Кто должен получать разрешение

Получать разрешение обязаны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздухот стационарных источников выбросов.

Как известно, стационарные источники выбросов — источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Поэтому если вы эксплуатируете, например, газонокосилку, работающую на бензине, то получать разрешение не нужно.

Согласно п. 4 Положения о порядке выдачи разрешений получение разрешения необходимо при эксплуатации заявителем стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:

· более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;

· менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 т в год.

СПРАВОЧНО

Классы опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 декабря 2010 г. № 174 (в ред. от 30 августа 2013 г.).

Вывод о необходимости получения разрешения делается на основании расчетов выбросов загрязняющих веществ. Для проектируемых объектов такие расчеты проводятся в рамках разработки раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации. В дальнейшем обоснованность установленных нормативов выбросов подтверждается результатами инвентаризации выбросов. Для действующих стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух нормативы выбросов разрабатываются в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При расчете выбросов учитываются все источники выделения, источники выбросов загрязняющих веществ (кроме оснащенных автоматизированными системами контроля, мобильных и находящихся на консервации) и объекты тяготения мобильных источников выбросов (стоянки, парковки и т.д.). Однако нормированию, а значит и включению в разрешение, подлежат не все загрязняющие вещества.

Для того чтобы определить, какие вещества включаются в разрешение (нормируются), а какие нет, необходимо:

1) из перечня объектов воздействия на атмосферный воздух и выявленных источников выбросов определить те, которые включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, — выбросы от таких источников не нормируются;

2) из списка загрязняющих веществ, выбрасываемых от источников, не включенных в указанный выше перечень (далее — нормируемые источники выбросов), определить те, которые включены в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух;

3) для загрязняющих веществ, выбрасываемых от нормируемых источников выбросов, но не включенных в перечень загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы выбросов, рассчитать критерий значимости в порядке, установленном постановлением № 31

34 . Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - комплекс мероприятий, выполняемых природопользователем, включающий выявление и систематизацию сведений об источниках выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе место нахождения источников и определение качественных и количественных показателей выбросов.

Вся эта и иная необходимая информация содержится в Акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Правовая основа проведения инвентаризации: ст. 38 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 г. № 2-З “Об охране атмосферного воздуха”; Постановление Минприроды № 42 от 23.06.2009. «Инструкция о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

На 1-м этапе необходимо:
• разработать Программу работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
• издать приказ о проведении работ по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ.
• визуально обследовать все вентсистемы, ГОУ, выбросы от которых содержат загрязняющие вещества.
• определить места их расположения, размеры, координаты источников выбросов загрязняющих веществ.
• осмотреть и оценить техническое состояние вентиляционных систем, оборудования источников выбросов, ГОУ.

На 2-м этапе проводят:
• аэродинамические испытания ГОУ и вентсистем;
• отбор проб выбросов и их анализ на содержание загрязняющих веществ в воздуховодах, на входе и выходе ГОУ;
• определение эффективности работы ГОУ.

На 3-м этапе проводят:
• систематизацию результатов испытаний и обобщение материалов по проведенным работам;
• оформление результатов испытаний вентсистем и ГОУ,
• определение выбросов от источников расчетным методом (в случаях предусмотренных законодательством),
• разработка графического материала (ситуационная карта-схема, карта-схема источников выбросов) для каждой промлощадки.

На 4-м этапе оформляется Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Проведение инвентаризации выбросов – процесс непростой и требует тщательной и пошаговой подготовки предприятия. Специалисты компании «ЭНЭКА» помогут предприятию разработать и привести в соответствие с природоохранным законодательством всю учетную документацию.

Ответственность за невыполнение требований природоохранного законодательства: Загрязнение атмосферного воздуха влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 15.48. Кодекса РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194-З (далее - КОАП). Нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, а равно указание в них недостоверной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 23.17 КОАП.

Иными словами, проведение инвентаризации и ее документального оформление необходимы с целью осуществления предприятием, деятельность которого связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учета в области охраны атмосферного воздуха. Так, учету подлежат:

· источники выделения загрязняющих веществ и источники выбросов;

· газоочистные установки (далее - ГОУ);

· количественный и качественный состав выбросов;

· технологические процессы и методы производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг).

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится разработчиками:

· для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования;

· для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

- 4 года - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории;
- 5 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных ко II или III категории;
- 6 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к IV категории;
- 10 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к V категории.

Инвентаризация выбросов на предприятиях проводится поэтапно:

· 1-й этап – подготовительный;

· 2-й этап – инвентаризационное обследование;

· 3-й этап – обработка и оформление результатов обследования;

· 4-й оформление акта инвентаризации.

Источники выделения вредных веществ — технологические установки, аппараты, агрегаты, очистные сооружения, сооружения оборотного водоснабжения и т. д., которые в процессе эксплуатации выделяют вредные вещества. Источники выбросов вредных веществ — трубы, вентиляционные шахты, дыхательные клапаны резервуаров, открытые поверхности очистных сооружений, через которые выбрасываются вредные вещества.



Наши рекомендации