Устойчивость почв к деградации
Экологическая устойчивость почв к антропогенным нагрузкам – это способность почвы сохранять свои экологические функции при антропогенных воздействиях. Очевидно. что эта способность отмечается как для отдельных почв, так и для разных экологических функций, для отдельных воздействующих на почву факторов.
а) Устойчивость почв к антропогенному воздействию определяется устойчивостью к деградации всех компонентов экологической системы (рельефа, растительности, биоты, почвообразующих пород), При слабой устойчивости к деградации одного из компонентов экосистемы равновесие и в других компонентах нарушается. Деградация почв приводит к деградации рельефа и растительности, однако, существует и обратная зависимость.
б) Устойчивость к отдельным типам деградации (подкислению, засолению, эрозии и т.д.) даже у одной почвы различна. Почва может быть устойчива к вытаптыванию, но неустойчива к загрязнению и т.д.
в) При воздействии на систему внешних факторов, как правило, на одни свойства или параметры системы они действуют положительно, на другие отрицательно, то есть при деградации одних показателей системы (почв) деградация других свойств необязательна.
г) В одних интервалах воздействующего фактора почва может быть устойчива к нему, а в других интервалах неустойчива. При подкислении почв это определяется количеством в почве функциональных групп с определенной величиной рКа; при оглеении почв это определяется количеством в почве соединений с определенной степенью окисленности. То есть буферность почв неодинакова в разных интервалах рН и в разных интервалах Eh. Если почва обладает большой буферностью в одном интервале Eh, то это не значит, что она будет обладать большой буферностью и в других интервалах ОВП.
д) При антропогенном воздействии выше порога буферности по отдельным параметрам (степень распашки территории, уменьшение биоразнообразия, степень открытости системы, загрязнение и т.д.) начинают развиваться самоускоряющиеся процессы деградации системы.
е) Устойчивость почв к деградации зависит от состояния системы и ее свойств. На разных стадиях деградационного процесса устойчивость к дальнейшей деградации разная. В определенные (конкретные) фазы развития почв устойчивость к деградации отличается (она меньше для молодых почв и на ранней фазе их развития). Устойчивость к деградации зависит от времени жизни объекта. Устойчивость к деградации зависит от скорости процессов в объекте.
Устойчивость систем к деградации зависит от ряда факторов: 1) от устойчивости к воздействию каждого компонента системы; 2) от вида воздействия; 3) от интервалов воздействия; 4) от продолжительности воздействия; 5) от уже достигнутой фазы деградации системы и каждого ее компонента; 6) от сочетания стрессовых воздействий и действия на систему других физических полей; 6) от проявившихся процессов гистерезиса и памяти.
При оценке факторов, влияющих на деградацию почв, необходимо учитывать не только их интенсивность, но также продолжительность воздействия, градиент и закономерную смену во времени и в пространстве. Так, например, Габбасовой И.М. (2001) показано, что с увеличением степени эродированности во всех генетических типах почв лесостепной зоны возрастает удельная поверхность почв и выделенного из них ила, что обеспечивает повышение устойчивости почв при переходе от слабой к средней и от средней к сильной степени эродированности. Зайдельманом Ф.Р. (1992) показано, что, если сильно заболоченные минеральные почвы после осушения оказываются в обстановке застойно-промывного режима, то в них развивается интенсивный вынос щелочноземельных катионов, ила, сильное подкисление, уменьшение содержания несиликатного и валового железа, алюминия, увеличение содержания их подвижных форм, т.е. вторичное заболачивание вызывает интенсивное оподзоливание и глубокую деградацию почв.
Разная устойчивость почв к деградации в зависимости от сочетания внешних и внутренних условий определяет и разные предельно допустимые уровни воздействия на конкретные почвы в определенных условиях. Так, например, предельно допустимая концентрация тяжелых металлов в почвах определяется не их валовым содержанием, а активностью водорастворимых форм соединений. При этом активность зависит от прочности связи ионов с твердой фазой и с другими ионами в растворе. Она определяется эффективными произведениями растворимости осадков, эффективными константами нестойкости комплексов и эффективными константами ионного обмена в системе твердая фаза – раствор. Эти показатели зависят от рН и Eh среды, ионной силы раствора, его комплексообразующей способности. При образовании в растворе комплексов предельно допустимые концентрации зависят от знака и плотности их заряда, молекулярной массы. Величина предельно допустимых концентраций тяжелых металлов в почвах возрастает с увеличением рН, с увеличением емкости обмена катионов, с утяжелением гранулометрического состава, с увеличением прочности связи этих катионов с твердой фазой, с уменьшением скорости их перехода из твердой фазы в раствор, с увеличением доли минералов групп монтмориллонита и вермикулита.
Деградация агрофитоценозов в значительной степени зависит от устойчивости к деградации растительного покрова. Эволюцией экосистем движет противоречие, порожденное существованием двух противоположных процессов (между постоянно изменяющимися условиями среды и наследственностью живых систем) – абиотического энтропийного и биотического негэнтропийного. Агрофитоценозы отличаются от естественных ценозов ограниченностью видового разнообразия и, часто, недостаточной адаптацией растений к факторам внешней среды, в которую они помещены. Уменьшение биологической продуктивности является также следствием уменьшения биоразнообразия и появления в напочвенном покрове резко ограниченного числа видов с ограниченными адаптационными возможностями к условиям среды. Это приводит к уменьшению устойчивости и надежности системы. Устойчивость к деградации растительного покрова, в отличии от устойчивости к деградации почв, имеет ряд специфических особенностей.
Основным положением энергетики экосистем является необратимость биоэнергетических процессов. Как считает Наумов Н.П., в экосистеме помимо механизмов обратных связей, особенно на уровне биогеоценозов, действует специфическая система регуляции, к которой относится межвидовая сигнализация (оптическая, звуковая, электрическая, химическая), выражающаяся в возникновении вокруг биогеоценоза соответствующих «биологических полей».
Величина предельно допустимых концентраций токсикантов и уровней воздействия для растений зависит от селективности к ним корневых систем, длительности жизни растений, скорости протекающих процессов метаболизма, фазы развития растения. Величина ПДК для растений уменьшается с увеличением продолжительности жизни растения, с увеличением интенсивности процессов метаболизма, на ранней фазе развития растения, с увеличением селективности к токсиканту сорбционных мест корневых систем.
Так, например, древесные культуры накапливают в своих кронах элементы питания и токсиканты не только в зависимости от их содержания в воздухе, но и от содержания их активных форм в почвах, селективности корневых систем и особенностей процессов метаболизма. При этом, древесные культуры имеют более длительный жизненный цикл, по сравнению с травянистым. Токсикант в них многократно включается в процессы метаболизма и в большей степени может накапливаться. В связи с этим, древесные породы и культуры начинают угнетаться при более низких концентрациях токсикантов в почвах.