Классификация и характеристика административных методов управления окружающей средой.
Административные методы управления окружающей средой обеспечивают возложенные государством принуждения, используются при всех формах экономического управления.
Общие функции административного управления включают следующие виды деятельности:
· планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (материальных, финансовых, кадровых), формирование приоритетов, прогнозирование результатов;
· проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ;
· подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований;
· технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды;
· выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработка экологических правил, нормативно-правовых актов и т. п.
Основными инструментами административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т. п.
46Виды нормирования в государственных методах управления окружающей средой. Нормативы качества окружающей среды и допустимого воздействия.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение
благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с Законом "Об охране окружающей среды" установлены следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:
· нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
· нормативы образования отходов производства;
· нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
· нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
· нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. К нормативам иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в частности, можно отнести предельно допустимые нормы применения химикатов в сельском хозяйстве.
· Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов
· качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.
Суть нормативов допустимого воздействия на окружающую среду заключается в том, что они определяют предельные размеры вредных воздействий на окружающую среду, устанавливаемые для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования о нормировании допустимого воздействия на окружающую среду распространяется на все источники такого воздействия. Так, если на предприятии имеется несколько источников воздействия - труб, через которые загрязняющие вещества сбрасываются в атмосферный воздух или сточные воды в водные объекты, для каждого
из источников устанавливается нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ, для транспортных и иных передвижных средств и установок предусматриваются нормативы для модели.
При установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду важным является принцип их соотношения с нормативами качества окружающей среды, предусмотренными ст. 20 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны
обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей
территорий. Суть этого принципа заключается в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду для каждого субъекта с учетом всех источников воздействия на окружающую среду устанавливаются на уровне, при котором суммарные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду от всех субъектов
на данной территории с учетом перспектив развития не приведут к превышению нормативов качества
окружающей среды.