Полномочия общественных объединений в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Под общественным объединением понимают добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Уставы общественных объединений в области охраны окружающей среды подлежат обязательной регистрации. Со дня регистрации устава общественные объединения могут быть признаны юридическими лицами.
В сфере охраны окружающей среды создают экологические общественные объединения, экологическая деятельность которых имеет основное, приоритетное значение и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, для которых экологическая деятельность играет вспомогательную роль.
Полномочия общественных организаций в области охраны окружающей природной среды.
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
- осуществлять экологическую деятельность без государственной регистрации;
- разрабатывать, утверждать, пропагандировать и выполнять свои экологические программы и планы;
- развивать экологическую культуру населения и проводить массово-разъяснительную работу среди населения по охране окружающей природной среды, рациональному природопользованию, а также по выполнению правил санитарной охраны;
- защищать, в том числе в судебном порядке, экологические права и интересы населения, выступать в судебных процессах, связанных с охраной окружающей природной среды, в качестве истца, представителя истца (истцов), общественного обвинителя или общественного защитника;
- защищать законные права активистов экологического движения;
- привлекать граждан на добровольной основе к активной природоохранной деятельности;
- за счет собственных и (или) привлеченных средств, а также добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей среды;
- оказывать всемерное содействие государственным органам в выявлении и пресечении нарушений экологического законодательства, требовать привлечения виновных лиц к ответственности;
- создавать общественные экологические фонды и расходовать их на проведение природоохранных мероприятий;
- направлять своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе в качестве экспертов или наблюдателей;
- инициировать и (или) проводить общественную экологическую экспертизу проектов, программ, планов и иных объектов государственной экологической экспертизы;
- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, а также ограничения, приостановления, прекращения или перепрофилирования их деятельности;
- направлять в органы государственной власти и управления, администрацию природопользователей предложения по вопросам охраны окружающей среды, которые подлежат обязательному рассмотрению в установленные сроки;
- получать от органов государственной власти и управления, специально уполномоченных государственных органов, администрации природопользователей своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах о ее охране, в том числе сведения о расходовании бюджетных средств на охрану окружающей среды;
- организовывать и проводить собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации и сбор подписей в защиту окружающей среды;
- вносить на рассмотрение органов государственной власти и управления проекты законов, иных нормативных актов и иные предложения по охране окружающей природной среды, рациональному природопользованию и деятельности общественных объединений и граждан, проведению общественных экологических слушаний, обсуждений и референдумов;
- выступать с изложением экологической программы и освещать экологические проблемы и способы их решения в средствах массовой информации;
- требовать привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении экологического законодательства;
- предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями, выступать в защиту общественных экологических интересов;
- заниматься издательской деятельностью;
- осуществлять экологическую предпринимательскую деятельность в соответствии с уставными целями и задачами;
-участвовать в рассмотрении вопросов охраны окружающей природной среды в государственных органах и в процедуре принятия экологически значимых решений,
- входить в состав совещательных и консультативных органов, создаваемых при государственных органах по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
- осуществлять общественный экологический контроль в соответствии с настоящим Законом, законодательством об общественных объединениях в порядке, предусмотренном Положением, утверждаемым Правительством РФ;
- заслушивать информацию должностных лиц государственных органов и природопользователей по вопросам соблюдения законодательства по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, обязаны:
- соблюдать требования экологического законодательства, законодательства об общественных объединениях и требования своих уставов;
- оказывать всемерную помощь государственным органам, органам местного самоуправления, другим общественным (некоммерческим) объединениям и населению в осуществлении их функций и защите прав, связанных с охраной окружающей среды;
- соблюдать общепринятые этические нормы поведения при взаимоотношениях с юридическими лицами и гражданами;
- соблюдать иные требования действующего законодательства РФ.
Экологическая деятельность общественных объединений осуществляется в соответствии с настоящим Законом, уставами общественных объединений и действующим законодательством РФ.
Экологическая деятельность организаций территориального общественного самоуправления регулируется настоящим Законом, законодательством о местном самоуправлении в РФ и уставами этих организаций.
23. Политическое и юридическое значения признания экологических прав граждан.
В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности государства законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение.
Значение признания и юридического закрепления экологических прав определяется ролью, которую институт прав индивида играет в развитии современного общества и государства. В соответствии с общей теорией прав человека права индивида, по-существу, нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества и государства.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает с политической и юридической точек зрения изменение подходов к взаимоотношениям государства и гражданина и изменению ориентиров в деятельности органов государственной власти. С учетом связанности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве правами человека и гражданина, признающем приоритет прав человека, это означает, что основным ценностным ориентиром при принятии законов, административных и судебных решений становятся не интересы государства, его органов и должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека.
Признав экологические права граждан, российское государство сделало шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность госудрства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.
Столкнувшись в конце 60-х гг. с трудностями реализации экологического законодательства с помощью традиционных, принудительных правовых средств, в США была осознана необходимость введения новых механизмов контроля общества и его отдельных членов за соблюдением природоохранительного законодательства. При совершенствовании законодательства об охране атмосферного воздуха в начале 70-х гг., в результате продолжительных дискуссий в Конгрессе США гражданам было предоставлено право обращаться в суд с иском о несоблюдении требований Закона о чистом воздухе.
Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права.
Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально ответственное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений, в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности органов исполнительной власти.
Соответственно общество и государство не остаются безразличными к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованы в активности граждан.
Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.
24. Права общественных экологических формирований.
Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 13 Закона «Об охране окружающей природной среды».
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;
е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.
По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738 г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».
Успешно для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25 января 1995 г., противоречащего российскому природоохранительному законодательству, разрешающего горно-химическому комбинату принимать из-за границы отработавшее ядерное топливо АЭС, построенных по зарубежным проектам. Президент разрешил ввоз в Россию такого топлива под предлогом «временной выдержки». Фактически это означало ввоз на хранение зарубежных радиоактивных отходов, что противоречит ч. 2 ст. 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Ответчик в судебном заседании признал, что строительство завода РТ-2 стоимостью 4 млрд. долларов практически невозможно без импорта зарубежного ядерного топлива. Таким образом, Минатом РФ планировал зарабатывать на нарушении природоохранительного законодательства.
25. Организационно – правовые вопросы экологического образования и воспитания.
Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания - школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличения можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся ли с экологической проблемой будущие поколения.
Все достаточно часто слышали такие выражения, как «экологические проблемы», экологический кризис» и т.д. Впервые экологические проблемы были обозначены в печати в 70-80 годы. В 1981 году американский исследователь Аурелио Печеи в своем обращении «100 страниц для будущего» попытался определить причины, ведущие к обострению экологических проблем.
В их число входили:
1.Гонка вооружения.
2. Международная напряженность.
3. Кризисные явления в экономике.
4. Издержки научно-технического развития (забота о прибыли и отсутствии всякой экономической защиты).
По мнению Аурелио Печчеи «истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого». Т.е. человек – единственный вид в биосфере, который определяет его судьбу в исторически малом отрезке времени. Однако длительное время люди не признавали и не сознавали этого, часто рассуждая «на наш век хватит», «это все несерьезно», «авось, обойдется» и т.д. В результате кризис нарастал, возникала угроза жизненным интересам человека, его здоровью, жизни. Постепенно обозначились две причины возникновения кризиса:
1. Кризис начинается тогда, когда индивидуум (или общество) признать наличие кризиса не хочет, но скрыть его не может.
2. Разобщенность общественных сил и институтов, которые могут найти выход из кризиса.
Все это поставило свои задачи и заставило искать пути их осуществления. Каковы же эти задачи?
1. Совершенствование, а порой изменение человеческого мышления в оценке природы.
2. Формирование экологического мировоззрения ибо оно объединяет людей одинаковых убеждений, указывает ориентиры безопасности, обогащает индивидуальность.
Что касается путей, то они были очевидны – экологическое образование и воспитание.
- Экологическое образование – система социальных норм и правил, знаний и умений, институтов и обществ, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере.
Экологическое образование характеризуется:
· Историчностью – продолжает то, что инстинктивно закреплено и культурно продолжено;
· Адаптивностью – поддерживает адаптацию общества к природе;
· Непрерывность;
· Общечеловеческим значением.
- Экологическое воспитание – формирование ответственного отношения школьников к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране.
В процессе экологического воспитания важно учитывать 3 основных компонента:
1. интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого порядка);
2. личностный (мотивация, отношения и оценки);
3. внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды).
Экологическое образование неразрывно связано с экологическим воспитанием. Оно во многом определяет успех последнего. Целью экологического образования, как и экологического воспитания является формирование ответственного отношения к природной среде на основе подлинных и глубоких знаний о ней.
В цели экологического воспитания входит также формирование:
1. потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
2. установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
3. убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
4. потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.
26. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей природной среды.
Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе.
Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.
Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.
В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высоко развитых, мирового сообщества в целом.
Что представляет собой экологически значимая или экологическая информация? Общее понятие информации дает Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Прежний Федеральный закон - "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.)*(63)- содержал более полное и удачное определение информации как сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определение экологической информации. Между тем, в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы полезным.
В целом, это огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:
- о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;
- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
- о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
- о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;
- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;
- о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.
Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.