Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь
Краткий анализ нового законодательства
В области энергосбережения
В современном мире условием сохранения и развития цивилизации на земле стало обеспечение человечества достаточным количеством топлива и энергии при все возрастающих материальных и духовных потребностях людей, сложности экологических проблем. Ограниченность запасов традиционных топливно-энергетических ресурсов заставило обратиться к энергосбережению как к одному из основных элементов современной концепции развития мировой энергетики.
Энергосбережение означает переход к энерго-эффективным технологиям во всех отраслях экономики, включая топливно-энергетический комплекс и, прежде всего, энергоемкие отрасли, а также коммунально-бытовой сектор. Энергосбережение является рациональным энергопользованием во всех звеньях преобразования энергии -- от добычи первичных энергоресурсов до потребления всех видов энергии конечными пользователями.Проблемы энергосбережения актуальны и решаются во всех странах. Но при общем содержании конкретные способы и пути решения диктуются национальными, социально-экономическими особенностями и условиями каждой страны.
В Республике Беларусь, одной из первых бывших республик Советского Союза, была осознана необходимость энергосбережения, что было возведено в ранг государственной политики. Для разработки комплексной системы энергосбережения при государственной поддержке были задействованы лучшие силы инженерно-технического потенциала, учтены зарубежный опыт и местные условия, а также найдены действенные социально-экономические и психологические рычаги и стимулы рационального расходования энергоресурсов как на предприятиях, учреждениях, так и на бытовом уровне.
В обозримой перспективе не ожидается кардинальных изменений в способах получения и преобразования энергии. Рост энергопотребления в основном будет удовлетворяться за счет традиционных энергоисточников. По-прежнему будет сжигаться органическое топливо: нефть, газ, уголь, древесина, использоваться ядерное топливо, что оказывает свое отрицательное воздействие на экологическое состояние окружающей природной среды. Поэтому экология предъявляет жесткие требования к темпам развития традиционной энергетики. В этих условиях единственный путь развития человечества - это гармоничное сочетание его экологических и материальных потребностей, стремления сохранить окружающую среду для будущих поколений и желания получить сегодня все блага промышленной цивилизации. Основой такой гармонии является в настоящее время рациональное энергообеспечение общественного развития на основе сопоставления принятых обществом показателей качества жизни и экологических издержек, неизбежных при достижении этих целей.
Как известно, Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными топливно-энергетическими ресурсами. Поэтому республика вынуждена импортировать 85% потребляемых энергоресурсов. Наши белорусские ученые подсчитали, что без существенных капиталовложений в настоящее время можно экономить до 30-40% используемых ресурсов. Говоря другими словами, это равнозначно производству дополнительно около 40% топливно-энергетических ресурсов. В настоящее время на каждый доллар произведенной продукции в Беларуси расходуется 1,4 кг. условного топлива, в странах Европейского экономического сообщества 0,8 кг. Кроме того, внедрение внутренних энергоэффективных технологий позволят резко поднять качество выпускаемой продукции, снизить энергетическую составляющую ее себестоимости, что будет содействовать конкурентоспособности белорусской продукции на мировом рынке. Поэтому энергосбережение является одним из кардинальных условий становления Беларуси как независимого индустриального и аграрно развитого государства.
Несколько слов о правовом регулировании энергосбережения. Напомним, что под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.
Правовую основу государственной политики энергосбережения и решения всех проблем в области эффективного использования энергии образуют, прежде всего, закон «Об энергосбережении», республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения, а также указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь и других правительственных органов по конкретным вопросам координации энергосберегающей политики.
Рассмотрим более подробно закон «Об энергосбережении». Он был принят Палатой Представителей и вступил в силу в 1998 году. Этим законом регулируются отношения возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений.
Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
Подробно говорить о структуре данного закона мы не будем, но прокомментируем некоторые его положения. Согласно закона пользователями топливно-энергетических ресурсов являются субъекты хозяйствования независимо от форм собственности зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане пользующиеся топливно-энергетическими ресурсами.
Субъекты хозяйственной деятельности, для которой любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в Республике Беларусь, являются товарной продукцией, согласно закона, называются производителями топливно-энергетических ресурсов. Две вышеназванные категории лиц являются субъектами отношений в сфере энергосбережения.
Рассмотрим основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения. Ими являются:
■ осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, а также разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
■ приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
■ создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливноэнергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетических баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
■ принцип повышения уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
■ принцип осуществления государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
■ создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов, а также реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
■ принцип информационного обеспечения деятельности по энергосбережению и пропаганде передового отечественного и зарубежного опыта в энергосберегающей области;
■ обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
■ создание экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергоснабжения.