III. Место проведения практики
Учебная практика должна проводиться в заповедниках, изыскательских, производственных, научно-исследовательских учреждениях, органах охраны природы и управления природопользованием (федеральные, муниципальные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ и других природоохранных ведомств), в высших учебных заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управлением природопользованием.
При прохождении студентами практики в организации или на предприятии им выдается направление соответствующего образца (Приложение 1)
Продолжительность практики определяется учебным планом. Распределение студентов на практику устанавливается приказом ректора университета по представлению декана факультета и курирующей кафедры.
IV. Содержание учебной практики
4.1. Учебная практика студентов является составной частью учебного процесса и предназначена для закрепления теоретических и развития практических навыков и творческого мышления у будущего специалиста. В период практики студент должен приобрести на рабочем месте опыт использования полученных теоретических знаний для решения практических задач.
4.2. Во время учебной практики студент обязан принимать деятельное участие в осуществлении всех мероприятий, проводимых на предприятии, сознательно относится к своим обязанностям, вдумчиво изучать способы ведения работ.
4.3. В ходе прохождения учебной практики студент принимает участие в комплексных исследованиях отраслевых и региональных проблем в области природопользования и охраны природы.
4.4. В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с частными и общими проблемами использования природных условий и ресурсов, основами природоохранного законодательства Российской Федерации и получить представление о возможных мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций и катастроф.
4.5. Во время учебной практики студент выполняет индивидуальное задание, согласованное с руководителем практики от университета. Целью задания является развитие самостоятельности студента, расширение его кругозора как специалиста и проверка умения применять на практике теоретические знания для решения практических задач.
V. Задание и методические подходы учебной практики
Индивидуальное задание выдается руководителем практики от университета в зависимости от места прохождения практики (Приложение 2).
Примерный план и перечень и заданий учебных практик:
1. Дать краткую физико-географическую характеристику района исследования: географическое положение, протяженность, характер рельефа, тип растительности, характер и масштаб антропогенного влияния. Составить карту-схему района исследований.
2. Комплексные мониторинговые исследования окружающей среды:
Почва: собрать пробы почвы для дальнейшего определения ее химического состава – 10 проб с разных мест, массой по 5 грамм. На карте-схеме района отметить места взятия образцов. Провести подсчет и определение почвенных организмов.
Растительность: выделить растительные сообщества на исследуемом участке, определить доминирующие виды (например: тростниково-рогозовое сообщество, тополиная роща и т.п.). Определить наличие ярусов. Описать виды, входящие в состав исследуемых растительных сообществ. Провести замеры высоты (или длины) доминирующих растений. Собрать листья растения-индикатора с последующим определением их метрических характеристик (метод флуктуирующей асимметрии). Сбор и определение лишайников.
Исследование лесных массивов (определение видового и возрастного состава лесных насаждений, их подверженность влиянию экологических и антропогенных факторов, предложить мероприятия по снижению влияния негативных факторов на лесные насаждения).
Животный мир: определить виды птиц, находящихся в данном районе. Отметить на карте-схеме выявленные места гнездований (при возможности – провести учет кладок).
Водные объекты: собрать пробы зоопланктона, бентоса и растений водных экосистем. Собрать органы и ткани рыб, обитающих в данном биоценозе (жабры – 2-ая жаберная дуга; печень, селезенка, гонады, кишечник, мышцы спины с участком кожи. Объем – около 1 см.3, который фиксируется сразу после отбора в 10% нейтральном формалине – формалин + 5-ая часть толченого мела). Все собранные органы должны сопровождаться полной характеристикой (вид рыбы, размер, масса, возраст).
3. Экология человека: антропометрические замеры у представителей различных этнических групп, различных возрастных групп; у населения, находящегося в различных экологических условиях. Биоритмологические исследования физиологических показателей человека. Оценка общих показателей здоровья у различных групп населения.
4. Экология города: оценка экологии питания современного человека по распространению и применению опасных веществ в продуктах питания; оценка качества и количества зеленых насаждений города, их подверженности влиянию неблагоприятных факторов; изучение поведения и распространения синантропных городских животных.
5. При прохождении практики на предприятии сбор материала осуществляется в соответствии с направлениями лабораторий или отделов организации по согласованию с руководителем практики от университета и предприятия.
Методическая литература
Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 56 с.
ü Оценка качества фруктовых и овощных соков по показателю содержания витамина С.
ü Оценка содержания нитратов в продуктах питания.
ü Оценка влияния крупных автомагистралей на состояние растительного покрова.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Бондарь Е.В. Практикум по экологии человека. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 121 с.
ü Продукты питания, их качественная и количественная характеристика.
ü Определение гармоничности развития по антропометрическим данным.
ü Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.
ü Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.
Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
ü Биоиндикация атмосферного воздуха с помощью лишайников.
ü Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды.
ü Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды.
ü Оценка трофических свойств водоема с использованием высших растений.
ü Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов.
ü Биодиагностика почв по ферментативной активности.
ü Биотестирование с использованием рыб.