В Сергиево-Посадском муниципальном районе».

Рабочая программа

В рамках курса

«Экология и экологическое проектирование

В условиях внедрения ФГОС»

на тему:

«Проект организации летней экологической смены

В Сергиево-Посадском муниципальном районе».

Работу выполнила:

преподаватель экологии

ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

Назатова С.Б.

Сергиев Посад

Содержание.

I. Паспорт программы.

II. Пояснительная записка.

III. Цель.

IV. Задачи.

V. Принципы.

VI. Направления работы.

VII. Предполагаемые результаты реализации программы профильного лагеря.

VIII. Распорядок дня.

IX. Содержание программы.

X. Приложения.

XI.

I. Паспорт программы.

Организация Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
Адрес г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, д.20б
Время проведения смены   С 01.06.15. по 21.06.15.
Цель Формирование ответственного отношения к природе родного края через организацию практической природоохранной и исследовательской деятельности детей и подростков.
Количество детей   50-60 (три отряда)
Возраст детей   10-14 лет

II. Пояснительная записка.

«Мы – хозяева нашей Родины

И она для нас - кладовая солнца

С великими сокровищами жизни».

/М. Пришвин./

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Экологический лагерь, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям наряду с отдыхом дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического мышления и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических занятий биолого-экологического цикла с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по биологии, экологии и экологическому краеведению, проведение элементарных экологических полевых исследований, семинары и конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической направленности.

Программа экологической смены для летнего лагеря разработана с учётом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической обстановки Сергиево-Посадского района.

С целью систематизации и обобщения знаний в той или иной области экологическая смена разбита на тематические недели: Неделя земли, Неделя воды и Неделя воздуха.

III. Цель.

Формирование ответственного отношения к природе родного края через организацию практической природоохранной и исследовательской деятельности детей и подростков.

IV. Задачи.

1) Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

2) Формировать представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

3) Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

4) Развивать творческие способности детей через включение в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

V. Принципы:

- принцип научности, предполагающий приобщение детей к новой информации;

- принцип доступности, содержание и формы работы соответствуют особенностям детей разного возраста;

- принцип оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- принцип целесообразного сочетания и взаимосвязи игр, познавательной, практической, художественной деятельности.

VI. Направления работы:

  1. Включение детей и подростков в исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с их интересами.
  2. Обучение умению работать с научной литературой, формирование у них основ культуры научного исследования.
  3. Оказание помощи в проведении исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций в ходе мини-исследований.

VII. Предполагаемые результаты реализации программы профильного лагеря:

- создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между разновозрастными участниками смены;

- осознание себя как личности, индивидуальности;

- получение навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;

- формирование целостных, систематизированных знаний по основам эколого-биологических наук, знаний о взаимодействиях природной и социальной сферы;

- понимание и умение объяснять проявления различных экологических процессов в окружающей среде;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- умение осуществлять диагностику и программирование процессов, происходящих в природе, предвидеть последствия своих воздействий на природные объекты;

- формирование твёрдых экологических убеждений у школьников в необходимости охраны окружающей среды своего родного края;

- приобретение навыков публичного выступления, защиты идей;

- формирование следующих качеств:

коммуникативные - слушать и понимать других, выражать себя;

презентационные - построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности;

поисковые - находить информацию по каталогам, справочникам, энциклопедиям.

VIII. Распорядок дня:

9.00. – 9.15. Линейка. Построение. Мероприятия на день.
9.15. – 12.00. Работа в отрядах (проект, экскурсия, игра и т.д.) - РО
12.00. – 12.30. Обед.
12.30. – 13.30. Заключительный этап подготовки -ЗЭ
13.30. – 15.00. Итоговое мероприятие - ИМ

IX. Содержание программы.

День Содержание
Неделя первая: «Неделя Земли»
Первый день. Открытие лагеря. РО - КТД “Экология как наука” ЗЭ - Конкурс экологических плакатов. ИМ - Праздник «Лето – это маленькая жизнь».
Второй день   РО - Трудовой десант. ЗЭ - Викторина «Сергиево-Посадский район на карте области и России». ИМ - Оформление учебных коллекций «Многообразие листьев».
Третий день   РО - КТД «Природа в жизни русского человека». ЗЭ - Изучение санитарного состояния древостоя на пришкольном участке. ИМ – Проект «Исследование антропогенного воздействия на природу»
Четвёртый день   РО - Игра на местности «Тропой успеха». ЗЭ - Работа над проектом «Защита леса от вредителей». ИМ – Защита проектов.
Пятый день   РО - Экскурсия в хозяйство. ЗЭ - Занятие «Обычаи и традиции природосбережения в хозяйственном цикле». ИМ – Разучивание старинных игр.
Шестой день   РО - Игра – путешествие «По тропинкам родного края». ЗЭ - Экологический мониторинг почвы. ИМ – Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала.
Седьмой день   РО - Экологический аукцион «Жители земли» ЗЭ - Подведение итогов недели. ИМ – Дискотека «Дети Земли».
Неделя вторая: «Неделя Воды»
Восьмой день   РО - Операция «Чистый берег». ЗЭ – Репетиция. ИМ – Открытие «Недели воды».
Девятый день   РО - Экскурсия на Гремячий водопад (с исследованием воды). ЗЭ – Исследование питьевой воды на месте. ИМ – КТД «Берегите воду!»
Десятый день   РО - КТД «Водоемы нашего района». ЗЭ – Оценка уровня загрязнённости водной среды в реках Кончура и Торгоша. ИМ – Защита проектов.
Одиннадцатый день   РО - Экскурсия на очистные сооружения микрорайона. ЗЭ – Подготовка фотоотчетов. ИМ – КТД «Правила экологического поведения в общественных местах».
Двенадцатый день   РО - КТД «Экологическая карусель». ЗЭ - Работа над проектом «Мы – против пластика!» ИМ – Защита проектов.
Тринадцатый день   РО - КТД «Кто в речке живет?». ЗЭ - Просмотр и обсуждение кинофильма «Живая вода». ИМ – Конкурс сказок-постановок о речных обитателях.
Четырнадцатый день   РО - Операция «Чистый источник». ИМ – Подготовка и проведение праздничной дискотеки «День Воды».
Неделя третья: «Неделя Воздуха»
Пятнадцатый день РО - Интеллектуальная игра: «Своя игра». ЗЭ - Изучение запылённости воздуха. ИМ – Соревнования «Весёлые старты».
Шестнадцатый день   РО - КТД "Огородное эко-пугало" ЗЭ – Викторина-путешествие «Моя малая родина». ИМ – Конкурс рисунков на асфальте «Моя малая родина».
Семнадцатый день   РО - Экскурсия в ветеринарный пункт «Айболит». ЗЭ – Просмотр видео-роликов о гуманном отношении к животным. ИМ – Шоу-программа «Братья наши меньшие».
Восемнадцатый день. РО - КТД «День Берендея». ЗЭ – Разработка и подготовка костюмов из использованных материалов. ИМ – Дефиле костюмов из использованных материалов.
Девятнадцатый день.   РО - Экологическая тропа в парке «Скитские пруды». ЗЭ – Оформление газет «Экологический вестник» ИМ – Конкурс газет
Двадцатый день.   РО – Работа над проектами «Экологическая ситуация в Сергиево-Посадском районе». ЗЭ – Создание фотоальбома. ИМ – Творческая защита проектов «Экологическая ситуация в Сергиево-Посадском районе».
Двадцать первый день.   РО – Экологическая игра «Природа-наш дом». ЗЭ – Конкурс рисунков «Земля – наш общий дом». ИМ – Тематическая дискотека «Я живу в России».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Седьмой день – завершающий для Недели Земли.

Подведение итогов недели.

Подведение итогов недели можно провести в форме вручения номинаций «Луч Солнца». Отряды и отдельные участники мероприятий получают грамоты, дипломы и медали в соответствии с мероприятием. Вручение номинаций чередуется с номерами художественной самодеятельности.

Дискотека «Дети Земли».

Дресс-код для дискотеки - украшение или головной убор, сделанные своими руками из бросового материала. Во время дискотеки проводится конкурс на лучшее изделие.

Так же проводим всем известный «Стартинейджер». Заранее объявляется тематика предстоящего конкурса – ребята готовят домашнее задание на тему «Дети Земли». В командном танце принимает участие 10 человек от отряда, остальные ребята – болельщики готовят для своих танцоров кричалки и плакаты.

Жюри на протяжении конкурса оценивает не только домашнее задание, но и слаженную работу ребят. Критериями оценок в этапах «Разминка», «БЛИЦ» и «Танцуем как…» будут таковы: синхронность танца, скорость реакции на смену музыки, индивидуальность танца (отличие от всех остальных отрядов), постоянный безостановочный танец. Команды могут показывать на танцполе чудеса – например, мы увидим и танец лягушек, и сразу же после него – как танцуют настоящие бегемоты; стаи медуз, пританцовывая, расползлись по залу… К самому концу вечера у наших участников останется самый сложный, но и самый захватывающий конкурс танцевального марафона – ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ. Все выбывавшие из конкурса образовывают вокруг финалистов плотный круг и, вместе с группами поддержки, продолжают болеть за своих друзей. Каждые несколько секунд жюри отбирает из лучших тех, кто покинет площадку, и оставляет на ней самых-самых.

Затем подсчитываются итоги командного зачета и объявляются лучшие танцоры, а также собираются фотографии с мероприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 
.

Одиннадцатый день.

Подготовка фотоотчетов.

Фотографии с экскурсии оформляются в газеты-фотоотчеты с остроумными подписями и общими впечатлениями ребят.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Семнадцатый день.

Рабочая программа

В рамках курса

«Экология и экологическое проектирование

В условиях внедрения ФГОС»

на тему:

«Проект организации летней экологической смены

в Сергиево-Посадском муниципальном районе».

Работу выполнила:

преподаватель экологии

ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

Назатова С.Б.

Сергиев Посад

Содержание.

I. Паспорт программы.

II. Пояснительная записка.

III. Цель.

IV. Задачи.

V. Принципы.

VI. Направления работы.

VII. Предполагаемые результаты реализации программы профильного лагеря.

VIII. Распорядок дня.

IX. Содержание программы.

X. Приложения.

XI.

I. Паспорт программы.

Организация Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
Адрес г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, д.20б
Время проведения смены   С 01.06.15. по 21.06.15.
Цель Формирование ответственного отношения к природе родного края через организацию практической природоохранной и исследовательской деятельности детей и подростков.
Количество детей   50-60 (три отряда)
Возраст детей   10-14 лет

II. Пояснительная записка.

«Мы – хозяева нашей Родины

Наши рекомендации