Обязанности руководителей по организации и осуществлению производственного экологического контроля

Обязанности руководителя МУП «Салаватводоканал» в области экологического контроля состоят в том, чтобы постоянно осуществлять руководство организацией работ по экологическому контролю, создавать условия выполнения работниками требований федеральных законов, нормативно-правовых актов РФ.

В этих целях руководитель МУП «Салаватводоканал» обязан:

- принимать меры воздействия к лицам, допустившим нарушения требований экологической безопасности;

- заслушивать на оперативных совещаниях результаты экологического контроля, в том числе отчеты руководителей служб, где были выявлены нарушения, результаты выполнения предписаний контролирующих органов;

- обеспечивать финансирование выполнения мероприятий по обеспечению экологической безопасности;

- контролировать своевременное выполнение природоохранных мероприятий.

Обязанности главного инженера состоят в том, чтобы обеспечить выполнение требований экологического контроля.

В этих целях главный инженер обязан:

- запрашивать информацию от руководителей служб о состоянии экологической безопасности, при необходимости принимать решения о мерах по устранению нарушений требований экологической безопасности;

- анализировать причины нарушений требований экологической безопасности и давать предложения генеральному директору о принятии мер к лицам, виновным в допущенных нарушениях;

- запрещать работу объектов и оборудования, если при эксплуатации выявлены нарушения требований, которые могут привести к аварии, нанести ущерб окружающей среде или представляют угрозу жизни и здоровью работников;

- организовывать контроль за устранением причин возникновения аварий, инцидентов.

Обязанности ответственного за природоохранную деятельность состоят в том, чтобы контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий.

- получать информацию о состоянии экологической безопасности (возможных авариях, аварийных ситуациях), доводить до сведения главного инженера, содействовать в принятии мер по устранению нарушений требований экологической безопасности;

- анализировать причины возможных нарушений требований экологической безопасности и при их наличии готовить распорядительные документы по устранению причин нарушений;

- запрещать работу, если допущенные нарушения могут стать причиной аварии, нанести ущерб окружающей среде или представлять угрозу жизни и здоровью работников;

- осуществлять контроль за выполнением мероприятий по обеспечению экологической безопасности, разработанных по итогам обследований контролирующими органами и контролировать устранения нарушений в ходе проверок объектов.

Порядок проведения ПЭК.

Порядок проведения ПЭК определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

ПЭК осуществляется в ходе проверок, выполняемых инженером по охране окружающей среды (экологом) или лицом, назначенным приказом руководителя.

Составной частью ПЭК является производственный аналитический контроль, основной частью которого является: инструментальный контроль количественных и качественных показателей различных сред, на которые деятельность предприятия может оказывать негативное воздействие. Производственный аналитический контроль заключается в отборе проб, проведении измерений химического анализа: атмосферного воздуха, грунтовых вод.

Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями, имеющими лицензию или аттестацию на право проведения соответствующих работ. Для обеспечения достоверности результатов контроля применяются аттестованные методики выполнения измерений. Количество контролируемых веществ периодичность контроля определяется при разработке проектов ПДВ, ПДС и ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на ихразмещение.) и согласовывается с региональными природоохранными органами.

ПЭК осуществляется за:

- выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области ООС;

- соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду сбросов, выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

- учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

- обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, предельно-допустимых сбросов, лимитов размещения отходов), установленных для подразделения;

- за источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

- соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления;

наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства и реконструкции;

- наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

- своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством МУП «Салаватводоканал»;

- организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

К объектам производственного контроля относятся:

- территории промплощадок;

- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – стационарные и передвижные;

- источники образования отходов производства (производственные процессы, автотранспорт, офисные и обслуживающие помещения);

- объекты временного размещения отходов;

- водные ресурсы (артезианские скважины).

5. Порядок определения дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы, утверждаемых Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и согласованных с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории (Приложение А).

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и Академии наук СССР. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов Российской Федерации в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Российской Федерации рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и объеме стока по бассейнам основных рек в разрезе экономических районов Российской Федерации.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости для конкретного водного объекта устанавливаются территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в зависимости от категории водного объекта и данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод в пределах установленных значений.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться решением органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований:

- для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции - до 2 раз;

- для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров - на 20%;

Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации подготавливают и передают показатели по дифференцированным ставкам платы за загрязнение на утверждение органам исполнительной власти.

При отсутствии утвержденных базовых нормативов платы за загрязняющие вещества дифференцированные ставки платы за загрязнение этими веществами устанавливаются следующим образом:

1) по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ) которых определено в соответствующих нормативных документах словом "отсутствие", нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы за наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты, учитывающие экологические факторы;

2) по загрязняющим веществам, которые имеют ПДК (ОБУВ), но не включены в состав утвержденных базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются территориальными органами Минприроды России и в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.

Утвержденные дифференцированные ставки платы за загрязнение и необходимые инструктивно-методические документы доводятся до всех природопользователей, расположенных на подведомственной территории.

Наши рекомендации