Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Оценивание тестов 80 – 100% - оценка «5»;

60 – 80% - «4»

40 – 60% - «3»

0 – 40% - «2»

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2х частях. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2х частях. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  6. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  7. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Электронные ресурсы:

• Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

• Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

http://www.zavuch.info/

• официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru

• Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

• Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.

• В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Дата Тема (страницы учебника, тетради) Кол. час. Основные виды деятельности обучающихся Тип урока Вид контроля Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия (УУД) личностные результаты
«Земля и человечество» – 9 часов
  Введение. Мир глазами астронома. У – с. 4-8; Т – с.3. Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения Урок открытия новых знаний (УОНЗ)   Текущий Научатся: Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Познавательные. Проводить сравнение по заданным критериям. Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Широкая мотивационная основа учебной деятельности. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
  Планеты Солнечной системы. У – с. 9-15 Т – с.4-6 Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализироватьсхемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения Урок-исследование   Текущий Практическая работа (Практ.р) Научатся: Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Познавательные Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы.    
  Звёздное небо – Великая книга Природы. У – с. 16-21 Т – с. 7-8 Практическая работа №2«Знакомство с картой звёздного мира» Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком Урок-исследование   Текущий Практ.р. Научатся: Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы.
  Мир глазами географа. У – с. 22-28 Т – с.8-9 Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком Комбинированный урок (Комб.)   Практ.р. Фронтальный опрос. Научатся: Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы
  Мир глазами историка. У – с.29-35 Т – с.11-12 Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)     Комбинированный урок.   Фронтальный опрос. Практ.р. Текущий. Научатся: Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог» Познавательные. Строить рассуждения в форме простых суждений. Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы
  Когда и где. У – с. 36-40 Т – с.13-14 Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях Комбинированный урок.   Тест Научатся: Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой Познавательные. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Коммуникативные. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы
  Мир глазами эколога. У – с. 41-47 Т – с.15-16 Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь Комбинированный урок   Фронтальный опрос Научатся: Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.   Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Регулятивные. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
  Сокровища Земли под охраной человечества. У – с. 48-56 Т – с.16-20 Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения Урок-исследование   Текущий Научатся: Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы. Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Регулятивные. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
  Обобщение по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа. Проекты Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы. Урок – игра   Проверочная работа (Пр.р) Научатся: Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные. Формулировать собственное мнение и позицию. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
«Природа России» - 11 часов
  Равнины и горы России. У – с. 60-65 Т – с. 21-22 Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке «Где мы были»   Комбинированный урок.   Текущий Практ.р Научатся: Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.  
  Моря, озёра и реки России. У – с. 66-70 Т – с. 22-23 Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока Урок развития умений и навыков.     Фронтальный опрос. Практ.р. Научатся: Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
  Природные зоны России. У – с.71-75 Т – с.24 Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности УОНЗ   Текущий. Научатся: называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показыватьна карте природных зон области высотной поясности Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
  Зона арктических пустынь У – с.76-83 Т – с. 24-27 Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения Урок-исследование     Текущий Научатся: Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные Формулировать своё мнение и позицию. Ставить вопросы. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций  
  Тундра. У – с.84-94 Т – с. 27-31 Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения Урок-исследование     Текущий Научатся: Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Называтьобщие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Познавательные. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.   Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
  Леса России. У – с.95-102 Т – с.31-34 Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения Урок-исследование     Текущий Научатся: Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
  Лес и человек. У – с.103-109 Т – с.35-36 С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по плану Комбинированный   Фронтальный опрос. Научатся: Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о правилах поведения в лесу.   Познавательные. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Учиться высказывать предположение по иллюстрации. Коммуникативные Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
  Зона степей. У – с.110-117 Т – с.36-39 Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках Урок-исследование     Текущий Научатся: Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных     Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы. Коммуникативные Вести диалог, слушать и слышать собеседника. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
  Пустыни. У – с.118-125 Т – с.39-41 Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Изготавливать макет участка пустынь Урок-исследование   Текущий Научатся: Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения.   Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.   Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.   Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
  У Чёрного моря У – с.126-134 Т – с.41-45   Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком Урок-исследование.   Текущий Научатся: Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.   Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Коммуникативные. Формулировать своё мнение и позицию. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций    
  Обобщающая игра «По природным зонам России». Проверочная работа. Проекты Обобщить знания учащихся по разделу, развивать познавательный интерес и творческую активность. Урок – путешествие   Пр.р Научатся: Оценивать свои достижения; составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект; оценивать свои достижения и достижения товарищей Познавательные. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.   Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
«Родной край – часть большой страны» - 13 часов
  Наш край. У – с.138 Т – с.47 Практическая работа №12 «Знакомство с картой родного края» Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану Комбинирован ный урок     Текущий     Научатся: Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Познавательные. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.   Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой зада


Наши рекомендации