Сопутствующие социальные проблемы.

Социальная напряженность в г. Карабаше связана не только с серьезными экологическими проблемами, но также с упущениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На встрече членов Совета с жителями г. Карабаша выяснилось, что более всего население волнуют тарифы и нормативы на отопление, плохая работа системы водоснабжения и водоотведения, планы строительства полигона ТБО вблизи города и т.д.

В связи с вышеизложенным, с целью восстановления нарушенных прав граждан Совет рекомендует:

Минприроды России:

1. Провести комплексную оценку степени экологического неблагополучия окружающей среды, состояния здоровья и воздействия деятельности медеплавильного комбината ЗАО «Карабашмедь» на население Карабашского городского округа Челябинской области, в частности, провести полную углубленную диспансеризацию населения г. Карабаш, включая исследование содержания тяжелых металлов в организме (волосяной покров, кровь). Программу диспансеризации целесообразно составлять с привлечением ведущих отечественных специалистов в области загрязнения окружающей среды и его воздействия на здоровье человека.

2. По итогам комплексной оценки рассмотреть вопрос о разработке специальной ФЦП, направленной на реабилитацию окружающей среды в Карабашском городском округе и, при необходимости, на переселение жителей из загрязненных зон.

Минприроды России, Росприроднадзору:

1. Включить ртуть в перечень контролируемых факторов в г. Карабаше для целей промышленного контроля, контроля Росприроднадзора и Роспотребнадзора.

2. Внести уточнения в методологию контроля/надзора для предприятий непреднамеренно добывающих ртутит (с породой) или в отходах, в которых концентрируется ртуть.

Роспотребнадзору:

1. Организовать в г. Карабаше независимый контроль за соблюдением нормативов загрязнения атмосферного воздуха в местах проживания граждан для оценки уровня негативного воздействия физических и химических факторов на условия проживания населения.

2. Провести проверку соблюдения предприятием ЗАО «Карабашмедь» требований законодательства Российской Федерации по установлению санитарно-защитной зоны (с учетом введенных в эксплуатацию (в работу) отдельных производственных объектов (цехов), прошедших реконструкцию).

Росгидромету:
Установить постоянное наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, разместив в г. Карабаше передвижную лабораторию и, впоследствии, стационарные посты наблюдения.

Правительству Челябинской области:
Реализовать мероприятия, обеспечивающие исключение влияние загрязненной территории Карабашского городского округа на качество Аргазинского и Шершневского водохранилищ, проработать возможность альтернативного источника питьевой воды для г. Челябинск.

Управлению Росприроднадзора по Челябинской области:
Провести проверку соблюдения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, посредством проведения измерений (замеров) выбросов в местах:
а) непосредственного расположения точек выбросов на предприятии ЗАО «Карабашмедь»;
б) по границе новой расчетной санитарно-защитной зоны ЗАО «Карабашмедь» для замера концентрации загрязняющих веществ;
в) по границе нормативной (до реконструкции) санитарно-защитной зоны в местах проживания граждан (г. Карабаш), для замера концентраций загрязняющих веществ».

Управлению Росприроднадзора по Челябинской области совместно с Правительством Челябинской области и ЗАО «Карабашмедь»:
Обеспечить открытость экологической информации, в т.ч., путем размещения в сети интернет в режиме онлайн данных автоматических измерений и учета, которые проводятся предприятием, а также тех, функционирование которых на источниках загрязнения ЗАО «Карабашмедь» обязательно с 1 января 2018 г.

Прокуратуре Челябинской области:
Провести проверку законности и обоснованности установленных в г. Карабаш тарифов на отопление и процедуры их расчета, в том числе проверку деятельности ООО «Перспектива» на предмет соблюдения им норм законодательства при расчете и утверждении тарифов на отопления для г. Карабаш.

ЗАО «Карабашмедь»:

1. До полного завершения реконструкции и обоснования новых размеров санитарно-защитной зоны на основании новых технических характеристик объектов, воздержаться от практических действий по уменьшению санитарно-защитной зоны (в случае расширения санитарно-защитной зоны на отдельных участках после завершения реконструкции, обеспечить учет этого для обеспечения непревышения предельно допустимых нормативов в районах проживания и нахождения граждан). После реконструкции, ввода объектов в эксплуатацию и обоснования уменьшенной расчетной санитарной зоны в соответствии с новыми техническими характеристиками объектов, до уменьшения санитарной зоны на исключаемых из нее территориях должны быть обеспечены мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по очистке земель и пр. в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, установленных главой 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Обеспечить доступность информации производственного контроля и информации датчиков, установленных в зоне влияния предприятия.

Наши рекомендации