Организация и методика проведения экскурсий и целевых прогулок в разных возрастных группах

Экскурсии— это особые форы организации работы по экологическому воспитанию, которые позволяют проводить наблюдения, изучать явления и предметы и процессы в разных условиях.Целевая прогулка –это форма организации работы по экологическому воспитанию детей. В отличие от Э.они кратковременны и на них решаются небольшой объём задач.Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие экскурсии — в парк, лес, на реку,. луг — и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых) — в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых..Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему-не утомительный, определяет расстояния до места(в одну сторону не более 30мин), учитывать особенности дороги. Место Э, необходимо за день, за до нее осмотреть его. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.Этапы Э:

Подготовит-й.-Основная задача организ-ть детей исходя из уже имеющего опыта, сформ-ть цели и задачи, кот необх-мо решить на Э.т.ж. на этом этапе необходимо стимулировать эмоц-й настрой детей, Воздей-е на их чувства начинается за несколько дней до Э., завершается перед началом.

Основной-организация познов-й и практич-й деят-ти детей. Большое значение имеет выбор методов работы с Д.(нагл, слов, практич)Наблюдение сопров-ся беседой, В конце Э использ-я практ-е методы:игры, сбор мат-ла и т.д. Заключит-й-охватывает всю послеэкс-ю работу, направленную на обобщение, закрепл-е, систематизацию, углубление представлений полученных д-й в ходеЭ. Главное поддержание интереса д-й к получ-й информ-ии, стимуляция потребности выразить, поделиться своими знаниями, чувствами, переживаниями. Решить эти задачи можно используя различ-е формы и организации продуктив-х видов деят-и д-й. (изобр-й, речевой и т.д)

Общие требования к Э.-темы д.б.чётко связаны с прогр. и включены в годовой план; дети д.б активными участниками наблюдения; материал должен опираться на известные детям теорет. знаниям; учитывается возраст экскурсантов; важно точно рассчитать время Э. во избежании нагрузок детей; в конце Э мат-лы д.б. закреплены.

49В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.

Элементы эколого-развивающей среды Функциональная роль
Экологическая комната Обучающая, релаксационная
Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.
Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению.
Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы.
Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная.
Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках.
Музыкальный зал Эколого-эстетическая
Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.
Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная.


52 Уголок природы в детском саду, как главный объект экологического воспитания в дошкольном учреждении.Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. В процессе систематического ухода за растениями и животными, у детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонически развитую личность.В уголке природы можно содержать разных животных, знакомство с которыми предусмотрено программой, и все же их количество должно быть ограниченно. Это связано с тем. Что большую часть работы по организации жизни и ухода за животными, дети должны выполнять сами, либо с небольшой помощью воспитателя.Требования к отбору обитателей уголка природы:Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.Требования к размещению и содержанию уголка природы:
Его следует размещать на уровне детей, в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода.Уголок природы должен содержаться в чистоте- растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают.Требования к размещению комнатных растений:
Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Дети младшей группы знают 2-3 названия растений, а к подготовительной группе называют до 15 растений, описывают их, выделяют лекарственные растения, знают их применение.Комнатные растения уголка природы являются его постоянными обитателями. Для того чтобы растения украшали групповую комнату, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно – климатических условий.Требования к размещению аквариума: Аквариум размещают в хорошо освещенном месте. Но не под прямыми солнечными лучами. Перед зарядкой – аквариум тщательно обрабатывают содой, песок прокалить в духовом шкафу и дать ему остыть. Вода для аквариума берется отстоянная в течение 3-4 суток.Требованию к содержанию птиц в уголке природы:
В уголке природы содержат канарейку или волнистых попугайчиков.Клетки для содержания попугаев наиболее удобными считаются из оргстекла и прутиков из нержавеющей стали. Такие клетки хорошо просматриваются, они пропускают много света и гигиеничны. В клетке должно быть съемное дно для удобства уборки. Также должны быть поилка, кормушка, жердочка для насестов.Дети старшей и подготовительной группы самостоятельно составляют зерновую смесь, обрабатывают клетку, сменяют воду, ухаживают за птицами.

53.54.55.56

ГРУППА/НАИМЕНОВА-НИЕ Комнатные растения * животные Уголок дежурств Оборудование для экспериментов Оформление Цветник, огород
            Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции
Млад-шая группа 4- 5 вида. Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин Аквариум 1-2 золотые рыбки, карась. - Материал для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, шишки, веточки, желуди. Лейки, совочки, палочки.   Муляжи овощей и фруктов: см. выше + капуста. Календарь погоды Картины, пейзажи по временам года, Карточки с животными, птицами. Дидактические игры (природоведческие). Икибаны, Гербарии, Поделки из природного и бросового материала. Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции, посев крупных семян
Сред-няя группа 5-6 видов. Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула. Аквариум с рыбками: вуалехвост, золотая, телескоп, карась. Начиная со II половины года дежурство вместе со взрослым. Для дежурства: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульвиле-затор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом. Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок, природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки. Стаканы, ящики для рассады. Муляжи овощей и фруктов: см. выше + лук, груши, слива, свекла. Икебаны, веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы), птиц, растений. Альбомы с изображением животных, дидактические игры (природоведческие) Смена помельче. Редис, свекла, репа, сбор крупных семян
Стар-шая группа 6- 7 видов по 2- 3 экземпляра. Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ.   См. выше + монетка, пресмыкающие (черепаха), млекопитаю-щие (морская свинка, кролик, хомяк) С начала учебного года в уголке природы вместе со взрослым, под контролем взрослого. Оборудование: см. выше + ножницы для обрезания растений См. выше + лупа Муляжи овощей и фруктов: см. выше +картошка, репа, болгарский перец. Оборудование: см. среднюю группу + рисунки, поделки детей Зелень, рассаду цветов, капусты, томатов, огурцов. Уборка сорняков, сбор урожая, семян, цветов. С помощью взрослого обрезка многолетних растений, рассада и деление многолетников.
Подготовитель-ная группа 6- 7 видов. Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фикус. Разновидность золотых рыб и тепловодных, млекопитающие (см. выше + домашняя крыса), пресмыкающие. 2- 3 ребенка одновременно дежурят в уголке природы ежедневно, Дежурят вместе со взрослым, под контролем взрослого, самостоятельно Смотри старшую группу Муляжи овощей и фруктов: см. старшую группу + экзотические фрукты. Оборудование: см. старшую группу + репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе, растения леса, поля, луга. Фотоматериал: «Мой город, мой район» Стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки. См. старшую группы + морковь, редис, салат, свекла. Приготовление салата. Борьба с вредителями не химическими средствами

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ГРУППАХ.комнатные растения, которые обязательно должны быть в данной группеВ каждой группе должны находиться:1 Таблички к комнатным цветам.2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др. ) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др. ) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место. 3. Календарь природы. (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно)4. Графики дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям.5. Паспорт на каждое растение ( если нет экологической комнаты в детском саду)В уголке природы:1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.3. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников.4. Рисунки, книжки детей о природе.5. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. 6. Корм для животных.7. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей

57 цветник,его планировка. Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировкаЭкологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом. Участок детского сада должен отвечать определенным санитарно- гигиеническим нормам и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих детский сад. Норма площади на одного ребенка -35-45 м 2. Целевое назначение зеленых насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада - яслей создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: снижается запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создается благоприятная температура воздуха, влажности, солнечная радиация. Участок огораживают забором (высотой не более 1,6м) или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда. Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди должна быть 0,75-1,0м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для этого используются такие деревья и кустарники как: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня, акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются. В зависимости от территориального расположения здания ДОУ деревья и кустарники могут располагаться по периметру всей территории участка, аллеями, группами. Здесь же высаживаются отдельные породы деревьев и кустарников. На территориях разных возрастных групп эти насаждения используются в целях обеспечения естественного затенения. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований: - насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева; - кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта; - подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;- для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками, например, шиповник, облепиха, бересклет.- Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.Для озеленения участка рекомендуют следующие виды деревьев: клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, даурская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень, граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан клинолистный, гледичия, дерн красный, ильм, можжевельник. Кроме деревьев используют следующие виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, калина обыкновенная, жимолость, форзиция.Деревья размещают группами или аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев или кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень, в течение всего дня, защищают детей от солнца. Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов.При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. Групповые кустарники отделяют друг от друга тоже кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр, занятий детей, защитить их от ветра. Для этого используют : виноград (дикий, амурский), жимолость, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, имопея, бобы садовые, настурция.Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой.

58 Однолетние цветочно-декоративные растения, или летники – это группа видов, проходящих свой жизненный цикл (от прорастания до образования семян) и достигающих наибольшей декоративности в течение одного вегетационного периода.В эту группу входят:а) однолетние растения, которые в год посева достигают полного развития – цветут, дают зрелые семена и погибают (бархатцы, коснея, ноготки, циния и др.);б) некоторые многолетние растения, способные проходить в условиях умеренного климата за один летний период цикл развития от семени до семени (агератум, львиный зев, вербена, петуния, сальвия и др.). Эти растения (условно однолетние виды) легко размножаются семенами. Их используют в цветниках только в однолетней культуре.Все многообразие цветочных однолетников позволяет разделить их на несколько групп:а) красивоцветущие,б) вьющиеся,в) декоративно-лиственные,г) сухоцветы.Однолетние цветочно-декоративные растения находят широкое применение в различных видах цветочного оформления (бордюры, рабатки, группы, горки и др.), а также в букетах в свежесрезанном и засушенном виде.Однолетние цветочно-декоративные растения различаются по длительности периода развития от посева до цветения и делятся на группы:1) виды с периодом развития от посева до цветения 130 – 180 дней (бегония всегдацветущая, вербена гибридная, лобелия эринус, гвоздика Шабо и др.);2) виды с периодом развития 100 – 130 дней (астра китайская, агератум Хоустона, львиный зев, душистый горошек и др.);3) виды, имеющие период развития не более 70 дней (календула лекарственная, маттиола двурогая, годеция крупноцветковая и др.).

Многолетние растения

Многолетние цветочно-декоративные растения обладают многолетней корневой системой и ежегодно возобновляемой надземной вегетативной массой.Классификация многолетников по жизненным формам:1. Сидячие растения. Они вегетативно неподвижны, сохраняют куст, т.к. имеют вертикально нарастающий подземный побег (корень, корневище). Растения данной группы недолговечны, теряют декоративность через 4 – 5 лет вследствие обнажения корневой шейки (пионы, колокольчик широколистный, волжанка). Растениям данной группы необходимо частая пересадка и деление куста.В свою очередь подразделяются:Кистекорневые – имеют стеблекорень, образованный небольшим подземным стеблем, состоящим из 3 – 4-летних годичных приростов, формирующихся после отмирания главного корня (гейхера, дельфиниум, пион, пиретрум розовый, флокс метельчатый).Стержнекорневые – имеют стеблекорень, образованный подземной частью стебля и главным корнем, который иногда утолщается (аквилегия, гипсофила, люпин, мак, мальва).Короткокорневищные растения – (астильба, ветреница, примула, хоста) имеют короткое, нарастающее вертикально или кругами корневище, от него отходят придаточные корни.Стеблеклубневые растения – (аконит, гладиолус) имеют видоизмененные, сильно укороченные и утолщенные побеги, превращенные в клубни или клубнелуковицы, которыми их размножают. Могут возделываться как однолетние культуры.Корнеклубневые многолетники – (георгина, лилейник) имеют видоизмененные боковые или придаточные корни – мясистые клубни, накапливающие питательные вещества и зимующие, не приспособленные к вегетативному размножению.Ползучие растения имеют растущие горизонтально надземные побеги и корневища, способны к естественному вегетативному размножению, быстро расселяются за счет ветвления и дочерних растений, частично угнетают другие виды. Они долговечны, сохраняют декоративность 6 – 10 и более лет. При старении восстанавливаются за счет дочерних особей.Цветники распологают на каждом прогулочном участке и они в комплексе выполняют триединую задачу – развивающую, обучающую и воспитательную. Используя клумбу в образовательном процессе, педагог подводит детей к тому, что природой можно не только восхищаться, наслаждаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Предметное окружение, созданное руками педагогов, детей, родителей приносит радость, дарит ощущение тепла, комфорта, эмоциональной удовлетворенности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, территория дошкольного учреждения имеет неповторимый привлекательный облик и воспринимается как культурный и эстетический центр жилого микрорайона, города. Таким образом, все эти изменения способствуют улучшению экологизации и эстетического состояния микросреды и имиджа ДОУ, рационального их использования в соответствии с воспитательно-образовательными задачами в условиях городской системы образования.

Наши рекомендации