Ролевая игра «Путь электричества в дом»
Цель. Узнать способы передачи электроэнергии от источника до потребителя.
Оборудование. Костюмы героев (например, таблички с надписями или головные уборы).
Ход игры
Распределение ролей: Топливо — 1 чел., Вода — 1 чело., Турбина — 1 чел., Генератор — 1 чел., Электрический ток — 1 чел., Линии электропередачи — несколько чел., Хозяин дома — 1 чел.
Игровая деятельность. Поскольку выработка электроэнергии — это замкнутый цикл, то участники игры должны стать в круг в определенной последовательности: Топливо – Вода – Турбина – Генератор. Электрический ток стоит рядом с Генератором. Линии электропередачи — рядом с кругом. Хозяин дома — после Линии электропередачи.
Игровое пространство организуется следующим образом: котел представляется в виде стула. Вода (нагревается в котле) занимает место на стуле. Топливо (подогревает воду в котле) — движется вокруг стула. Вода (нагретая и превращенная в пар) покидает стул и направляется к Турбине. Турбина (приходит в движение под воздействием пара) начинает поворачиваться на 360°. Турбина передает эстафету Генератору, а он (вырабатывает электрический ток) — Электрическому току. Вода возвращается в котел (на стул). Процесс начинается сначала. Электрический ток — это продукт работы данной системы. Он — вне круга, но получая эстафету от Генератора движется вдоль ряда Линии электропередачи (несколько человек, взявшихся за руки). В конце «цепочки» стоит Хозяин дома, который показывает включенную лампочку (зажигает электрический фонарик) всякий раз, когда Электрический ток дойдет до него.
Итог игры.
Чьим домом можно назвать электростанцию?
Мой дом — электростанция, конечно.
Машина — генератор крутится там вечно.
Турбина крутит генератор взад-вперед.
Вода иль пар турбине жизнь дает.
Рис. 27. Ребус «Электричество» |
В заключение ребята разгадывают ребус (рис. 27).
Тема 4. Уроки Теплоши
Цель:углубить понятие о тепловой энергии и способах ее получения, расширить знания о различных видах топлива и способах его использования, усвоить простейшие способы сохранения тепловой энергии в помещениях, приобрести опыт практической деятельности в данном направлении.
Рекомендации по проведению занятий
Актуализировать и расширить знания о значении теплоты в жизни человека поможет работа над рассказом Л.Л. Сикорука « Греет ли шуба?» и демонстрация опытов. Занимательные сведения о свойствах обычных вещей повысят интерес учащихся к изучаемой теме.
О способах получения тепловой энергии учащиеся узнают из рассказа Л.Л. Сикорука «Как шаги переделать в огонь». На первых двух занятиях ребятам предлагаются интересные опыты, в ходе которых представление о теплоте и способах ее получения станет более ясным. Тест поможет учащимся проверить свои знания по теме.
Третье занятие целесообразно начать с повторения материала, изученного в предыдущем классе, а также актуализировать знания детей, полученные при изучении темы «Уроки Энергоши». Изучение коллекции видов топлива поможет учащимся больше узнать о их свойствах. Во второй части занятия можно предложить детям творческую работу по составлению ребусов по теме.
Тему «Путь тепловой энергии в дом» поможет усвоить организованная учителем игра-путешествие.
Практическую работу по темам «Способы сохранения тепловой энергии в помещении» и «Необходимость сохранения тепловой энергии» учитель проводит, используя активные формы обучения. Важно обратить внимание учащихся на окружающую их среду, те помещения, в которых они проводят своё учебное и свободное время. Данное занятие имеет большие возможности по воспитанию активной жизненной позиции учащихся. Увидеть адреса экономии и бережливости, применить свои знания на практике — важная задача деятельности маленьких граждан страны.
Тема «Счетчик тепловой энергии» дается учащимся в ознакомительном плане. Важно, чтобы учащиеся получили представление о его назначении и необходимости бережного отношения к теплу. На занятии может быть организована изобразительная деятельность детей, имеющая пропагандистскую направленность.
Игра «Разведка бережливых дел» уже знакома учителю и учащимся. Она поможет применить знание способов сохранения тепловой энергии в поисковой деятельности детей. По итогам изучения темы группами учащихся может быть выпущена стенгазета «Друзья Теплоши».
На итоговом занятии по теме учащиеся сочиняют поговорки, четверостишья о значении тепла в жизни человека, изготавливают книжку-малышку для воспитанников дошкольного учреждения, играют, соревнуются, обмениваются впечатлениями о проделанной работе.