Выступление Т.Б. Лапиной, фрагмент
Т.Б. Лапина – Е.П. Летенковой: Елена Петровна, Вы сказали, что замеры периодически проводятся по направлению ветра на определенные группы веществ, но единственное, что мы не услышали – это результат этих замеров.
Летенкова: В течение 2016 г. превышений не было. Вот то, о чем упоминалось в выступлении предыдущего товарища – это было в самой сложной ситуации 2013 г., однократные были вот эти вот превышения, когда привлекались силы московского центра гигиены и эпидемиологии. После этого – я уже говорила, в этом году более 400 анализов – у нас превышений нашей лабораторией не зафиксировано.
Ф.В. Титаренко – Е.П. Летенковой: Ну, если Вы не в курсе, я Вам тогда от июля 2016 года документики Вам тоже дам, в котором есть превышения [передает документы].
Летенкова: Чтобы все понимали: для того, чтобы достоверно говорить о существующей проблеме, есть лаборатории, есть система аккредитации, есть эксперты. И все это надо очень серьезно взвесить для того, чтобы сделать выводы.
Ф.В. Титаренко – Е.П. Летенковой: Правильно. Лаборатория “ЦФО по ЦЛАО”, июль 2016 г.”
И.П. Красавин: Кто делал анализы?
Т.Б. Лапина – Е.П. Летенковой: Тут странность заключается в том, что мы на руках имеем ответы, в которых говорится о превышениях, непосредственно, тех компонентов, на которые и вы экспертизы проводите. Как такое возможно? Вот министерство экологии, допустим, дает мне ответ – там превышения у них есть, у вас превышений нет. Непонятно, какая-то нестыковка происходит. Тем более Вы как местный житель лучше понимаете, в какой момент, когда и где нужно брать заборы воздуха. Это первое. Я просто обращаюсь почему – по просьбе многих жителей, которые пишут на имя на имя Елены Петровны жалобы и получают ровно такие ответы, что мы живем, практически, в курортной вообще области. Теперь касаемо водопровода деревни Тимохово. К сожалению, люди не смогли приехать, они заболели. Вот я читаю смс-ку жителя как раз – Люличевой Татьяны на данный момент, сейчас она мне ее прислала, что “водопровода в Тимохово нет. Его нет. Администрация объясняет – не хочет платить, хотя в других деревнях платит: в деревне Белой, например. Нам приходится там набирать воду.” Вот, пожалуйста – если Вы не знаете, что в деревне Тимохово там нет водопровода, люди живут без водопровода, без воды.
(01:08:00)
В.В. Фатеев: Что касается Люличевой. Татьяна Васильевна, действительно, покупает землю здесь. Я как бывший начальник зверохозяйства знаю, что до меня земля была выделена под огороды, и заведомо понимали, что территория неблагополучная в принципе, и не только от полигона. Татьяна Васильевна хочет, чтобы подвели прямо к ее дому. Этого нельзя. В Тимохово, где многоквартирные дома – там, действительно, водопровод. Поэтому я вышел с предложением к Игорю Петровичу [Красавину] о том, чтобы провести по улицам у нас в следующем году за счет нашего бюджета. Но ни в коем случае мы не имеем права, и мы говорили уже с заместителем Лялиным по поводу того, что, извините, они должны получить и техусловия. Но получается так: там есть дома, которые не введены в эксплуатацию – они не платят некоторые налоги, в частности по недвижимости. Поэтому этот вопрос есть, что касается питьевой воды. Мы, действительно, до деревни доведем – в деревню…
Т.Б. Лапина – В.В. Фатееву: Но на данный момент ее нет. Ее нет! У Люличевых стоит дом не где-то на отшибе поля, он находится в населенном пункте.
В.В. Фатеев – Т.Б. Лапиной: Я объясняю еще раз Вам. Люличева постоянно когда набирает, мы говорим: давайте мы придем и вместе посмотрим. Ну, извините, мы уже по каким каналам только не знакомы! Только с Питерским… Госпожа Люличева хочет в идеальных условиях жить и не соблюдать сама закон и не платить…
Т.Б. Лапина – В.В. Фатееву: Понимаете, не то что идеальные, а человеческие условия существования должны быть. Не идеальными, а человеческими…
В.В. Фатеев – Т.Б. Лапиной: Конечно! Я тоже не живу на планете другой. Я живу по Лобановой и тоже запах доходит и до нас. И еще раз говорю: да, действительно, что касается запаха – это есть, но что касается, когда “дайте мне, вы обязаны”, ну, это уже…
Т.Б. Лапина – В.В. Фатееву: Я говорю о том, что воды в Тимохово нет.
И.П. Красавин – Т.Б. Лапиной: Как Вас зовут? Секундочку, можно? Татьяна Борисовна, чтобы Вы с пониманием вышли с этого зала. Приоритетная программа губернатора “Чистая вода”, во-первых – мы двигаемся в этом направлении. Владимир Васильевич правильно сказал, что мы на следующий год постараемся приложить все усилия, и закладываются средства в бюджет для того, чтобы провести магистрали по обеспечению водой.
Т.Б. Лапина: Т.е. на данный момент Елена Петровна вводит всех в заблуждение, говоря, что вода в Тимохово есть?
Т.Б. Лапина – Е.П. Летенковой: Простите, я никого не ввожу в заблуждение, и я так не говорила. Я сказала, что обязанность органов местного самоуправления – обеспечить водой, и, по данным администрации, там есть водопровод и колонки.
В.В. Фатеев: И три колодца, которые есть, действительно, по деревне, мы постоянно хлорируем как положено. Госпожа Люличева хочет, чтобы у нее было, извините меня, красиво.
Т.Б. Лапина: Жаль, что ее, конечно, здесь нет. Она не присутствует. Дальше. Вот теперь конкретно по полигону и по запаху. Я была как раз на заседании в Мособлдуме, и там был представитель немецкой, по-моему, компании, которая устанавливала это оборудование по сбору свалочного газа. Я, честно говоря, ответ так не услышала и не поняла, когда, все-таки, это оборудование начнет работать. Оно установлено. Мы были непосредственно на полигоне, мы видели эти шахты, в которые уходят трубы…
И.П. Красавин – Т.Б. Лапиной: Которое работает. Работает. Мы сегодня были на полигоне…
Т.Б. Лапина: Хорошо. Тогда другой вопрос. Почему нет результатов, если оно работает?
И.П. Красавин – Т.Б. Лапиной: Потому что недостаточный еще объем.
К.С. Манегин – Т.Б. Лапиной: Неполный объем.
Д.Г. Ольховик – Т.Б. Лапиной: Татьяна Борисовна, Вы же были в сентябре с министром на этих же очистных…
Т.Б. Лапина: Вот. Вот это мы нашли. Т.е., все-таки, недостаточно этого, правильно?
К.С. Манегин: Недостаточно.
И.П. Красавин – Т.Б. Лапиной: Так об этом мы сегодня и говорили. Вот смотрите. Давайте внимательно, во-первых, слушать выступающих. Корректно. Еще раз. Сказал, что работы проводятся, что сегодня если по 5-бальной оцениваться, полигон на “3” с плюсочкой, но он гораздо лучше, чем все остальные. Вы представляете себе, если сравнивать! Но сегодня недостаточно средств, хотя есть возможности и есть потребность для установки вот этого оборудования. Мы сегодня выехали с делегацией, в том числе с инициативной группой, с представителями поселения, с нашими экологами, с министерства, я лично выехал. Я Вам говорю, что я в первый раз сегодня был на этом Тимоховском полигоне, потому что знакомлюсь, как и вы, кто, может быть, уже более глубоко погружен – мне нужно знать проблему. Работаем. Но и руководитель и Вы должны понимать, что не все еще сделано. И те запахи, которые есть, существуют, конечно, в том числе – это те перспективные планы, которые нам необходимо сделать.
Т.Б. Лапина: Оборудование установлено. Запахи более концентрированы, оно не работает. Оно не работает…
И.П. Красавин – Т.Б. Лапиной: Девушка, чтобы так утверждать… Возьмите и организуйте выезд девушке, чтобы мы потом, как бы...
Т.Б. Лапина – И.П. Красавину: Да я там была неоднократно! Я знаю, о чем я говорю…
Д.Г. Ольховик – Т.Б. Лапиной: Татьяна Борисовна, вы же были в сентябре вместе с министром Александром Борисовичем Коганом, ходили по этим очистным, лично все это видели, слышали (неразборчиво). Работает это оборудование…
Т.Б. Лапина – Д.Г. Ольховику: Так и я об этом и говорю. Ну почему тогда мы то это ощущаем, что запахи более концентрированные?
Д.Г. Ольховик – Т.Б. Лапиной: Еще раз повторяю: 25% тела полигона охвачено этими системами. 75% в любом случае – это простая математика – превалирует…
И.П. Красавин: Это то, что необходимо сделать еще…
Д.Г. Ольховик – Т.Б. Лапиной: Оборудование работает, но его категорически недостаточно. Об этом Вам и министр в сентябре сказал. И министр Вам говорил – Вы лично с ним вели дискуссию – о том, что инвестиционной программой мы будем донасыщать тело полигона этими системами с тем, чтобы охватить 100% его объема. И это упражнение, которое займет не один год, потому что это суммы, ну, сегодня назывались ориентировочно в евро, причем это стоимость евро еще до повышения курса, насколько я помню. Сегодня это сотни миллионов рублей, которые полигон в рамках инвестиционной программы, в том числе, будет изыскивать.
Т.Б. Лапина: Вот по словам Александра Борисовича, он заверил, что с января 2017 г. запахи должны уменьшиться. Мы пока ждем. Спасибо.
(01:13:53)
Выступление И.Н. Жукова
Позвольте быть кратким. Я считаю, что очень важный вопрос поднят здесь и он муссируется давно. Мы должны понять главное: данный полигон будет работать. Он на востоке самый крупный. Здесь можно много говорить, выставлять друг другу претензии.
На мой взгляд, сам полигон не справится с проблемами, которые существуют, и надо прямо об этом говорить. Никаких инвесторов мы в ближайшее время не найдем. И люди там будут глотать и дышать? Надо ставить вопрос о том, чтобы бюджет помог точно так же, как в чем-то он помог в подобной ситуации, но там с очистными сооружениями были. Пока губернатор за этот вопрос не взялся, проблема десятилетиями стояла нерешенной. Я считаю, что этот вопрос ставить надо перед правительством именно по этой свалке.
И второй вопрос. Я полностью поддерживаю: надо закрывать, Игорь Петрович [Красавин], ставить вопрос, это вообще просто вне всякого сомнения: это та, можно сказать, мокрая свалка, это как нечистоты сливать посреди города Электроугли. Это две разные совершенно вещи: здесь [в Тимохово] будут работать и надо принимать решения, а там [вишняковские карьеры] закрывать, и закрывать жестко. Потому что там, действительно, невозможно. И там не имеет никакого хозяйствующего значения та свалка. Просто зарабатывают, на мой взгляд, в открытую: из Москвы везут нечистоты и зарабатывают на этом деньги. Если здесь [в Тимохово] мы понимаем, что это важнейшая составляющая развития нашего Подмосковья, то там [в Вишняково] просто, считаю, надо предпринять нам и в думе предложить вот этот вариант. Я не знаю, когда там будут наши инвесторы, но сегодня надо решать с помощью бюджета этот вопрос. Это локальное – помогать Константину Сергеевичу. Он не справится сам, его тут клюй, не клюй… Когда ему нет, из чего изъять деньги, это невозможно сделать. Спасибо.
(01:16:35)
Дополнение И.П. Красавина
Уважаемые коллеги. Конечно, проблемный вопрос мы подняли, такой, наверное, очень сложный. Во-первых, мы сегодня, все-таки, я надеюсь, друг друга услышали. Просьба просто слушать, все-таки, повнимательнее. Какая бы критика ни шла в адрес власти, руководителя полигона, нам от этой проблемы закрываться нельзя – нам ее решать. Но должны каждый из вас понимать, что реально в наших силах, возможностях экономических, административных и что мы сделаем за какой период. Здесь сказочников нет. У нас здесь все люди взрослые, все люди понимающие, серьезные. Но динамика должна быть. И беспокойство жителей, которые сегодня выступают, мы должны все услышать: начиная, думаю, вы понимаете – президент – не был бы, наверное, годом экологии. И серьезное отношение, деньги, программы, которые верстаются. Надеюсь, что найдут средства.
И в том, что выступал уважаемый депутат и замминистра, наши коллеги поддерживают: этой проблемой нужно заниматься. Конечно, это большая беда. Это большая проблема. Это то, наследство, которое нам сегодня предстоит разгребать всем вместе. Поэтому корректно двигаемся и самое главное – чтобы, уважаемые коллеги, вы понимали: у нас нет никаких секретов. Никаких тайн, чтобы вы понимали. Информация, которую вы нам дополнительно даете, она, наоборот, позволит осмыслить сложность этой ситуации и принять правильное решение, чтобы не наломать дров и не совершить опять определенные проблемы, не нажить себе.
Поблагодарить всех активистов хотел бы наших, кто неравнодушен, кто живет у нас в районе, в нашем Подмосковье. Конечно, находить взаимопонимание и двигать дальше в этом направлении.