Экскурс в прошлое – история.
В данный момент на нашей планете огромные экологические проблемы. А все потому что люди поздно отметили тенденцию изменения окружающей среды в необратимую сторону. Наше многовековое влияние на нее, в основном отрицательное, привело к ужасным реалиям. В связи с этим, просто необходимо, экологическое воспитание людей. Ключевая роль экологической тропы ( или экторопы) – это экологическое обучении и воспитание посетителей природных зон.
И этому, в какой-то степени, способствуют экологические тропы [1].
Дадим определение понятия экологическая тропа. История организации экологических троп совсем небольшая: 60 лет. Вдобавок, так как человек – существо социальное, то взаимодействия внутри общества выявляют разные взгляды и подходы. В том числе и насчет определения экотропы существует множество точек зрения. Некоторые отличаются принципиально. Экологическая тропа – это продуманно оборудованный маршрут, который ведет по разным экологическим системам и другим объектам природы, архитектурным памятникам, имеющим эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором можно получить устную (от экскурсовода) или письменную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения [2].
Идеи сохранить природу были всегда. В России тому подтверждением являются разные указы правителей, например, Алексея Романова, или закон 1756 года, запрещавший строительство стекольных и железных заводов близ столиц и т.д. Но концепция привлечения масс в целях образования и отдыха воплотилась в жизнь только в двадцатом веке. Разработка и организация маршрутов в природе ведет и отечественную, и зарубежную историю. Все начиналось в США, где появилась первая экологическая тропа, как и первый национальный парк. По инициативе лесничего Бентона Маккея в начале XX в. был создан маршрут по Аппалачскому хребту. Ее протяженность 3300 км и проходит через 14 американских штатов и несмотря на протяженность пользуется у туристов большой популярностью. В нашей стране аналогичные экологические тропы создаются на Байкале (Большая Байкальская тропа – ББТ), начаты разработки проектов на Камчатке и Урале.
В России первой такой тропой считается Голицынская, названная в честь Л. С. Голицына, который руководил ее строительством в Крыму 1916 году. Большое распространение получили учебные и учебно-познавательные тропы на территории бывшего СССР с начала 60-х гг. XX в. Инициатором было первое студенческое природоохранное объединение в СССР – Тартуского кружка охраны природы, созданного в 1958 году. Этот кружок возглавлял Я. X. Эйларт – советский и эстонский эколог, ботаник и историк культуры. Сейчас в Эстонии есть тщательно спланированная сеть учебных троп, включая национальный парк, ландшафтные заказники, зоны отдыха и лесные массивы. Его детище- тропа Лахемаа- первая в Советском Союзе организованная в 1971 году. [3]
Маршруты такого плана стали создаваться в России совсем не так давно. Среди первых, по мнению Мавлютовой О.С., была создана и разработана «Тропа Бажукова», которая расположена в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга. Разработкой этой тропы занимались преподаватели и студенты Уральского университета. Также не менее известны экологические тропы, созданные в Москве и Московской области. По некоторым данным в России насчитывается около 300 таких троп.
Определяющее назначение экологических троп – прививание людям культуры поведения в природе. Такие тропы углубляют и расширяют знания об окружающей нас природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т.п.), приходит четкое осознание, что в природе есть свои стойкие законы, а мы существуем в этой сложной системе взаимовлияния. Это повышает уровень ответственности за сохранение окружающей среды, что способствует воспитанию чувства любви к природе, родине [4].
Так получилось, что учебные, учебно-познавательные или экологические тропы создавались на особо охраняемых природных территориях (национальных парках, ландшафтных заказниках, заповедниках и т. п.). Сейчас большое внимание уделяется созданию и поддержанию экологических троп . Это связано с базовыми зaдачами, которые они решают:
– обучение – экологическое образование, расширение кругозора, приобретение навыков полевых исследований и т.д.;
– воспитание –выработка культуры взаимовлияния с окружающей средой, взращивание чувства долга перед матерью-землей;
– сохранение природы – сведение ущерба посещаемым территориям к минимуму;
– туризм и отдых – освежение человека в физическом и ментальном плане, предоставление возможности отдохнуть на природе [5].
Именно особо охраняемые природные территории до сих пор являются ведущим способом реализации программ развития туризма и образовании. На экологической тропе можно познакомиться с заповедной территорией, получить новую информацию об окружающем растительном и животном мире, лучше усвоить закономерности биологических и иных естественных процессов.
Таким образом, организация учебных троп нацелено на решение следующих вопросов: экологическое образование и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.