Система пресноводных экосистем на глобальном уровне
В настоящее время очень остро стоит вопрос о состоянии пресноводных водоёмов на территории не только Свердловской области, но и практически во всём мире. Исмагилов Роман Равильевич в журнале «Молодой учёный» в статье «Проблема загрязнения водной среды и пути ее решения» пишет «Это ухудшение связано с социально-экономическим развитием в пределах бассейна реки, но атмосферный перенос загрязнителей на далекие расстояния теперь изменил эту картину: даже удаленные районы могут быть подвергнуты непрямому загрязнению.
Кроме того, автор указывает, что средневековые отчеты и жалобы о неправильном удалении продуктов жизнедеятельности, грязи и зловонии в реках, протекающих в перенаселенных городах, и других сходных проблемах были ранним проявлением городского загрязнения вод. В первый раз четкая причинная связь между плохим качеством воды и воздействиями на здоровье человека была установлена в 1954 г., когда Джон Сноу проследил, что вспышка эпидемии холеры в Лондоне имеет отношение к определенному источнику питьевой воды. С середины двадцатого столетия и происходя одновременно с ускорением промышленного роста, различные типы проблем загрязнения вод претерпели быструю смену стадий [9].
О глобальных проблемах загрязнения воды, о том что, она является проблемой, которая затрагивает практически все страны мира, пишут многие авторы. Если надлежащие шаги не будут предприняты, чтобы контролировать эту угрозу, это приведет к катастрофическим последствиям в ближайшем будущем [10].
Самыми загрязнёнными, на данный момент, являются водоёмы Азиатских стран. В сравнение с развитыми странами, содержание свинца превышено в 20 раз. А наличие в реках бактерий в 3 раза превышает показатели по всему миру в целом.
В Ирландии, химические удобрения и сточные воды являются основными загрязнителями воды. Около 30% рек в этой стране загрязнены.
Загрязнение подземных вод является серьезной проблемой в Бангладеш. Мышьяк, является одним из основных загрязнителей, который влияет на качество воды в этой стране. На около 85% общей площади Бангладеш загрязнены грунтовые воды. Это значит, что более 1,2 миллиона граждан этой страны подвергаются вредному воздействию загрязненной мышьяком воды.
Король — река в Австралии – Муррей, является одной из самых загрязненных рек в мире. В результате 100 000 различных млекопитающих, около 1 миллиона птиц и некоторых других существ погибли из-за воздействия кислой воды, присутствующей в этой реке.
Ситуация в Америке по отношению к загрязнению воды не сильно отличается от остальной части мира. Отмечено, что около 40% рек в США загрязнены. По этой причине нельзя использовать воду из этих рек для питья, купания или любой подобной деятельности. Эти реки не способны поддерживать водную жизнь. Сорок шесть процентов озер в США, являются непригодными для поддержания водной жизни [10].
Согласно Рамочной Директивы по воде (РДВ) общей целью является установление охранного режима для внутренних поверхностных вод Европы, межграничных, морских прибрежных и грунтовых вод. Природоохранной целью РДВ, в свою очередь, является достижение «хорошего статуса» для всех грунтовых и поверхностных вод, самое позднее к 2015 г. [10].
В указанный выше документ было внесено понятие - «хороший статус» – это понятие, которое, с одной стороны, обеспечивает глобальную охрану всех водоемов, а с другой стороны, интегрирует стандарты качества для определенных водоемов с другим законодательством, например, с Директивами по питьевой воде и качеству воды для купания (для пляжных зон). Для поверхностных вод данная Директива содержит ряд общих требований по экологической защите («хороший экологический статус»), и общие минимальные требования по химическим параметрам («хороший химический статус»).
Хороший экологический статус определяется биологическими, гидрологическими и химическими характеристиками. Контроль допускает лишь незначительное отклонение от биологических требований в условиях с минимальным антропогенным воздействием, таким образом учитывается экологическое разнообразие для разных видов вод. Хороший химический статус определяется соответствием всем европейским стандартам качества для всех видов химических веществ.
Для грунтовых вод РДВ руководствуется методом предосторожности и определяет «хороший статус» как одновременные химическую чистоту и баланс между естественными убываниями и пополнениями. Прямые сбросы как правило запрещены. Для контроля за косвенными сбросами существует требование по мониторингу грунтовых вод для выявления изменений в химическом составе и предотвращению загрязнения. Кроме того, Директива также рассматривает вопрос о количестве грунтовых вод. Ежегодно лишь малая доля грунтовых вод самовозобновляется; какое-то количество этих вод необходимо для поддержания связанных экосистем (будь это поверхностные водоемы или наземные системы, как например водно-болотные территории). Существует система единой европейской водной политики ЕС, которая представлена в Кратком путеводителе для стран-партнеров по Европейской политике добрососедства, и России [11].
Особое внимание во всём мире уделяется управлению речными бассейнами. Новый поход к управлению водными ресурсами требует управления на уровне речных бассейнов, а не на основе административных, географических или политических границ. Такой подход позволяет оценить всю деятельность, способную повлиять на водные ресурсы, а также контролировать эту деятельность при помощи мер, специфических для условий определенного речного бассейна. Планы Управления Речными Бассейнами должны быть составлены для каждого речного бассейна, причем крупные бассейны могут подразделяться на более мелкие единицы. Определение создание приемлемых институциональных структур для достижения управления водными ресурсами на уровне речных бассейнов представляет собой одну из наиболее сложных задач, с которой столкнулись страны-члены. Ниже приведены некоторые варианты:
• Использование существующих региональных структур, но организованных и адаптированных для обеспечения координации функций, относящихся к речным бассейнам;
• Назначение центрального наблюдательного органа с подразделениями на основе речных бассейнов или учреждениями, организующими и осуществляющими ежедневную деятельность в бассейнах рек;
• Создание индивидуальных учреждений для прямого управления деятельностью каждого речного бассейна.
Для бассейнов рек, пересекающих границы государств, необходима международная координация [11].
2.2. Система пресноводных экосистем на федеральном уровне
Россия обладает одним из самых высоких водных потенциалов в мире, суммарные естественные ресурсы пресных вод РФ оцениваются в 7770,6 км3/год [12]. Однако отдельные авторы указывают что, в настоящее время по причине загрязнения около 70% рек и озёр утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения [13].
Основным источником загрязнения и засорения водоёмов является недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий [14]. В реках и других водоёмах происходит процесс самоочищения естественным путём. Однако он протекает медленно заявляют Вишневецкй В. Ю. и Вишневецкий Ю. М. [15].
Конечно, основными причинами загрязнения водоёмов в России являются промышленные и коммунальные сточные воды, сельско-хозяйственная деятельность, выбросы тяжёлых металлов в атмосферу и их рассеивание, большое количество автотранспорта, сосредоточенного в крупных городах. Но так же серьёзной проблемой является неправильное распределение обязанностей по регулированию, надзору и охране водных объектов. В своей статье Долженко В. А. обращает внимание на проблему распределения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в РФ. Охрана объектов окружающей среды была распределена между несколькими федеральными органами исполнительной власти, что привело к новым экологическим проблемам. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с многочисленными территориальными органами министерств и ведомств также чрезвычайно затруднено [16].
Вильдяев В. М. в статье «Об эффективности управления водными объектами РФ» высказывается так: «В сложившейся системе управления водными объектами в России лица принимающие решение, как правило, не являются специалистами в вопросах использования и охраны водных объектов. Фактически, целая область жизненно важной для населения и экономики части управления природными ресурсами, к которой относятся водные ресурсы, находятся в такой ситуации, когда решения принимаются лицами, профессионально не состоятельными в данной области и при отсутствии соответствующей информационной и интеллектуальной поддержки [17].