Искажения в системе вторичных потребностей человека

первичные потребности искажения во вторичных потребностях результат
биологические потребности
вещественно-энергетическая переедание, суррогатное питание ожирение, болезни желудочно-кишечного тракта
в движении физическое движение заменено на движение в транспорте гиподинамия, болезни опорно-двигательной системы
в тепловом комфорте избыточность одежды и жилищ психологический стресс* при невозможности удовлетворить потребность
в отдыхе формы отдыха, связанные с перегрузкой организма (выпивка, сигареты, шум, отсутствие сна и т.п.) физические и психологические стрессы
в репродукции сексуальная жизнь отделена от задач репродукции инфекционные, психические и соматические болезни, преступления на сексуальной почве, включая узаконенное убийство собственных детей (аборты)
социально-психологические
в родственной социальной группе (семье) распространение семьи потребительского типа, в которой ее члены преследуют личные эгоистические цели, либо суррогатные (гомосексуальные ) семьи, либо отказ от семьи как «отжившего социального института» (сожительство) рост разводов, психологические стрессы, преступления на бытовой почве, утрата чувства социальной защищенности
в общении избыточность контактов, снижение качества межличностного общения психологические стрессы, деградация личности
в обучении избыточность, противоречивость, часто ложность получаемой информации информационный стресс
в труде сложность и многообразие форм деятельности, ускорение темпов труда переутомление, профессиональные болезни
в творчестве, самореализации и поощрении снижение качества творческой деятельности, самовосхваление деградация личности
в традициях и культуре закрепление нездоровых традиций (курение, выпивка и др.), распространение форм антикультуры болезни, связанные с нарушением здорового образа жизни, деградация личности
в нравственности и морали смешение понятий добра и зла, многообразие форм морали и религии психологические стресс, утрата смысла жизни
в гражданских правах и свободах закрепление системы двойных стандартов, социальная распущенность психологические стрессы, утрата смысла жизни
в уверенности в завтрашнем дне стяжательство, накопительство психологические стрессы, преступления из корысти, деградация личности

8. *При стрессах могут возникать разные сердечно-сосудистые, нервные и другие заболевания

Качество человека

Качество современного человека зависит от системы потребностей и характера их удовлетворения. Его можно охарактеризовать по трем основным параметрам:

- физическое состояние. Человеческий организм – это лучшая биологическая система в природе. Однако сейчас в человеческой популяции накоплен значительный генетический груз и 5% детей рождаются больными, 83% людей старше 60 лет больны одним или несколькими хроническими заболеваниями. Многие заболевания помолодели. В целом снижена сила и выносливость человека.

- интеллект. Человек имеет высшую степень развития интеллекта – разум. Однако сейчас наблюдается застой интеллектуальной деятельности в значительной степени в связи с распространением технических средств, коммуникаций, получение обработки информации.

- нравственность и воспитанность. Человек способен на поступки высшего уровня нравственности до самопожертвования. Но развитие общества шло в направлении расширения сферы вторичных потребностей и закреплялись качества, обеспечивающие быстрое их удовлетворение. Отсюда закрепление социального неравенства, утрата видовой общности, ксенофобия. Недостаток нравственности может быть частично замаскирован воспитанностью. Однако сейчас снижена воспитательная роль семьи и воспитанием занимаются в основном СМИ и Интернет, где не ставится цель воспитания нравственного человека, а воспитывается потребитель.

Среда обитания человека.

Среда, в которой живет человек включает в себя составляющие:

- природная среда;

- социальная среда;

- искусственная (материальная среда), которая, в свою очередь состоит из квазиприродной среды (природная среда, измененная деятельностью человека), техногенной среды (среда искусственно созданных объектов), селитебной среды (среда жилищ и населенных пунктов) и производственной среды.

На стыке природной среды и социальной формируется среда антропогенеза (развития человека).

Наши рекомендации