Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы.

Отмечено огромное влияние антропогенных сетей на фрагментацию природных объектов и их разрушение. Существуют территории, на которых по соседству расположено несколько категорий линейных объектов. На участке вдоль Савеловской линии железной дороги произведен анализ расположения линейных антропогенных объектов и предложены возможные пути решения конфликтов природной и антропогенной сети. На данном участке в сторону г. Дубна тянется три линейных объекта: линия Савеловской железной дороги, трасса А-104 (Дмитровское шоссе) и канал имени Москвы.

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.21 Карта района анализа

На карте отмечены следующие объекты:

1) Трасса а-104 (Дмитровское шоссе);

2) Линия Савеловской железной дороги;

3) Канал имени Москвы;

4) На данном участке имеется памятник природы «Мельдинская колония сизых чаек».

Проектирование экомоста, который будет связывать все три объекта, представляется проблемным, так как потребуется колоссальное вложение средств и сооружение должно быть большой длины и габаритов.

Можно рассмотреть возможность проектирования экодука в тех местах, где трасса А-104 пересекает (Рис. 2.3.22) линию Савеловской железной дороги (пример для оценки возможности строительства точка 10 на карте (Рис. 2.3.21)). Для возможности строительства такого сооружения необходимо проанализировать каждую точку, где железная дорога пересекается с трассой, оценить биологическую ценность каждой территории, анализ путей следования, а также возможность постройки моста на данном типе местности.

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.22 Пересечение ЖД путей с трассой А-104

Наибольшую опасность для обитателей района должна представлять трасса А-104. Интенсивность движения делает весьма проблематичным переход животных через магистраль. Необходимо отметить, что имеются отрезки, на которых присутствуют заградители на дороге (Рис 2.3.23, фото слева). Отмечено наличие предупреждающих знаков о возможности переходов животных через магистраль (Рис. 2.3.23, фото справа).

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.23 Трасса А-104

На данном участке в сторону Запрудни отмечен ряд дренажных туннелей под трассой, которые служат для коллекторного стока. Теоретически можно рассмотреть переоборудование данных сооружений с организацией системы отвода воды для удобного перемещения мелких животных под трассы или проектирование новых туннелей.

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.24 Расположение дренажного туннеля под железнодорожной линией

Отмечено наличие данного типа сооружений и под железнодорожной линией (Рис 2.3.24).

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.25 Расположение дренажного туннеля под железнодорожной линией

Ряд подобных (Рис 2.3.25) сооружений отмечен на карте. После анализа мест обитания животных можно рассмотреть возможность переоборудования туннелей. Проблема заключается в том, что шум от трассы может являться стрессовым фактором, препятствующим прохождению представителей животного мира через туннели.

Возможно рассмотрение варианта сооружения конструкций для переходов животных по деревьям вдоль трасс и железнодорожных путей. Необходимо, чтобы данная конструкция была устойчива к большим нагрузкам, отвечала техники безопасности и исключала возможность обрушения на проезжую часть. Сооружение для переходов может представлять конструкцию, которая располагается между лесными территориями над трассами и путями на уровне веток на такой высоте, чтобы это не мешало движению транспорта и давало возможность мелким обитателям леса делать переходы. Помимо деревьев конструкция должна крепиться крепкие опоры, устойчивые к нагрузкам и безопасные для транспортных средств. Такие же требования необходимы и к самим конструкциям переходов.

Имеется опыт строительства переходов по верхушкам деревьев в Европе для белок, в Австралии для поссумов. [10]

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.26 Место для анализа возможной постройки древесного перехода

Проблематичность в постройке древесных переходов, перекинутых через магистрали (Рис 2.3.26), может заключаться в ширине самих трасс. На карте отмечены точки, на которых рекомендуется провести оценку экологической эффективности постройки данных сооружений. В случае, если постройка переходов по деревьям будет давать древесным животным возможность перемещения между разрозненными участками леса, способствуя обмену генетической информацией и частичному поддержанию связности экосети, то, при условии финансовой невозможности массовой эксплуатации экодуков, можно будет развивать данное направление.

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.27 Линия Савеловской железной дороги

Линия Савеловской железной дороги (Рис 2.3.27) на участке от Мельдино до Карманово является слабо загруженной и трудностей для перехода не наблюдается.

Для других участков, представляющих биологическую ценность, на территории которых имеются загруженные железнодорожные магистрали и животные, передвигающиеся по деревьям, можно предусмотреть специальные переходы через лесные массивы над железнодорожной сетью.

Принципы проектирования переходов между лесными массивами над железнодорожной сетью:

1) Массовое наличие в районе постройки животных, которым необходим данный переход.

2) Деревья должны быть как можно выше. Это необходимо для того, чтобы переходы не задевали провода.

3) Пониженное расположение железнодорожных путей должно давать больше возможности для реализации данных сооружений. Это связано с тем, что деревья находятся на относительном повышении.

4) Расстояние между лесными массивами с двух сторон от железной дороги должно быть минимальным.

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.28 Канал имени Москвы в районе Карманово

При необходимости предусмотреть удобные спуски для животных в сторону канала имени Москвы (Рис 2.3.28), понизить угол наклона береговой линии. Провести мероприятия по обеспечению безопасного входа и выхода животным в канал.

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.29 Анализ наличия свободного прохода в районе реки Сестра

Отмечен разрыв экосети в районе пересечения реки Сестра и канала имени Москвы (точка 2 на карте). В месте, где река протекает под железнодорожным мостом, имеется свободный проход. Однако под Дмитровским шоссе проход перекрыт дамбой (Рис 2.3.29). В итоге экосеть оказывается разорванной. Необходимо отметить роль речной системы в формировании экологических сетей и транзитных территорий. Возможно, данный участок мог быть одним из ключевых для экосети в данном районе.

Одним из природоохранных принципов при строительстве магистралей и других антропогенных объектов и путей сообщения должно быть обеспечение нетронутости русла реки, протекающей под объектом и наличие свободной зоны с двух сторон от водотока.

На карте отмечены основные природоохранные рекомендации для района обследования (Рис 2.3.30).

Природоохранные мероприятия в районе прохождения трассы А-104, линии Савеловской железной дороги и канала имени Москвы. - student2.ru

Рисунок 2.3.30 Мероприятия для согласования природной и антропогенной сети района обследования

В связи с большой дороговизной экологических мостов и наличия множества конфликтных зон между природной и антропогенной сети необходима разработка менее дорогостоящей технологии, которая будет выполнять ту же функцию, что и экодуки. Учитывая огромную территорию страны и финансовые возможности, весьма проблематично обеспечить все ключевые в биологическом плане участки переходами. Однако не стоит забывать о необходимости сохранения природы. Поиск новых технологий, возможно, решит данную проблему.Технологический процесс не стоит на месте. Не исключено, что в ближайшем будущем при строительстве переходов для животных появится возможность использовать новые более дешевые, но не менее надежные материалы.

Однако пока в наше время в России отсутствует развитая инженерная экологическая сеть, человек все равно может сделать многое для сохранения природы в стране. Бережное отношение к животному и растительному миру, а также к природным ландшафтам, должно быть важной составляющей в жизни каждого из нас. Соблюдение порядка на природных территориях, внимательность на магистралях и в природных зонах, помощь природе в виде волонтерской работы в заповедниках или простое обеспечение благоприятного существования животных в населенных пунктах способны сделать шаг к гармонизации отношений человека и природы. Инженерное развитие должно идти параллельно обычному процессу бережного отношения и помощи природе.

Выводы по главе

В качестве природоохранных принципов при проектировании экосети:

1) Пути миграции животных по возможности перевести в режим особо охраняемых зон или попытаться минимизировать нагрузку. Для возможности перевода земель в особый охранный режим необходимо включить их в программу КИОВР;

2) Инженерные проектировочные меры и строительство необходимо согласовывать с природной сетью территории;

3) Постройка инженерных экологических сооружений в местах конфликтов природной и антропогенной сети;

4) При выборе места проектирования и постройки экологических сооружений необходимо учитывать ряд критериев, касающихся наличия природоохранной ценности территорий, массовости переходов и труднодоступности трассы;

5) На территории заказников рекомендуется создание микроразмерных ОПТ, полностью изъятых из хозяйственного использования и соединенных друг с другом изъятых из использования полос.

6) На территории заказников рекомендуется создание связанных микроразмерных ОПТ, полностью изъятых из хозяйственного использования, с целью сохранения нетронутых уголков природы. Особенно это актуально в тех областях, где отсутствует или очень слабо развита сеть заповедных территорий со строгим режимом охраны и присутствует сильная антропогенная нагрузка.

7) В природоохранных вопросах необходимо уделять внимание е только редким видам, но также ключевым видам и видам, численность которых на данный момент не вызывает опасения

Наши рекомендации