Обоснование маршрута экологической тропы
Маршрут экологической тропы продумывается так, чтобы в нем были представлены как участки нетронутой «дикой» природы, так и ландшафт, к которому приложил руку человек. Такой подход помогает проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, рассмотреть направленность человеческой деятельности, научиться предугадывать вероятные результаты такой деятельности.
Экологическая тропа – маршрут, ведущий по природным объектам, имеющим не только природоохранную, но и эстетическую и историческую ценность. На тропе предлагается ознакомиться с интересным материалом, содержащим информацию об обитателях леса, растениях, грибах и природных памятников. Тропа- это одна из форм экологического воспитания, которая проводит по природным и антропогенным комплексам, в том числе предназначена для ведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Педагоги, воспитатели детских садов, сами дети, студенты и многие другие – главные персонажи, для воздействия на которых разрабатывается концепция экологических троп. Маршрут экологической тропы размечается в природе определенной маркировкой [6].
Тропы можно классифицировать по разным критериям: в первую очередь по продолжительности.
Экологические тропы делятся по следующим критериям:
– по протяженности (длинные и короткие);
– по форме (кольцевые, полукольцевые, радиальные, линейные);
– по трудности прохождения;
– по назначению (познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и учебные).
- по степени нагрузки на маршрут (массовое или ограниченное посещение)
- по содержанию
Во время создания экологических троп важно брать в расчет ряд критериев, который подвергается ранжированию исходя из местных условий. Самыми важными являются привлекательность, доступность и информативность.
В структуру экотропы входят природный ландшафт и художественное оформление маршрута. В предполагаемую публику входят разные люди: от местных жителей и детей, молодежи до людей в возрасте и людей с ограниченными возможностями. Очень важно поэтому проводить разные экскурсии для детей и людей за 60 и для молодых и взрослых. Специализированные экологические тропыразрабатываются для людей с ограниченными возможностями передвижения (инвалиды-колясочники) или восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие).
Познавательно-туристические тропы. Это наиболее протяженные тропы, длина которых может достигать несколько сотен километров. В виду этого обстоятельства часто предусмотрена место для отдыха и ночевки. Создаются такие тропы в малонаселенных районах или близ национальных парков.
Учебные экологические тропынаиболее специализированы, используются для обучения в природе. Их протяженность редко превышает 2 километров, из расчета проведения учебных экскурсий продолжительностью от 30-40 мину до 3 часов [7].
Прогулочно-познавательные тропыприроды, имеют протяженность 4-8 км. Отдыхающие под руководством экскурсовода или с путеводителем не спеша идут и в процессе приобщаются к природе, памятникам истории и культуры. Не обходится без важной темы взаимоотношений человека и природы, влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий, которые помогают не допустить отрицательных последствий.
Тропа должна отвечать трем основным требованиям:
1. Привлекательность. Складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
По некоторым данным, известно, что чередование пейзажей хорошо влияет на настроение и оказывает расслабляющее действие в целом на психику, поэтому смена открытых местностей узкими дорожками, ровного и пересеченного рельефа, девственной природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию необходимо.
2. Доступность. Важно, чтобы учебная тропы была недалеко от города, села, и добраться до нее не было затруднительно; посетитель не должен ощущать физического и нервного истощения, еще не ступив на тропу. Также важно, чтобы места остановок транспорта были близко от входа и выхода.
3. Информативность. Также важно утолить умственные потребности в области географических, биологических, экологических проблем. Они знакомятся с видами растений, животных, фopмами рельефа, пoчвы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные [8].
Обычно работа по созданию тропы включает ряд специалистов, энтузиастов, которые могут быть кем угодно: и школьные преподаватели, и и представители других учреждений, имеющие отношение к землепользованию и т.д.
Можно сформировать группы по направлениям:
Поисковое направлениеформируется с самого начала: выбор маршрута экоторопы, нахождение и oписание пaмятников приpoды на маршруте тропы, опpeделение места дислокации редких флоры и фауны и т. д. Частью этого наравления является наметка остановок на маршруте.
Познавательнo-исследовательское нaправление. Со стороны участников организации тропы в этой области ведется научное исследование и обоснование выбора того или иного пути развития проекта. Чтобы заниматься этой работой нужны необходимые знания, ее могут делать преподаватель с учениками [9].
Практическое направление включает в себя оснащение тропы – изготовление щитов, ограждение муравейников, пoдсадка дepeвьев и растений, paзвешивание гнездовий, трудовые операции по ремонту тропы, очистке и дp.
Пропагандой могут заниматься все, показавшие рвение и умения в этом виде деятельности. В нее входят различные разделы: организация экскурсий на тропе; пропаганда в средствам массовой информации; организация различных мероприятий [10].
Подведем итоги главы. Экологической тропой считается маршрут, предназначенный для помощи в экологическом образовании и воспитании. Во время движения по экологической тропе посетители пoлучают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе – это сочетание познавательской деятельности, отдых и упоение природой. Этот комплекс способствует хорошему созерцанию и пониманию.