Понятие лесов, лесного фонда и

Общая характеристика правового режима использования лесов. Правовой режим использования нелесной растительности.

Правовая основа – Лесной кодекс РФ 1997 г.

Лесной кодекс не содержит чёткого определения понятия леса.

В преамбуле к Лесному кодексу говорится, что регулирование лесных отношений осуществляется с учётом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды , имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Лес – это совокупность древесной, кустарниковой, травянистой и иной растительности, произрастающей на определённых категориях и видах земель (т.е. землях лесного фонда, городских и сельских поселений, обороны), а также живых организмов и иных компонентов природной среды, взаимно влияющих друг на друга в своём развитии, и зарегистрированная в учётных документах именно как «лес».

Признаки леса:

1) это совокупность растительности, а не отдельно стоящее дерево

2) произрастание данной растительности на определённых категориях и видах земель

3) регистрация в качестве леса

Регистрация производится в документах Лесного кадастра.

Лес – это недвижимое имущество.

Нелесная растительность (древесно-кустарниковая, не относящаяся к лесам) – это совокупность растительности или отдельно стоящие деревья, кустарники или иные растения, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений (кроме городских лесов), землях водного фонда и землях иных категорий, не зарегистрированная как «лес».

Правовой режим использования и охраны данной растительности отличается от правового режима использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов и устанавливается не только лесным законодательством, но и земельным, водным, законодательством о транспорте, градостроительным, гражданским и иным.

Лесной фонд – это все леса (за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений), а также земли лесного фонда (покрытые и непокрытые лесной растительностью).

Исключение лесов обороны и лесов поселений произошло в связи с принятием Лесного кодекса 1997 года и объясняется особой значимостью и назначением данных лесов, особым их правовым режимом. Это видно из:

1) особого правового режима управления данными лесами (например: лесами, расположенными на землях обороны, управляет Министерство обороны)

2) особенностей и целей использования (леса на землях обороны используются для нужд обороны, леса на землях городских и сельских поселений – для обеспечения отдыха граждан и создания, поддержания благоприятной экологической обстановки)

3) особой охраны.

Характеристика режима использования

Правовые основания (титулы)

Пользования лесами

в отношении лесного фонда:

ü аренда

ü концессия

ü безвозмездное пользование

ü краткосрочное пользование

ü сервитуты (публичные либо частные)

в отношении лесов, не входящих в лесной фонд:

ü безвозмездное пользование

ü краткосрочное пользование

ü публичный сервитут (например, в отношении городских лесов).

Аренда

Аренда основывается на договоре, заключаемом между лесопользователем и представителем собственника (в качестве представителей собственника выступают органы государственной власти субъекта РФ).

Договор аренды заключается на основе:

ü решения территориального органа федерального органа управления лесным фондом

(в будущем это Федеральное агентство лесного хозяйства)

ü по результатам проведения лесных конкурсов.

На основании решения управомоченного органа предоставляются участки лесного фонда на срок от 1 года до 5 лет. Участки предоставляются:

ש лесопользователям, которые длительное время осуществляли деятельность

на соответствующей территории и имеют производственные мощности для заготовки и обработки древесины и иных ресурсов

ש сельскохозяйственным организациям, которые находятся на данной территории.

В остальных случаях участки лесного фонда предоставляются лишь на основании результата конкурса.

Лесной кодекс 1997 г. и «Положение об аренде участков лесного фонда» 1998 г. устанавливают определённые требования к договору (договор составляется в письменной форме; должен содержать условия, должен быть указан предмет договора, виды и сроки лесопользования, размер арендной платы и др.). Договор подлежит регистрации.

Субаренда запрещена.

Добытые ресурсы становятся собственностью арендатора.

Концессия

Положения о концессии установлены Лесным кодексом.

Основанием концессуальных отношений выступает договор концессии, заключаемый между лесопользователем и Правительством РФ либо иным федеральным органом исполнительной власти.

Договор заключается на срок от 1 года до 49 лет.

Договор заключается на основе конкурса или аукциона.

Отличие концессии от аренды: предметом договора концессии выступают неосвоенные участки лесного фонда без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных вложений. Одной из обязанностей инвестора (лесопользователя) является создание инфраструктуры (например, строительство и содержание дорог).

Не вся лесная продукция поступает в собственность инвестора (в договоре указывается, какая часть поступает в собственность инвестора, а какая – в собственность РФ).

Безвозмездное пользование

Это бесплатный вид лесопользования.

Участки лесного фонда предоставляются на основе договора безвозмездного пользования.

Договор заключается на срок до 49 лет.

Основанием заключения договора является решение органов государственной власти субъекта РФ, принимаемое по представлению территориального органа.

«Положение о безвозмездном пользовании» 1998 года не оговаривает, кто может выступать субъектом – обычно это государственные и муниципальные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, граждане (население).

Договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Краткосрочное пользование

Отличительная черта – осуществляется на срок до 1 года.

Участки лесного фонда предоставляются по результатам проведения лесного аукциона или на основании решения органов государственной власти субъекта РФ посредством выдачи лесорубочных билетов (ордеров) или лесных билетов.

Лесорубочные билеты (ордера) и лесные билеты – это документы, удостоверяющие право пользования. Срок их действия составляет 1 год. Выдаются они на основании договора аренды, безвозмездного пользования или концессии и протокола аукциона либо решения органа власти субъекта РФ.

Особым видом права пользования является сервитут.

Виды сервитута

Публичный сервитут

(ст.21, 86 Лесного кодекса)

Граждане имеют возможность свободно пребывать в лесах Лесного фонда и лесах, входящих в Лесной фонд, если иное не установлено ФЗ. В лесах обороны – нельзя.

Частный сервитут

Особенность частного сервитута заключается в том, что он ограничивает не право собственности, а права первичных пользователей.

Правовая классификация

лесов, входящих в Лесной фонд

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. Ст.55 – 58 Лесного кодекса РФ.

В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.

1) леса первой группы – это леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

В зависимости от категорий защитности дифференцируется порядок использования и охраны лесов первой группы.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности (сами категории выделяются по конкретизации функций):

ü противоэрозионные леса

ü притундровые леса

ü орехово-промысловые зоны

ü лесоплодовые насаждения

ü леса государственных природных заповедников

ü леса национальных парков

ü леса природных парков

ü заповедные лесные участки и т.д.

В лесах первой группы запрещается промысловая заготовка древесины.

Леса первой группы могут располагаться по всей территории РФ.

2) леса второй группы – к ним относятся:

ü леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных

транспортных путей

ü леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические,

оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение

ü леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых

требуется ограничение режима лесопользования.

В отличие от лесов первой группы допускается использование лесов второй группы (в том числе ограниченная заготовка древесины).

Т.е. выделяется 2 критерия:

- функции

- критерий местоположения (в основном европейская часть и Урал до Западной Сибири).

3) леса третьей группы – это леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.

При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Леса третьей группы делятся на:

1) освоенные леса (в основном предоставляются на праве аренды лицам, которые

2) резервные леса (не используются в данный момент).

Субъекты права лесопользования:

ש граждане

ש юридические лица.

Концессия

Лесопользователь должен соответствовать требованиям к инвестору (в соответствии с законодательством об инвестициях и иностранных инвестициях).

Субъекты общего лесопользования – граждане.

Субъекты специального лесопользования – граждане и юридические лица.

Объектом выступает участок Лесного фонда или леса, не входящего в Лесной фонд, границы или местоположение которого устанавливаются в порядке проведения лесоустройства.

Лесоустройство осуществляет территориальный орган управления лесным хозяйством (в данный момент это лесхозы).

Виды права лесопользования:

ü общее лесопользование

ü специальное лесопользование

В зависимости от целей лесопользование делится на следующие виды:

1) заготовка древесины

2) заготовка живицы за 3 – 5 лет до вырубки (живица – это смола хвойных пород деревьев)

3) заготовка второстепенных лесных ресурсов (например: кора, пни, ветки, новогодние ёлки)

На данные виды каждому лесопользователю выдаётся лесорубочный билет либо лесорубочный ордер на мелкооптовый отпуск древесины либо на подготовку сухостойной и малоценной древесины.

Порядок использования для заготовки древесины и живицы установлен «Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. Данный документ регулирует также виды и способы рубок леса.

4) побочное лесопользование – это заготовки иной, не основной продукции, второстепенных ресурсов. Это промышленная заготовка лекарственных и иных растений, грибов, ягод, шишек, орехов, а также размещение ульев, пасек, пастьба скота и сенокошение – данный перечень не является исчерпывающим.

Устанавливается на уровне специальных федеральных органов исполнительной власти.

5) для нужд охотничьего хозяйства

6) для научно-исследовательских целей

7) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (например, размещение баз отдыха на территории леса).

На 4 – 7 виды лесопользователям выдаётся лесной билет.

Данные виды устанавливаются как в отношении лесного фонда, так и в отношении городских лесов.

Участок может передаваться:

1) нескольким лесопользователям

2) одному лесопользователю для разных целей.

Права лесопользователей:

Лесной кодекс их подробно не регламентирует и содержит только общие права:

1) использовать по назначению

2) возводить постройки

3) иные права, установленные законодательством, договорами.

Обязанности лесопользователей

(их перечень объёмный, есть и специальные права):

1) не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки

2) производить очистку от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины

3) соблюдать «Правила пожарной безопасности в лесах РФ», утверждённые Постановлением СМ РФ от 9 сентября 1993 г. N 886 (с изменениями от 27 декабря 1994 г.)

4) производить лесовосстановительные мероприятия за свой счёт, если в результате лесопользования на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность и т.д. (ст.83 Лесного кодекса)

Особенности использования лесов,

не входящих в Лесной фонд

Согласно ст.10 ЛК в лесной фонд не входят:

1) леса, расположенные на землях обороны

2) леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса).

Наши рекомендации