Программа экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова.
Система учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А. Плешакова входит в образовательный комплект «Школа России». Она построена на принципах классической (традиционной) методики преподавания.
Приоритетной задачей программы является формирование у учащихся единого ценностно-окрашеного образа мира как дома своего собственного и общего для всех людей и всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира. По мнению А.А. Плешакова, формулой нового отношения к окружающему является уважение к миру. Причем уважение должно формироваться на основе признания ценности всего сущего.
К основным задам программы также относятся:
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде,
– формирование природоведческих понятий (живая и неживая природа, животные),
– воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.
Программа разбита на 2 отдела: 1– 2 класс – «Мир вокруг нас», 3 – 4 класс – «Мир вокруг нас», «Природоведение».
1 – 2 класс – «Мир вокруг нас». Отбор содержания осуществлен на основе следующих идей:
– идеи многообразия мира (природная и социальная среда),
– идеи целостности мира,
– идеи уважения к миру.
В 1 классе целостный образ окружающего формируется из мозаики составляющих его компонентов в процессе поиска ответа на вопросы: Кто? Как? Когда? Почему? Зачем?
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий:
– знакомство с природой,
– ознакомление с жизнью общества (на примере жизни города и села),
– вопросы здоровья и БЖД ребенка,
– обучение умению общаться с другими людьми,
– формирование у детей первоначальных географических представлений.
В 3 классе учитель может работать по одному из 2 курсов: «Природоведение» или «Мир вокруг нас».
В 3-ем классе идеи многообразия природы раскрываются в процессе изучения природных компонентов: воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных, человека. Интегрированный курс «Мир вокруг нас» для 3-го класса усложнен за счет более глубокого рассмотрения естественно-научного материала и включения вопросов обществознания, экономики и ОБЖ.
В 4 классе действует курс «Природоведение». Программы построены таким образом, что природные компоненты, с которыми познакомились дети в предыдущих классах, накладываются «на географическую матрицу» при изучении нашей планеты, природных зон России и природы родного края. В 4-ом классе дети знакомятся с системой понятий, которые лежат в основе построения естественно-научных курсов в средних и старших классах.
Программы 3 и 4 классов дополнены факультативными курсами:
3 класс – Экология для младших школьников
4 класс – Планета загадок.
К основным формам организации учебного процесса относятся: беседы, дидактические игры, раскрашивание, рисование, просмотр видео, экскурсии, прогулки, полевые практикумы, домашние работы, практические работы, наблюдения.
Направление
Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой и Г.С. Калиновой. Программа входит в комплект «Начальная школа 21 века».
Принципы построения программы:
– принцип «позитивного педоцентризма»,
– принцип экологизации предмета,
– краеведческий принцип.
В основе построения программы лежит принцип отбора знаний наиболее важных для детей этого возраста (принцип «позитивного педоцентризма»).
Особенностью программы является включение сведений:
– способствующих познанию ребенком самого себя,
– расширяющих представление о психической природе человека.
Авторы считают, что именно этот принцип предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои таланты и склонности.
Программы курса «Окружающий мир» построены также с учетом принципа экологизации предмета. Принцип экологизации реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду. Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка.
Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип. Данный принцип обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в природное и социальное окружение. При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих в парке, на пришкольном участке, в учреждениях культуры, музее и т.д. (вне класса). Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая).
В программах «Окружающий мир» представлены следующие содержательные линии:
· человек как биологическое существо,
· человек и другие люди,
· человек и общество,
· история родной страны.
Такое построение курсов, по мнению авторов программы, подготавливает младших школьников к изучению базовых предметов в основной школе.
Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой и В.Д. Шилина. Программа входит в современную систему учебных курсов «Гармония».
Основной принцип построения программы – принцип последовательности (последующее знание базируется на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их).
Основная цель обучения: способствовать интеграции, гуманизации и экологизации знаний, воспитание гармонично развитой личности.
Задачи курса:
– продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье,
– последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, ознакомление со взаимосвязями жизнедеятельности человека и общества,
– вооружение знаниями о явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания,
– воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе, сознательного отношения к своему здоровью.
Таким образом, курс реализует задачи последовательного формирования у учащихся целостной естественно-научной картины мира и воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле. Данный курс направлен на обновление содержания и методов преподавания естествознания в трех направлениях:
– интеграции,
– гуманизации,
– экологизации.
Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ребенка по трем стержневым линиям:
· окружающий мир многогранен, интересен и постоянно изменяется, поэтому его необходимо познавать,
· богатый опыт предков может пригодиться в жизни – значит его надо уважать и изучать,
· природа ранима, поэтому надо беречь ее красоту и гармонию.
Панорама окружающего мира и его отдельные закономерности раскрываются перед учениками последовательно:
В 1-2 классах через красоту и многообразие объектов природы и рукотворного мира.
В 3-ем классе через:
– рассмотрение закономерностей сезонных изменений и фундаментальных взаимосвязей и взаимопревращений (круговоротов) в неживой природе, а также жизненных циклов цветковых растений и некоторых групп животных,
– начальное знакомство учащихся с устройством организма человека и условиями обеспечения его здоровья.
В 4-ом классе через осознание места своего родного края на планете, его общности со всем миром.
С методами познания окружающего мира дети знакомятся на практических работах (ориентирование на местности, уход за растениями и животными, моделирование объектов и процессов).
Большое значение в программе отводится фенологическим наблюдениям и непосредственным исследованиям учащимися во время экскурсий объектов и явлений природы.
Основные формы организации процесса обучения: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города (поселка), в кабинете географии, биологии, физики, уроки исследования, фантазии, путешествия, заседания, конференции.
Программа построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных знаниях. Причем знания постепенно дополняются и углубляются.
По мнению авторов программы знания и умения должны являться не самоцелью, а средством развития интеллектуальных и творческих способностей.