Особенности обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» в малокомплектной школе.
Малокомплектные школы имеют особенности функционирования, связанные с количеством учащихся и педагогов, наполняемостью классов и с организацией учебного процесса. Именно поэтому им дано право выбирать формы и методы обучения, гибко и в соответствии с потребностями выстраивать учебно-воспитательный процесс. Это прежде всего связано с отсутствием параллельных классов, малым количеством учащихся и обучением в одном классе разновозрастных детей.
Малокомплектные школы в своей образовательной деятельности ориентируются на следующие принципы:
· принцип завершенности, или ориентации на достижение конечных результатов в обучении;
· непрерывный и системный процесс передачи полученных знаний друг другу;
· организация интегрированных занятий на основе принципа однопредметного и однотемного обучения;
· составление гибкого расписания уроков для совмещенных классов, учитывающего дидактические этапы урока;
· организация учебного процесса на основе психодиагностического анализа личности каждого учащегося, мониторинга динамики его развития ;
· определение индивидуальной алгоритма обучения каждого учащегося, создание возможности для индивидуального и дифференцированного обучения;
· реализация вариативности и гибкости содержания и технологии процесса обучения;
· предоставление возможности каждому ученику проявить себя, развитие его способности к самообразованию;
· организация плана проведения занятий для самостоятельной работы с учащимися младших и старших классов;
· развивающий, творческий и интерактивный характер образования;
· учет фактора отдаленности школ от культурных центров при организации воспитательной работы малокомплектных школ;
· сотрудничество и взаимопомощь между учащимися в ходе обучения;
· предоставление разнообразия тем и заданий (разделения труда), а также учет разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
· обучение с учетом способностей и потребностей каждого учащегося;
· использование эффективных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в условиях малокомплектной школы.
Существует два подхода к совмещению классов в комплекты: смежныйи разновозрастной. С педагогической точки зрения наиболее приемлема организация разновозрастных классов, что позволяет организовать работу в сменных парах и самостоятельную работу учащихся старших классов, а также высвободить время учителя для организации занятий с младшими школьниками, требующими особого внимания в процессе обучения.
Для организации учебного процесса в малокомплектной школе используются оптимальные педагогические технологии (уровневое, дифференцированное обучение, коллективный способ обучения, укрупнение дидактических единиц, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение, модульное обучение, критическое мышление через чтение и письмо и др.).
Уровневое обучение дает возможность повышения познавательных интересов учащихся, учитывая их возрастные особенности и уровни знания.
Коллективный способ обучения используется для организации познавательной деятельности учащихся путем их общения в динамических парах, обучая друг друга. Коллективный способ обучения способствует преодолению дефицита детского общения, стимулированию развития монологической и диалогической речи учащихся в условиях малочисленности детей сельской местности, успешной организации индивидуальной работы учителя с учащимися.
Широко используются методы и приемы развивающего обучения, которые создают условия для всестороннего развития учащихся и воспитания активной личности.
Использование различных образовательных средстви педагогических технологий в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
· повышение качества знаний учащихся;
· обеспечение базовой подготовки учащихся в условиях малокомплектной школы;
· освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;
· выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;
· выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
· развитие способностей учащихся к определенным видам деятельности;
· эффективное использование интерактивных, электронных, поисковых, информационных ресурсов в процессе обучения;
· широкий выбор содержания, форм, темпов и уровня обучения;
· удовлетворение образовательных потребностей учащихся в углубленном изучении определенных областей знаний;
· раскрытие творческого потенциала учащихся;
· использование школой возможностей дистанционного обучения.
В процессе обучения учитель может импользовать электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
Одной из основных задач современной малокомплектной школы является создание развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи взаимодействия учащихся разного возраста.
В разработке технологии обучения необходимо ориентироваться на принципы учета психолого-педагогических, физиолого-возрастных и других особенностей детей и подростков. Конструирование инновационных образовательных технологий необходимость в условиях малокомплектных школ, продиктованная временем. Достижение целей образования, в том числе и цели освоения научного метода познания, возможно только на основе технологического подхода к организации учебного процесса. Причём современная технология учебного процесса должна иметь теоретическое происхождение, гносеологической основой технологии должна быть логика научного познания.
Опорные школы (ресурсные центры) выполняют миссию научно-методических центров, которые оказывают помощь не только учителям в методическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, но и учащимся близко расположенных малокомплектных школ в получении качественного образования.