Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он плавает.

Воспитатель.Почему он не тонет? (Дерево легче воды).

Уточнение правил безопасности.

Аккуратно действовать со стеклянными банками.

Прогнозирование результата.

Дети делают предположение о том, как можно брусок утопить (опустить на дно), не намочить (опускать в воду, накрыв банкой).

Выполнение эксперимента.

Дети самостоятельно выполняют действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится воздух)

ВЫВОД. Воздух занимает место.

Тема: «Что выделяет растение?»

Цель: помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Материал: черенок растения в воде или маленький горшочек с растением.

Оборудование: большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, лучина, спички.

Ход занятия-экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель.Почему в лесу так приятно дышится? (Растения выделяют кислород, и его много, потому что много деревьев).

Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям зарисовать, что, по их предположениям, получится, если в ёмкость с крышкой поместить растение.

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя выполняют опыт: помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок).ставят в теплое светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток воспитатель ставит перед детьми вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (Предположения детей). Воспитатель демонстрирует опыт. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в ёмкость сразу после снятия крышки.

Фиксирование результатов эксперимента.

Воспитатель раздает детям их рисунки и предлагает сравнить свои представления с реально совершившимися событиями.

ВЫВОД. Растения нужны животным и человеку для дыхания.

Работа с родителями

Родительское собрание

Тема. «Экологическая культура»

Цель.Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Предварительная работа

1.Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Ф.И.О.

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Фотокалаж на тему

«Прогулки в природу».

«Наши друзья — насекомые»

« Цветы — земной красы начало».

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Попробуем разобраться в следующих вопросах и ситуациях.

- Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

- Оказывает ли общество влияние на природную среду?

- Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

- Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

- Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

Согласны ли вы, что прививая ребёнку бережное отношение к природе, мы воспитываем в них чувство прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь вместе с детьми к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что поможет вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

(К. Станиславский)

Подумайте, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).


Наши рекомендации