Выделение территорий под природоохранные нужды.
Заповедная территория дает защиту животным, находящимся на ее территории. Гарантию безопасности может давать запрет на человеческую деятельность на данной территории. Однако это не значит, что он будет продолжать действовать вне заповедника, на путях миграций животных из одного экологического ядра в другое. При планировании экологических сетей необходимо произвести наиболее четкое выделение путей миграции животных (транзитных территорий) и по возможности поставить на запрет хозяйственную деятельность на данной категории земель. Это будет способствовать сохранению функциональной целостности экосети и животному миру данной территории. Однако это может вызвать разногласия с землевладельцами. Для решения данной проблемы необходима своевременная резервация территорий, имеющих ценность в качестве путей следования животных. Необходимо принять меры по уменьшению воздействия на биоту, на тех природных территориях, где разрешена человеческая деятельность. В данном случае необходимо избежать конфликтов с природопользователем. Возможно, для этого необходимо установить определенную квоту на вылов животных и воздействие на среду обитания, а не ограничивать полностью человеческую деятельность. Проблема может заключаться в контроле соблюдения законодательства, особенно в малонаселенных и удаленных от областных центров регионов. Можно рассмотреть вариант изъятия земли у владельца, если она представляет особую экологическую ценность, при условии выдачи земли в другом месте или поблизости.
При невозможности перевода земель в разряд заповедных рекомендуется попытаться хотя бы снизить антропогенную нагрузку на них. Переход от интенсивного к экстенсивному природопользования в местах путей миграции и поблизости от охраняемых территорий должен положительно сказаться как на заповедных территориях, так и на экосети в целом. Если человеческая деятельность не будет препятствовать свободной миграции животных и не влиять на их численность, то это будет способствовать обмену генетической информацией, а следовательно усилению вида и сохранению биоразнообразия.
Ключевые виды, присущие данной природной территории или экосистеме являются необходимой составляющей. Следовательно, в природоохранных вопросах необходимо уделять внимание не только краснокнижным видам, но и тем видам, численность которых на данный момент не вызывает опасений !!!
Вид, имеющий достаточную численность и не входящий в список редких или исчезающих, но не подлежащий охране или бережному отношению рано или поздно может перейти порог и войти в число краснокнижных. Из этого можно сделать выводы, чтонеобходима охрана не только тех видов, которые находятся на грани, но и всей экосистемы в целом.
Региональную экологическую сеть можно проектировать, основываясь на основных путях миграции животных, которые могут связывать охраняемые природные территории в единую сеть и служить экологическими коридорами.
Как отмечалось ранее, желателен вариант перевода основных путей миграции животных в разряд особо охраняемых. Это должно поспособствовать как формированию региональной сети охраняемых природных территорий, так и полноценной сохранности вида. Однако массовый перевод основных путей миграций пойдет вразрез с интересами землепользователей и вызовет разногласия. В связи с этим, необходимо сделать акцент на переводе в особо охранный режим хотя бы путей миграции наиболее редких видов животных. Необходима охрана не только экологических ядер, но также и их связующих элементов. Заповедание путей миграции (экологических коридоров), не входящих в состав охраняемых природных территорий, поспособствует наиболее полноценной сохранности видов и формированию экосети.
В статье 22 ФЗ «О животном мире» необходимо указать на необходимость охраны путей миграции редких видов, а также запрете хозяйственной деятельности на их территории.
Также необходим постоянный мониторинг миграций животных и их численности.
В качестве экологических коридоров можно рассматривать водоохранные зоны водотоков и водоемов. Если их недостаточно для полноценной связи между экологическими ядрами, то между ними необходимы охраняемые лесополосы или другие охраняемые природные участки, которые будут соединять водоохранные зоны или экологические ядра. В случае, если водоохранные зоны являются экологическими коридорами, связывающими ценные природные территории или путями массовых миграций или миграций редких видов, если есть такая возможность, исключить деятельность человека (строительство разрешенных хозяйственных и иных объектов, если они могут мешать животным).
Повсеместная резервация путей миграции под охраняемые зоны может также создать такую ситуацию, когда сформировавшаяся заповедная сеть изолирует человеческие поселения, оказавшиеся по разную сторону «охраняемых транзитных зон». Возникнут препятствия для свободного перемещения людей из одних групп поселений в другие. В этом случае, помимо трасс, которые будут располагаться под путями миграции, необходимы зоны, где человек смог бы спокойно ходить, не нарушая гармонию природу. Величину таких зон можно устанавливать в зависимости от природоохранной ценности территории. Вполне возможен вариант, при котором человек может спокойно перемещаться по территории, на которой проходят пути миграции животных, при условии отсутствия какого-либо вида хозяйственной деятельности.
Если сравнивать две схемы территориального устройства сети ООПТ: при условии перевода всех основных путей миграций животных в разряд особо охраняемых, в том числе и животных с удовлетворительной численностью и при условии перевода только путей миграций редких видов животных, то можно предположить, что первый вариант будет выгоден с экологической точки зрения, в связи с тем, что будет возможность свободной миграции большего числа видов, а также сохранение большей природной территории от антропогенного воздействия, в связи с переводом большего количества земель в категорию особо охраняемых. Однако данный вариант предполагает ограничение человеческой деятельности на большей территории. Данный вариант экономически менее выгодный и при полном ограничении вызовет большие разногласия. Второй вариант переводит в разряд природоохранного статуса меньшее количество территорий. Это может стать экологически менее выгодным. Так как не будут задействованы пути миграций многих видов, в том числе и ключевых для данной территории. Можно предложить усредненный вариант, при котором под особый природоохранный статус резервируются территории миграции редких, а также ключевых видов животных для данной территории, остальные пути следования можно перевести под режим умеренного использования.
Для того, чтобы перевод земель, на территории которых расположены ценные транзитные территории в разряд особо охраняемых не шел вразрез с интересами человеческой деятельности, по предложению профессора Шабанова В.В., эти земли желательно включить в схему комплексного использования и охраны водных ресурсов (КИОВР).
Для согласования интересов человека и природы, необходимо четкое разделение на зоны, где человек может воздействовать на природу, а где нет. Консенсуса можно достичь, запретив деятельность на ООПТ со строгим режимом, в местах обитания или миграций редких и наиболее значимых для данной экосистемы видов животных. На остальных типах природных территорий возможность природопользования и умеренность режима нужно вводить в зависимости от складывающейся ситуации, зависящей от устойчивости экосистем к нагрузкам.
Человеческая деятельность и экономическая выгода зачастую идут вразрез с благополучием природной среды. Однако человечество должно понимать, что вред, причиняемый окружающей среде, может очень сильно отразиться на нем. Изменение компонентов природной среды делает жизнь на планете мало пригодной, даже для человека. Вырубая леса и одновременно загрязняя окружающую среду отходами производства, мы лишаем самих себя возможности дышать свежим воздухом. Экономическая выгода, от повсеместного использования земель может обернуться неблагоприятными последствиями не только для природы, но и для всего человечества. Может настать момент, когда критерии экономической выгоды природопользования будут уже непригодны. Необходимо задуматься о наиболее эффективных способах охраны природы прямо сейчас. Добавить к этому можно и тот факт, что финансовая выгода никогда не заменит красоты природы и эстетической возможностью вживую любоваться ею.
Для решения многих экологических проблем, в том числе природоохранных необходимо экологическое воспитание населения. Человек должен понимать ответственность за свои действия по отношению к природе, ответственность за будущее планеты и человечества в целом. Ведь состояние окружающей природной среды и благополучное существование человечества взаимосвязаны. Необходимо осознавать нравственную ответственность по отношению человека к животному и растительному миру. Особенно актуальным оно может стать для будущего поколения, потому что, поколение, которое будет воспитано в духе любви к природе перед тем, как причинить вред окружающей среде, задумается о последствиях. Наверняка не удастся сохранить территории, где находятся поселения в полной гармонии с окружающей средой, однако отсутствие мусора в неположенном месте и незаконных вырубок леса поспособствуют лучшей сохранности экосистем даже и под относительным давлением человека,
Зачастую приходится прибегать к планированию инженерных сооружений на путях миграций животных. Необходимость возникает в тех случаях, когда миграция животных становится невозможной, в связи с разрывом путей антропогенными препятствиями. Примером таких сооружений могут быть экодуки, которые получили широкое распространение в Европе, Северной Америке. В нашей стране они также начали появляться, только пока еще не достигли популярности и массовости.
В мировой практике для перехода животных используются такие инженерные сооружения, как: эстакады и мосты, экодуки, переходы по верхушкам деревьев, ландшафтные мосты, проходы под насыпью дороги, модифицированные водопропускные трубы.
Наряду с организацией переходов в условиях обширных природных ландшафтов необходимо уделять внимание заграждениям на дорогах. Разумное сочетание заграждений и переходов способно создать минимальные условия для обеспечения безопасности животных вблизи автомобильных дорог. [10]
Новые поселения и транспортные пути необходимо проектировать с учетом наличия ценных природных участков (лесных массивов и других ценных экосистем), мест обитаний и путей следования животных. Для этого, необходимы нормы проектирования, которые будут четко предусматривать запрет строительства на ценных природных участках или обязывать при строительстве использовать специальные инженерные сооружения, которые будут препятствовать разрывности экосети. Необходимо позаботиться, чтобы трассы и сооружения не становились препятствиями для популяций животных, а также о наличии естественных транзитных территорий под трассой (примером может стать водоохранная зона, расположенная под мостом).
Рекомендации природоохранных мероприятий при строительстве
Как говорилось выше, зачастую приходится прибегать к планированию инженерных сооружений на путях миграций животных. Необходимость возникает в тех случаях, когда миграция животных становится невозможной, в связи с разрывом путей антропогенными препятствиями. Примером таких сооружений могут быть экодуки, которые получили широкое распространение в Европе, Северной Америке. В нашей стране они также начали появляться.
Новые поселения и транспортные пути необходимо проектировать с учетом мест обитаний и путей следования животных, а также с учетом наличия ценных природных участков (лесных массивов и других ценных экосистем). Необходимо согласование норм строительства с природоохранными интересами. Для этого, необходимы нормы проектирования, которые будут четко предусматривать запрет строительства на ценных природных участках или обязывать при строительстве использовать специальные инженерные сооружения, которые будут препятствовать разрывности экосети. Нужно позаботиться, чтобы трассы и сооружения не становились препятствиями для популяций животных, а также о наличии естественных транзитных территорий под трассой (примером может стать водоохранная зона, расположенная под мостом).
Большими препятствиями для животных, не умеющих плавать на большие расстояния, становятся искусственные водные сооружения (каналы). При строительстве данных сооружений необходимо:
1) Заранее изучить местность, предусмотренную для строительства, на наличие ценных природных объектов, путей миграций, популяций диких видов животных и на возможность разрывом экосети при строительстве сооружения.
2) Предусмотреть строительство экомостов на уже построенных каналах в местах миграции не плавающих животных или строительство данных сооружений при невозможности проектирования канала в местах отсутствия миграции диких видов и отсутствия ценных природных объектов.
Необходимо исключить возможность разрыва от привычных мест обитания для животных при строительстве каналов, а также иных гидротехнических сооружений.
Нужен запрет на коттеджную и иную застройку территорий, которые имеют биологическую и ландшафтную ценность и находятся в пределах или примыкают к охраняемым природным территориям. При постройке коттеджных и иных поселений необходимо предусматривать полосы зеленых насаждений, которые будут позволять животным спокойно передвигаться через поселения. Огромную проблему представляют собой сплошные заборы, которые блокируют возможность передвижения по территории. В нормах к строительству нужно четко указать стандарт, по которому будет проводиться застройка поселений с указанием разрешенной длины заборов и обязательным наличием «зеленых коридоров» для передвижения животных.