Состояние пресноводных экосистем Свердловской области

Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений на территории Свердловской области согласно постановлению Правительства Российской федерации от 27.10.2012 № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений» осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уральское управление Ростехнадзора). Гидротехнических сооружений, поднадзорных другим ведомствам, на территории области нет, но согласно вышеуказанному постановлению Уральскому управлению Ростехнадзора поднадзорны только те ГТС, которые подлежат декларированию. Среди таких ГТС водохранилищ – 133, накопителей жидких отходов – 32, дамб водозащитных – 6.

На 01.01.2016 г. на территории Свердловской области учтено 163 ГТС, поднадзорных Уральскому управлению Ростехнадзора, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации [7].

Анализ надзорной работы, проведенной в 2015 г., показывает, что основными нарушениями (как и ранее), выявленными в результате проведенных проверок, являются:

в муниципальных образованиях отсутствует (не предусмотрен) эксплуатационный штат, своевременно не проводятся текущие и капитальные ремонты, что приводит к ускоренному разрушению ГТС;

отсутствуют (не разработаны в установленном порядке) правила эксплуатации ГТС;

отсутствуют (своевременно не разрабатываются) декларации безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности, и разрешения на эксплуатацию ГТС;

не в полной мере обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния сооружений; отсутствует документ, регламентирующий порядок расследования причин инцидентов на ГТС.

В 2015 г. прошли проверку на знание правил, норм и инструкций, регламентирующих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, в территориальной аттестационной комиссии (ТАК) 75 специалистов, занимающихся эксплуатацией ГТС.

Не изменилась ситуация по ГТС Нижне-Выйского, ГТС Верхне-Синячихинского, ГТС Камышевского водохранилищ, ГТС Восточно-Шишимского пруда, ГТС Кушвинского водохранилища, которые имеют значительный износ, оборудование этих сооружений физически и морально устарело и требует срочного ремонта. Особые опасения вызывает состояние металлоконструкций механического оборудования, а также бетонных конструкций. Не закончены работы по реконструкции ГТС Староуткинского водохранилища. При обследовании сооружений в 2015 г. выявлена необходимость проведения ремонтных работ ГТС Сылвинского водохранилища и ГТС Полевского водохранилища.

Не ведется реализация проекта на ремонт ГТС и очистку Бобровского пруда. Не проведена очистка Арамильского водохранилища.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в целом по области анализ состояния ГТС показал, что нормальный уровень безопасности имеют 208 (38,8 %) ГТС, пониженный уровень безопасности имеют 238 (44,4 %) ГТС, неудовлетворительный уровень безопасности – 50 (9,4 %) ГТС, опасный уровень безопасности –11 (2 %) ГТС, 29 (5,4 %) водохранилищ спущены.

Забор воды из природных водных объектов в 2015 г. по Свердловской области составил 1 198,19 млн. м3/год, в том числе транзитной воды 49,43 млн. м3/год (в 2014 г. забор воды для перераспределения стока составлял 46,84 млн. м3/год). По сравнению с 2014 г. забор воды из природных водных объектов по области уменьшился на 89,59 млн. м3/год (7 %), что объясняется постоянным уменьшением забора воды для использования.

В Свердловской области основные потребности населения и промышленности удовлетворяются за счет поверхностного, в основном зарегулированного стока. Забор воды из поверхностных водных объектов составил 776,21 млн. м3 (65 % от общего забора воды) и уменьшился по сравнению с 2014 г. На 37,9 млн. м3 (4,7 %). Уменьшение забора воды из поверхностных водных объектов связано с экономией воды и установкой приборов учета. Забор воды из подземных водных объектов в 2015 г. составил 421,98 млн. м3, что на 51,69 млн. м3 (11 %) меньше, чем в 2014 г. [7].

Водные ресурсы Свердловской области отличаются значительной неравномерностью распределения не только во времени, но и по территории. Среднемноголетний сток рек, формирующийся на территории области, составляет 29,1 куб. км, из сопредельных областей поступает в среднем ежегодно около 1,0 куб. км. Объем годового стока в маловодный год 95% обеспеченности снижается до 14,9 куб. км.

По общему ресурсному потенциалу сток рек Свердловской области позволяет покрыть потребности населения и экономики в воде. Наибольшее количество ресурсов речного стока сосредоточено на восточной границе области, в то время как основной промышленный потенциал и подавляющее большинство городов сконцентрировано в истоках рек. В целом по области водохозяйственный баланс рек положительный. Однако низкие величины минимального стока на большинстве рек и повышенное загрязнение отдельных участков рек обусловили дефицит водных ресурсов необходимого качества в таких городах области, как Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Кировоград. В указанных условиях использование зарегулированного стока является единственной альтернативой гарантированного обеспечения водопотребления населения, промышленности и сельского хозяйства. Для покрытия дефицита построен целый ряд водохранилищ и прудов, а также производятся внутрибассейновые и межбассейновые переброски стока.

Преобладающая часть гидротехнических сооружений в Свердловской области относится ко II классу капитальности (Белоярское – I класс). Пропускная способность водосбросов большинства водохранилищ соответствует классу капитальности. Наибольшую пропускную способность (более 500 куб. м/сек) имеют следующие водохранилища: Волковское – 940 куб. м/сек; Михайловское – 730 куб. м/сек; Алапаевское – 600 куб. м/сек; Нижне-Салдинское – 570 куб. м/сек; Нижне-Тагильское – 528 куб. м/сек; Режевское – 515 куб. м/сек. [15].

Учет забора и сбросов воды находится в ведении энергетических служб предприятий. В Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления поступает оперативная информация по 48 водохранилищам, по которым выполняются воднобалансовые расчеты с определением приточности воды. Напоры на большинстве старых плотин от 5 до 10 м. Большие напоры на новых: Ново-Мариинском – 27 м, Белоярском – 20 м, Рефтинском – 22 м. Внутрибассейновые переброски стока рек: Ревдинское водохранилище на р. Ревде – Волчихинское водохранилище на р. Чусовой и Нижне-Сысертское водохранилище на р. Сысерти – г. Каменск-Уральский.

Основная межбассейновая переброска стока включает Нязепетровское (р. Уфа), Верхне-Макаровское (р. Чусовая), Волчихинское (Чусовая), Верх-Исетское водохранилища, объединенные трактами каналов и трубопроводов и руслами рек Западная Чусовая и Решетка. Другая действующая система объединяет Аятское водохранилище на р. Аяти и Верх-Нейвинское водохранилище на р. Нейве.

Многие водохранилища используются одновременно как источники питьевого, промышленного водоснабжения и в целях рекреации. Подавляющее большинство водохранилищ непосредственно как источник водоснабжения, то есть на них расположены водозаборные сооружения. Во второй половине XX века построено 3 больших водохранилища (Верхне-Макаровское, Ново-Мариинское, Леневское), которые работают в компенсационном режиме, т. е. осуществляют специальные попуски для транзита к местам расположения водозаборов.

Вся водохозяйственная система области сформировалась в целях комплексного решения водохозяйственных проблем. Основными потребителями воды являются население Свердловской области и предприятия энергетических и оборонных отраслей промышленности. На балансе энергетических компаний находятся 10 сооружений, среди них Верхотурское, Верхне-Тагильское с Вогульским, Волковское, Исетское, Рефтинское и другие [18].

Самыми крупными промузлами являются Екатеринбургский и Нижне-Тагильский. На сегодняшний день крайне актуальной является проблема перспективного водообеспечения Екатеринбургского промузла. В «Генеральном плане развития МО г. Екатеринбурга на период до 2025 года» использование Верхне-Араслановского водохранилища в качестве перспективного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения Екатеринбургского промузла не рассматривается. Для устойчивого водоснабжения г. Екатеринбурга в Генплане предложены пути энергосберегающих технологий, т.е. снижения удельного водопотребления, в том числе за счет оптимизации систем подачи и распределения воды, снижения потерь заменой изношенных участков сети, создания резервных источников водоснабжения на базе подземных вод и т.п.

Было бы целесообразным продолжение работы в направлении поиска независимого источника питьевого водоснабжения на территории Свердловской области, результаты которой могли бы позволить оценить всевозможные варианты и принять к реализации наиболее приемлемый. На современном уровене наиболее дефицитным по водообеспеченности является Нижне-Тагильский промузел. Так, величина водозабора из Нижне-Тагильского водохранилища за 2007 год (3,85 куб. м/с) превышает суммарную полезную отдачу 95% обеспеченности каскада водохранилищ на р. Тагил (3,55 куб. м/с) [18].

Начиная с 2000 года на территории области обустроено 3 тысячи 228 источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе 815 родников, 2200 колодцев, 213 скважин [18].

Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01:

- «Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства» (статья 19, п. 1).

- «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам» (статья 19, п. 2).

- «На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 39, п. 1).

- «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39, п. 3) [40].


Наши рекомендации