Философские концепции, отражающие взаимодействие общества и природы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

(2014-2015 уч. год)

Философские концепции, отражающие взаимодействие общества и природы.

Философские концепции взаимодействия общества и природы можно подразделить на натуралистические, потребительские и алармизм. Натуралистические концепции были характерны для ранних периодов развития человечества. Их существо сводилось к тому, что Природа рассматривалась в качестве божественной данности, развивающейся по своим законам, которую человек не может постичь и которой не может управлять.

Развитие промышленности в период становления феодальных отношений потребовало активного вмешательства человека в природу для добычи необходимых ему природных ресурсов. Потребительские концепции провозглашали господство человека над природой, его активное вмешательство в природные процессы, интенсификацию добычи и использования природных ресурсов в целях развития цивилизации, ускорения научно-технического прогресса.

Осознание необходимости изменения взаимоотношений с природой привели к разработке новых философских концепций, объединяемых под названием алармизм. Их общее содержание определяется осознанием того, что в современных условиях деятельность человека рассматривается уже как один из геологических факторов, непосредственно влияющих на состояние всей биосферы Земли.

Экологическая функция государства и права.

Экологическая функция нашего государства на современном историческом этапе состоит из четырех основных элементов:

1) использование природных ресурсов (природопользование);

2) охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность);

3) обеспечение экологической безопасности;

4) обеспечение экологического правопорядка.

Под использованием природных ресурсов (природопользованием) понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств компонентов природной среды и вовлечением их в хозяйственный оборот.

Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность) как самостоятельный элемент экологической функции предполагает деятельность государства, направленную на сохранение и восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений, осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Главное назначение экологической функции государства - обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду, провозглашенные Конституцией РФ.

Подотрасль- рациональное природоотраслевые институты

• основные принципы природопользования

• Рациональное использование и охрана земель

• Рациональное использование и охрана недр

• Рациональное использование и охрана вод

• Рациональное использование и охрана лесов

• Рациональное использование и охрана животного мира

Источники экологического права.

Иерархия:

Международные нормы

все источники экологического права можно разделить на 2 группы:

1) твердое право(обязательны к исполнению, подписаны и ратифицированы)

2)мягкое право(рекомендательное право)

Венская конвенция об охране озонового слоя

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха

Наиболее известные:

1) Стокголмская декларация конференции ООН 1972 г

2) Всемирная стратегия охраны природы( 1980)

3) Декларации принципы рио по охране окружающей среде и развитию(1992)

2) Конституция РФ(ст 7, 9, 36, 42, 58)

ФЗ

- ФЗ об охране окружающей среды

- ФЗ об экологической экспертизе

- ФЗ об особо охраняемых природных территориях

- ФЗ об использовании атомной энергии

- ФЗ о недрах

- ФЗ о животном мире

- ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ

Подзаконные акты

Указы президента

- утверждена гос стратегия в области эколог развития

- указ о системе и структуре федерал органов исполнит власти

Постановлния Правительства РФ

- о порядке определения платы за негативное воздействие на окр среду

- об утверждении министерства природ ресурсов и экологии

Ведомственные

- Федерал министерства

- Федерал службы

- Федерал агентства

10. Экологическое право как наука и учебная дисциплина.

Экологическое право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм экологического права, принципов и особенностей правового регулирования экологических отношений, основных институтов экологического права, государственного регулирования экологических отношений, прав собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения и др.

Экологическое право как наука — это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования экологических отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ зарубежных стран.

Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь, юридических.

Она делится на Общую, Особенную и Специальную части.

В Общей части экологического права содержатся институты и положения, которые имеют значение для всего экологического права:

предмет и методы в экологическом праве;

источники экологического права;

экологические правоотношения;

право собственности и иные права на природные ресурсы;

право природопользования;

государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

экологическая экспертиза;

экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды;

юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.

К Особенной части относится правовое регулирование использования и охраны земель, вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов, правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда и др.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Заключение общественной экологической экспертизы

1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.1. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

· безопасность излучений;

· биологическую безопасность;

· взрывобезопасность;

· механическую безопасность;

· пожарную безопасность;

· безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

· термическую безопасность;

· химическую безопасность;

· электрическую безопасность;

· радиационную безопасность населения;

· электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

· единство измерений;

· другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

4. Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.

5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

8. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.

Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов - потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.

10. Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

11. Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных документов в области стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов в области стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.

Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

12. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.


стандартизация -деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

ФЗ об охране окр среды

Оценка воздействия на окружа­ющую среду (ОВОС) представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планиру­емой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществле­ния. Обязательность ОВОС при принятии решений об осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности является одним из законодательно закрепленных принципов охраны окружающей среды. Деятельность но оценке воздействия является для России относительно новой. Предписание об обязательности представления в составе материалов для государственной экологической экспертизы документов об ОВОС было установлено в 1995 г. Федеральным зако­ном «Об экологической экспертизе».

Целями ОВОС является выявление и анализ всех воз­можных воздействий намечаемой деятельности на окру­жающую среду, а также прогнозирование и оценка измене­ний окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления наме­чаемой деятельности. Данная процедура позволяет не до­пустить введение в действие объектов с нарушением эколо­гического законодательства.

Проведение ОВОС необходимо на всех этапах подго­товки проектной документации. Оценку проводит либо сам субъект намечаемой хозяйственной деятельности (за­казчик), либо для ее проведения может привлекаться тре­тье лицо (исполнитель). Объектами являются проекты хо­зяйственной и иной деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат представлению на государ­ственную экологическую экспертизу или на государствен­ную экспертизу проектной документации и результатов ин­женерных изысканий.

Правовое регулирование оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду осуществляется Зако­ном об охране окружающей среды (ст. 32), где зафиксирова­ны общие нормы об обязательности ее проведения, а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен- ной и иной деятельности на окружающую среду, утвержден­ным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.

Проведение ОВОС основано на следующих принципах:

— обязательность проведения ОВОС при планировании хозяйственной и иной деятельности;

— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность рассмотрения хозяйствующим субъ­ектом альтернативных вариантов достижения целей наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности, включая отказ от таковой;

— обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС. Лицо, осуществля­ющее ОВОС (заказчик либо исполнитель), обязан прово­дить мероприятия по информированию общественности о намечаемой деятельности и проведении оценки.

При проведении ОВОС при необходимости обсужда­ются:

— намечаемый проект;

— достоверность и научная обоснованность материалов, включаемых в материалы по оценке воздействия;

— обязанность заказчика предоставить всем участникам ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации;

— учет положений Европейской экологической конвен­ции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, если намечаемая хозяйствен­ная и иная деятельность может иметь трансграничное воз­действие.

Порядок проведения оценки воздействия на окружа­ющую среду. В соответствии с Положением об оценке воз­действия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности ее проведение проходит в следующем порядке.

1. Предварительная оценка и составление технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС. При предварительной оценке заказчик документирует информацию о намечаемой деятельности, включая цель ее реализации и сроки осуществления, соответствие территориальным и отраслевым программам, предполагаемое место размещения объекта, а также о состоянии окружающей среды, возможном воз­действии на нее при реализации намечаемой деятельности.

В ходе предварительной оценки заказчик (исполнитель):

— информирует общественность о планируемой хозяй­ственной деятельности. Информация публикуется в офи­циальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов, по которым затем будет проводиться государственная экологическая экспертиза федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ (в отношении объектов государствен­ной экологической экспертизы уровня субъекта РФ) и орга­нов местного самоуправления, на территории которых наме­чается реализация объекта, а также на территории которых намечаемая деятельность может оказать воздействие;

— производит предварительную оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, включая анализ намечаемой деятельности, оценку состояния терри­тории, возможное воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду;

— определяет круг участников предстоящей процедуры ОВОС.

2) На основании предварительной оценки составляют ТЗ. ТЗ рассылают участникам процесса ОВОС, оно доступ­но для общественности в течение всего времени ее прове­дения.

3) На основании предварительной оценки и ТЗ прово­дят саму оценку воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В ходе ОВОС заказчик (исполнитель):

— определяет характеристики намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности и возможные ее альтернативы (в том числе отказ от нее);

— анализирует состояние территории, на которую может оказать воздействие намечаемая хозяйственная и иная дея­тельность;

— выявляет возможное воздействие проекта на окружа­ющую среду и оценивает его;

— определяет мероприятия, посредством которых бу­дет возможно уменьшение, смягчение или предотвраще­ние негативного воздействия, оценивает их эффективность и возможности реализации;

— ­разрабатывает предложения по программе экологиче­ского мониторинга и контроля на всех этапах реализации проекта;

— в завершение готовит предварительный вариант мате­риалов по ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности.

4. Субъект хозяйственной деятельности или испол­нитель ОВОС представляет предварительный вариант материалов оценки для ознакомления общественности. Материалы должны быть представлены не менее чем за две недели до окончания общественных обсуждений. Принятие от граждан и общественных организаций пись­менных замечаний и предложений, документирование этих предложений и приложение их к материалам по ОВОС осуществляется заказчиком в течение 30 дней после окон­чания общественных обсуждений.

5. С учетом поступивших замечаний и предложений со­ставляется окончательный вариант материалов (комплекта документов) ОВОС. Заказчик обеспечивает доступ обще­ственности к окончательному варианту материалов в тече­ние всего срока с момента утверждения последнего и до при­нятия решения о реализации намечаемой деятельности.

К сожалению, в настоящее время процедура ОВОС в ряде случаев является всего лишь формальной процеду­рой. Многие нормы Положения являются декларативными. При этом нередки случаи, когда ОВОС не проводится над­лежащим образом, что затем порождает у заказчика пробле­мы при представлении документации на государственную экологическую экспертизу или государственную экспер­тизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Материалы оценки воздействия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду являются обязательной составной частью документации, представ­ляемой заказчиком на экологическую экспертизу.

Формы платы за землю.

Земельное законодательство (ст. 47 ЗК) закрепляет принцип платности использования земель независимо от того, на каком титуле лицо использует земельный участок.

Система регулирования платы за землю установлена в Законе РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. от 31 декабря 1999 г.). Действует также Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».

Законодательство устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. от 8 июля 1999 г.) относит земельный налог к местным налогам (ст. 21), устанавливая, что порядок зачисления поступлений по земельному налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Аналогичное положение предусмотрено в пока еще не действующей ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 2 января 2000 г.).

Цели взимания платы за землю заключаются в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Наряду с этим применение такого инструмента, как плата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий.
Одним из принципов регулирования платы за использование земель являетсяотсутствие зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель. Так, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Пересмотр ставок земельного налога возможен при изменении условий хозяйствования, например, загрязнении, эрозии почв и т.п., т.е. по причинам, не зависящим от лица, использующего землю.

Статья 25. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок исчисления и уплаты земельного налогаустанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

По завершении строительства и государственной регистрации, прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, призн

Наши рекомендации