои:
Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, - это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя, при чём, если на самом нижнем из освоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную долю сохранившихся. Полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохранённой хвоей плюс доля сохранённой хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет:
3+0,5=3,5 года.
Информативной по техногенному загрязнению является продолжительность жизни хвои сосны (от 1 до 4-5 лет). На каждом участке осматриваются невысокие деревья (в возрасте 10-15 лет). Результаты заносятся в таблицу. По данным таблицы рассчитывают индекс продолжительности жизни хвои Q сосны по формуле:
,
где В1, В2, В3 – количество осмотренных деревьев с данной продолжительностью жизни хвои. Чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои сосны, а значит – и чище воздух
Обработка результатов и выводы:
Основываясь на данных таблиц, сделайте вывод о степени загрязнённости воздуха:
Максимальный возраст хвои | Класс повреждения хвои на побегах | ||
4-4,5 года | I | I-II | III |
3 года | I | II | III-IV |
2,5 года | II | III | IV |
2 года | - | IV | IV-V |
1, 5 лет | - | IV | V-VI |
1 год | - | - | VI |
Условные обозначения степени загрязнения воздуха:
1 – идеально чистый.
2 – чистый.
3 – относительно чистый (норма).
4 – загрязнённый (тревога).
5 – грязный (опасно).
6 – очень грязный (вредно).
прочерком обозначены невозможные сочетания.
По результатам сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изученном районе. Обоснуйте возможные причины таких результатов. Доведите данные исследований до сведения администрации населённого пункта. Сделайте практические предложения по улучшению экологической ситуации данной территории.
IV. Почвенный мониторинг.
· Информация
Состояние почвы оценивается по следующим показателям:
- загрязнение тяжёлыми металлами.
- загрязнение бытовыми и промышленными отходами.
- загрязнение нефтепродуктами.
- загрязнение пестицидами, нитратами.
Серьёзную озабоченность вызывают свалки промышленных и бытовых отходов, многие из которых токсичны.
1. Определение общих физических свойств почвы.
Выполнение работы:
1. Взятие почвенных образцов. Определение типа почвы, состава и структуры.
2. Лопаткой отберите пробу по 50-100 г в точках участка (5 разных точек).
3. Поместите пробы в пакеты. Каждый пакет герметично завяжите. Запишите № и точку его отбора.
4. Поместите пробы на поддон ровным слоем. Перемешайте пробы лопаткой.
5. Отберите инородные включения в почве.
6. Опишите состав и структуру почвы.
7. Сушка образца и определение влажности.
8. Поместите образец почвы в кювету. Кювету поставьте на чашку весов. Определите и запишите вес кюветы с образцом mвл (определите заранее массу пустой кюветы) mо.
9. Перенесите почву с кюветой в сушильный шкаф и выдержите при температуре 100-105 градусов не менее 3 часов (можно сушить в помещении в течение суток)
10. Оставьте кювету с образцом на 1 час для охлаждения до комнатной температуры (после сушки почва должна быть светлой и легко рассыпающейся).
11. Поместите остывшую кювету на чашку весов. Определите и запишите вес кюветы с высохшим образцом mс
12. Рассчитайте влажность образца по формуле:
w= mвл - mс
* 100
mвл - mо
Обозначения величин, смотрите в тексте.
Обработка результатов и выводы:
1. Занесите результаты в таблицу:
№ пробы | Место отбора пробы | Структура почвы | Состав почвы | Результаты определения влажности почвы | |||
mо,г | mвл,г | mс,г | w, мг/г | ||||
1. | 1 точка (наименование) | Рассыпчатая, комковатая, каменистая и др. | Наличие и кол-во инородных включений, преобладающий тип почвы. | ||||
2. Проанализируйте результаты и сделайте выводы об экологическом состоянии почвы по её общим физическим свойствам.
II. Определение высокого содержания некоторых элементов в почве по растениям-индикаторам.
· Информация
По произрастанию некоторых растений, так называемых растений-рудознатцев, по аномалиям в их росте, развитии и окраске можно определить высокое содержание тех или иных элементов в почве.
? Задание
Используя данные таблицы о растениях-индикаторах, определите, есть ли в почве вашей местности высокое содержание каких-либо элементов.
Химический элемент | Растения-индикаторы | Характерные изменения |
железо | деревья | Уменьшение высоты и сомкнутости |
литий | полынь | Замедление роста, искривление стебля |
соли тяжёлых металлов | прострел, фиалки | Карликовость растений |
радиоактивные элементы | астрагал | Возникновение у растений «ведьминых» мётел; срастание, скручивание и искривление растений |
бор | полынь, прутняк, солянка | Шарообразные утолщения, недостаток бора, то обычно высокие полынь, прутняк и солянка превращаются в карликовые формы. |
алюминий | Возникновение на листьях белых пятен, листья скручиваются | |
медь | роза | Лепестки становятся голубыми, даже чёрными, лепестки становятся узкими, неестественно рассеченными |
кальций | люцерна, лиственница сибирская | При высоком содержании в почве кальция хорошо растут представители семейства бобовых. Если отмечается недостаток кальция и земля становится более кислой, то появляются такие растения, как щавелек, белоус, луговик дернистый, а также сфагнум. |
цинк | мак | Хлороз листьев, изменяются формы лепестков у некоторых растений |
железо | деревья | Цветки некоторых растений приобретаю несвойственную им окраску |
азот | звездчатка средняя, малина, крапива, крестовник, кипрей, лебеда, лютик едкий | О недостатке азота свидетельствуют бледно зеленая окраска растений, уменьшение на них числа веток и листьев. В таких условиях растут морковь дикая, очиток, пупавка. |
барий, стронций | берёза | Зеленоватая окраска древесины |
III. Определение рекреационной нагрузки (вытаптывание).
· Информация
Вытаптывание приводит к определённым, порой необратимым процессам в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптана трава – значит, резко уменьшилось кол-во насекомых. Если на лесной поляне появилась ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3-4 раза, по сравнению с нетронутым лесом. Когда же она уплотнилась в 6 раз, не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах это: подорожник, лапчатка, птичья гречишка. Из лесных сообществ наиболее ранимы сосняки лишайниковые, ельники. Более устойчивые березняки и осинники. Наличие на данной территории белого гриба, подберёзовика, подосиновика и груздя говорит о невысокой рекреационной нагрузке. Индикатором увеличения рекреационной нагрузки может служить увеличение видового разнообразия сыроежек, а также зонтика пёстрого.
Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействие антропогенной нагрузки, вызываемых рекреационной дигрессией.
? Задание
Используя приведённые данные, определите стадию рекреационной дигрессии леса.
Программа
Экологического практикума
(мониторинг состояния объектов окружающей среды)
Составила: Адамова С.А.
Учитель биологии и химии
Учебный год
Пояснительная записка.
На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, когда людям чтобы выжить, приходится думать по-иному, чем до сих пор.
Необходимо строгое соответствие действий человека с возможностями природной среды, только тогда возможно развитие природы и общества как единого целого. Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Экологическое образование направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей среде. Одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям. Воспитание любознательности, тяги к природе – большая и благородная задача, в решении важная роль принадлежит учителю.
Современное экологическое образование включает в себя максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на комплексную экологию: биологическую, глобальную, социальную и экологию человека.
Нормативный аспект экологического воспитания – это правила поведения человека и его деятельность в природе и социуме. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Как отойти от традиционных лозунгов и призывов типа: «не шуми», «не топчи», «не вреди». Этот вопрос волнует многих педагогов, как практикантов, так и теоретиков.
Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если его содержание способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
Основные требования экологического образования и воспитания:
1. Понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
2. Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
3. Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
4. Понимание современных проблем экологии и создание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
5. Принятие личного участия в решении экологических проблем.
Успех в достижении цели экологического образования школьников – формирование элементарной экологической культуры – во многом зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Опора на природное окружение имеет особенное педагогическое назначение для нашей местности, т.к. для сельских ребят природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становлении экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека, потому что мы каждодневно испытываем на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённый пункт, природные экосистемы – лес, луг, озеро, река.
Проблема создания экологического практикума и его внедрения в реальный учебно-воспитательный процесс до сих пор остаётся одной из самых неразработанных в современной школе.
Внедрение практикума позволяет:
- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем местности;
- обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на окружающую среду;
- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;
- задействовать воспитательный потенциал семьи и школы в решении экологических проблем.
Работу по экологическому образованию обучающихся несомненно нужно начинать с ознакомления и осмысления основного закона «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».
Для практической реализации программы экологического практикума в школе функционируют следующие экологические объединения: для учащихся 1-4 классов – экологический клуб «Эконика», для учащихся 5-11 классов «Экологическая тропа».
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям каждого ученика. Реализуя образовательные цели, мною разработана программа школьного экологического практикума, направленного на изучение реальных объектов природной среды.
Основные принципы в выборе методик для программы экологического мониторинга:
- простота;
- использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы;
- базирование на краеведческом принципе.
Основная цель данного практикума - развивать и совершенствовать уровень экологической культуры, разнообразить практическую деятельность учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природы, ведение мониторинговых исследований с целью наблюдения динамики состояния экологического объекта.
Методические рекомендации.
Решение экологических проблем одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.
Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).
Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.
Предлагаемая программа содержит наиболее удобные для работы с детьми визуальные методики. Мониторинговые исследования являются составными частями различных форм и видов работы по экологическому образованию, результаты исследований используются при формировании базовых экологических понятий у учащихся. Данные оформляются в виде дневников наблюдений (по усмотрению учителя). Материалы, собранные в ходе работы должны накапливаться, дополняться, обобщаться из года в год и служить основной для ведения школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды и в определенной степени быть оценкой эффективности самой программы.
Оборудование: рулетка, определители растений, колышки, шпагат, линейка 1 м, термометр, колба 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15-20 см, шкала мм или линейка, вода дистиллированная, раствор соляной кислоты или азотной кислоты 10 %, весы аналитические, измеритель расхода воздуха, лопатка, микроскоп *8, насос-пробоотборник для просасывания воздуха типа НП-ЗМ, пипетка, покровные и предметные стёкла, секундомер, фильтры бумажные, фильтродержатель, картографический материал.
I. Мониторинг пришкольного участка.
1. Определение места школы в микрорайоне.
· Информация
По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные и т.п. должны стоять от границы школы не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м, автострада – не менее чем на 25 м.
? Задание
Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии она находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.
2. Определение роли зелёных растений школьного участка.
· Информация
Известна роль зелёных насаждений в процессе очистки воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость микрорайона на озелененных участках на 40 % ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70-80 % аэрозолей и пыли.
? Задание
Определите, какое кол-во пыли способны задержать зелёные насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте кол-во деревьев и кустарников и опишите их видовой состав. Сделайте вывод о роли зелёных насаждений в улучшении микроклимата.
· Информация
На листовой поверхности взрослого растения вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клёне – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2 кг.
3. Определение роли газонной травы, цветников, в улучшении микроклимата пришкольной территории.
· Информация
С 1 кв.м. газонной травы в час испаряется до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух. Кроме того, газон задерживает заносимую ветром пыль. Вблизи газонов легко дышится.
? Задание
В жаркие дни на дорожке у газона, цветника и на асфальтовой мостовой измерьте температуру воздуха на высоте человеческого роста. Сделайте вывод о роли газонной травы, цветника в температурном режиме приземного слоя воздуха.
4. Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории
? Задание
Соберите в различных местах листья растений и приложите к их поверхности клейкую плёнку той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите её на лист белой бумаги. Сравните степень запылённости разных мест, сделайте выводы.
5. Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка.
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы:
1. С помощью рулетки произвести измерения основных показателей, характеризующих зелёную защитную зону пришкольной территории.
Полученные данные занесите в таблицу:
Измерения | Полученные результаты | Норма (не менее), м |
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории со стороны автомагистрали | 1,5 | |
Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного уч-ся, кв.м. | ||
Расстояние от школы до деревьев | ||
Расстояние от школы до кустарников | ||
Расстояние между деревьями (узколистными) | 5-6 | |
Расстояние между деревьями (широколистными0 | 8-10 | |
Кол-во деревьев на 1 га | 90-150 |
2. Отметьте на карте района с помощью условных знаков зелёные насаждения, газоны пришкольной территории.
Обработка результатов и данных.
Сделайте вывод о соответствии зелёной зоны вашей пришкольной территории с-г нормам.
6. Определение видового состава растительности пришкольной территории.
Оборудование: определители растений, колышки, шпагат, линейка 1 м.
Выполнение работы:
1. Определите видовой состав деревьев, кустарников.
2. Выберите несколько площадок (1м*1 м) на газонах пришкольной территории. Определите видовой состав травянистых растений. Подсчитайте общее кол-во видов.
3. Опишите состояние и ухоженность газонов.
Обработка результатов и данных.
1. Сделайте вывод о правильности подбора зелёных насаждений по видовому составу, учитывая данные.
На листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли:
Вяз шершавый – 23 кг
Вяз перистоветвистый – 18 кг
Ива – 38 кг
Клён – 33 кг
Тополь канадский – 34 кг
Ясень – 27 кг
Сирень – 1,6 кг
Акация – 0.2 кг
Лох узколистый – 2 кг
Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог является акация жёлтая, липа, берёза.
Наиболее устойчивыми к загрязнению воздуха газами тополь, ива белая, клён американский, белая акация, сирень, берёза, барбарис.
2. Сделайте вывод о видовом многообразии травянистого фитоценоза, если на суходольном лугу встречается около 250 видов растений.
3. Внесите конкретные предложения по улучшению планировки пришкольной территории.