Национальные, региональные и муниципальные стратегии устойчивого развития

Переход Российской Федерации к устойчивому развитию законодательно обеспечивается Концепцией устойчивого развития (принятой в 1996 году) и в перспективе Стратегией (существующей пока только в виде проекта).

Президентом России Б.Н. Ельциным 1 апреля 1996 года был подписан указ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Этот документ утверждал подготовленную Концепцию перехода России к устойчивому развитию и рекомендовал правительству учитывать её положения. В Концепции указывалось, что последовательный переход к устойчивому развитию обеспечит «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».

В документе отмечено, что стратегия социально-экономического развития, которой придерживались в 20 веке, привела к ряду противоречий, поставила под угрозу природную основу существования человека. В Концепции приводятся такие понятия, как «хозяйственная ёмкость биосферы», «биотический механизм регуляции». Здесь излагается мнение о созвучии идей устойчивого развития традициям, духу и менталитету России. Во втором разделе даны общие оценки ситуации в России на рубеже веков. Речь идёт о состоянии экономики и социальной сферы, о воздействии производства на окружающую природную среду. Далее описаны задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию. Среди задач – стабилизация экологической ситуации, экологизация экономической деятельности, распространение экологически ориентированных методов управления, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменение структуры потребления. Направлениями перехода страны к устойчивому развитию названы создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, экономические механизмы регулирования природопользования; разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты; оценка хозяйственной ёмкости локальных и региональных экосистем; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.Концепция перечисляет список приоритетов, выработанный на конференции в Рио – от сохранения жизни и здоровья человека до уменьшения дифференциации в доходах населения. В документе чётко указывается ведущая роль государства в создании условий для перехода к устойчивому развитию, в управлении этим процессом. Четвёртый раздел посвящён региональному аспекту устойчивого развития. Здесь подчёркивается необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона России. Далее приводятся критерии принятия решений и показатели устойчивого развития. Даются общие рекомендации об использовании показателей для характеристики разных аспектов устойчивого развития.Отдельный раздел Концепции посвящён международному сотрудничеству для достижения устойчивого развития. Подразумевается, что приоритетами для страны в этой сфере будут организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию; участие в международных научных программах; создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ; стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных инвестиций; обеспечение экологических интересов во внешнеэкономической деятельности. Здесь перечислены основные вопросы, которые могут потребовать международного сотрудничества - сохранение биоразнообразия; защита озонового слоя; предотвращению изменения климата; охрана лесов; борьба с опустыниванием; развитие и совершенствование системы ООПТ; обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решение проблем Мирового океана, сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.В седьмом разделе Концепции описаны этапы перехода России к устойчивому развитию. Hачальный этап перехода России к устойчивому развитию связан с необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. Одновременно должны разрабатываться и выполняться программы оздоровления среды в зонах экологического кризиса. Следующий этап связан со структурными преобразованиями в экономике, технологическим обновлением, экологизацией процесса социально-экономического развития, рационализацией использования природного потенциала России. На заключительном этапе, согласно Концепции, должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Итогом перехода к устойчивому развитию будет формирование ноосферы.8 мая 1996 г. вышло Постановление Правительства РФ N 559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Речь в постановлении шла о необходимости подготовки проекта государственной стратегии устойчивого развития России на основе принятой ранее концепции. Ответственными за эту задачу назывались Министерство экономики, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министерство науки и технической политики. В документе указывалось на необходимость привлечения специалистов, представителей органов власти и «третьего сектора». Проект должен был быть внесён в Правительство до 1 ноября 1996 года.

Этот проект был подготовлен рабочей группой Правительства РФ и одобрен в декабре 1997 г. на заседании кабинета министров под председательством B.C. Черномырдина. Какое-то время его дорабатывали, но затем последовала отставка премьер-министра. Кроме того, поступили критические замечания со стороны авторитетных ученых. Доработанная редакция проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации была представлена для обсуждения в Комиссию по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития Государственной думы РФ второго созыва в1998 г. Позже Комиссия по проблемам устойчивого развития Государственной думы третьего созыва рекомендовала представленный документ кардинально переработать, а в октябре 2000 г. провела парламентские слушания на тему "О формировании проекта стратегии устойчивого развития России".





По итогам доклада Минэкономразвития РФ прозвучали рекомендации создать при Комиссии рабочую группу для доработки проекта стратегии, и в июле 2001 года такая группа была создана. Её возглавил депутат Государственной думы, академик РАН М.Ч.Залиханов. Рабочая группа наметила направления переработки проекта Государственной стратегии устойчивого развития РФ. Очередные парламентские слушания последовали 5 октября 2001 г. Рабочей группе было вновь предложено продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации и опубликовать новый проект в издательстве Государственной думы ФС РФ [28].

Проект стратегии детализирует и обосновывает изложенные в Концепции положения. В этом документе устойчивое развитие связывается как с выживанием человечества, так и с сохранением природы. Подразумевается, что устойчивое развитие означает возможность постоянно поддерживаемого сбалансированного развития, при котором потомки имели бы не меньше возможностей по сравнению с нынешним поколением по удовлетворению своих потребностей в природных ресурсах, а также сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле и сохранение её устойчивости. Конечным этапом устойчивого развития названа ноосфера.

Отдельный раздел посвящён внешнеполитическому аспекту стратегии устойчивого развития, роли России в мире, международному сотрудничеству и рынку экологических квот. В проекте приводится характеристика экологической ситуации в России в целом и в регионах. Экологическая политика, согласно мнению разработчиков, должна быть направлена на преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода РФ из экономического кризиса.

Это может осуществляться за счёт законодательного признания и закрепления за государством рентного дохода, совершенствования природоохранительного законодательства; отработки экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы; проведения широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности; последовательного перехода на международные стандарты технологических процессов и продукции; государственной поддержки реконструкции производств при переходе на малоотходные и ресурсосберегающие технологии; лицензирования видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию; обеспечения проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной деятельности.

Отдельно рассматриваются аспекты устойчивого развития: экономические (рента, налоговая система, макроэкономическая политика), социальные (демографическая политика, качество жизни, рынок труда, здравоохранение и образование). Один из разделов посвящён обеспечению устойчивого развития регионов. Наука и высокие технологии названы основным фактором устойчивого развития России

Заключительная часть посвящена вопросам реализации стратегии устойчивого развития, роли государства, законодательному обеспечению, формирование системы государственного управления переходом к устойчивому развитию. В приложении приведён рабочий список показателей устойчивого развития. Показатели разделены на категории «показатели входного воздействия», «показатели состояния» и «показатели управления», а также на экономические, экологические, социальные и институциональные. При этом они соотнесены с главами «Повестки дня на 21 век».

В США специально при президенте был создан специальный совет по устойчивому развитию, включивший 31 представителя власти, бизнеса, НКО. Данный орган разрабатывал стратегию в течение трёх лет.

В документе «Sustainable America» (в русском переводе – «Америка и устойчивое развитие») говорится, что будущее для США связано с динамично развивающейся экономикой, высоким уровнем безопасности, здравоохранения и поддержкой устойчивости экосистем.

Совет сформулировал 10 целей устойчивого развития:

1. Здоровье и окружающая среда: обеспечить, чтобы каждый человек пользовался благами чистого воздуха, чистой воды и здоровой окружающей среды дома, на работе и отдыхе.

2. Экономическое процветание: поддерживать здоровое развитие экономики США, которая позволит создавать в достаточном количестве рабочие места, уменьшать бедность и обеспечивать всем высокий уровень жизни в мире, где обостряется конкуренция.

3. Социальная справедливость: обеспечить торжество законности в стране и возможность для всех американцев добиться экономического, социального и экологического благополучия.

4. Сохранение природы: использовать, беречь, охранять и восстанавливать природные ресурсы – землю, воздух, воду и биосферу таким образом, чтобы обеспечить на долгую перспективу социальными, экономическими и природными благами нас самих и будущие поколения.

5. Рациональное хозяйствование: создать и широко распространять этику рационального хозяйствования, которая побуждала бы граждан, общественные организации и корпорации брать на себя полную ответственность за экономические, экологические и социальные последствия своей деятельности.

6. Устойчивая социальная среда: поощрять людей работать сообща для создания здоровых коллективов, где охраняются природные ресурсы и историческое наследие, имеются рабочие места, сдерживается разрастание городов, проживание безопасно, образование непрерывное, транспорт и здравоохранение доступны и все граждане имеют возможность повышать качество жизни.

7. Гражданская вовлеченность: предоставить отдельным гражданам, коллективам и деловым кругам полноценные возможности для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окружающей среды, экономики, а также для оказания влияния на эти решения.

8. Население: стремиться к стабилизации численности населения США.

9. Международная ответственность: занять руководящую роль в разработке и проведении глобальной политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговой и внешней политики, которые содействуют достижению устойчивого развития.

10. Образование: обеспечить всем американцам равный доступ к образованию и возможность непрерывного обучения, что подготовит их к общественно значимой работе, высокому качеству жизни и пониманию концепции устойчивого развития.

Критика американской стратегии устойчивого развития основывается на том, что этот документ опирается на традиционную для США идеологию, его главные пункты так или иначе связаны с экономическим ростом, экономическим развитием и экономической эффективностью[29]. Обращает на себя внимание цель устойчивого развития №9, наполненная политическим и геополитическим смыслом.

Германия известна как страна, в которой очень сильны «зелёные» политические силы. В 2002 году правительством была принята "Национальная программа устойчивого развития". Координационные функции несёт "Зелёный кабинет", организованный при ведомстве федерального канцлера. Это позволяет обеспечить эффективное взаимодействие разных властных структур. Кроме того, при правительстве образован "Совет по устойчивому развитию", консультативный орган, состоящий из представителей разных секторов общества. Стратегия устойчивого развития направлена на реализацию конкретных проектов, связанных, например, с альтернативной энергетикой или биологическим топливом.

Принципы устойчивого развития Германии таковы:

· Принцип предупредительных действий.

· Принцип: загрязняющий платит.

· Принцип кооперации государства и общества.

· Цели устойчивого развития.

· Защита климата и озонового слоя.

· Сохранение экологического баланса.

· Сокращение воздействия на ресурсы.

· Гарантирование здоровья людей.

· Экологически приемлемые формы передвижения.

· Пропаганда экологической этики.

Китай создал в 1992 г. Административный центр по разработке Китайской повестки дня 21 века (АССА 21), который был призван руководить разработкой и реализацией национальной стратегии устойчивого развития. «Китайскую повестку дня на ХХI век – Белую книгу о населении, окружающей среде и развитии Китая в XXI веке» Госсовет КНР одобрил в марте 1994 года. Она составлена на перспективу до 2010 г., а в некоторых случаях рассмотрены перспективы развития до 2020 г. и более. Среди путей достижения устойчивого развития названы поддержание относительно быстрого экономического роста, развитие науки и технологии. Приоритеты приводятся в стратегии таким образом:

1. Создание возможностей для устойчивого развития (развитие законодательства и политики, образования, участия общественности и т.д.);

2. Устойчивое сельское хозяйство;

3. Экологические технологии;

4. Чистая энергия и транспорт;

5. Сохранение и устойчивое использование природных ресурсов;

6. Контроль за загрязнением окружающей среды;

7. Борьба с нищетой и развитие регионов;

8. Народонаселение, здоровье и человеческие поселения:

9. Глобальные изменения и защита биоразнообразия[30].

Стратегия устойчивого развития Узбекистана, принятая 14 декабря 1998 г., имеет в своей основе идею становления страны как суверенного государства, а также необходимость выхода из социально-экономических трудностей, повышение уровня жизни населения, вхождения в мировое сообщество, сохранение добрососедских отношений с другими странами.

Основа устойчивого развития для страны - это водоохрана и водосбережение, поэтому стратегия даёт рекомендации по борьбе с засоленностью водно-земельных ресурсов и управлению водопользованием в целом. Устойчивое использование земельных ресурсов предполагает улучшение практики ирригации и использование методов по защите почв на уровне фермерских хозяйств, предотвращении дальнейшей дигрессии пастбищных земель. В документе имеются также рекомендации относительно сохранения биоразнообразия, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр.

Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию разработана на период с 2007 по 2024 годы. Цели, обозначенные, в этом документе, связывают устойчивое развитие страны с повышением эффективности использования ресурсов, увеличения продолжительности жизни, обеспечение возрастание индекса экологической устойчивости. В документе описаны этапы перехода к устойчивому развитию (см. рисунок): подготовительный этап (2007- 2009 годы) - подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва; первый этап (2010 - 2012 годы) - вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира; второй этап (2013 - 2018 годы) - укрепление положения страны среди лидеров мирового развития; третий этап (2019 - 2024 годы) – достижение уровня принятых международных критериев устойчивого развития.

Принципы перехода к устойчивому развитию для Казахстана – это вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития; создание политического базиса для устойчивого развития; межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития; экономический прогресс в результате активного внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов; обеспечение конкурентоспособности науки и образования; улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества; совершенствование деятельности по охране окружающей среды в качестве важнейшей ноосферной функции общества; территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.

Приоритетами в данном документе названы:

· внедрение устойчивых моделей производства и потребления;

· использование новых и экологически безопасных технологий;

· развитие устойчивых транспортных систем;

· энергоэффективность и энергосбережение;

· региональные проблемы устойчивого развития;

· повышение уровня социальной безопасности населения;

· борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;

· дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития;

· сохранение исторического и культурного наследия;

· предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;

· борьба с опустыниванием;

· сохранение биологического разнообразия;

· снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ;

· доступ к качественной питьевой воде;

· решение трансграничных экологических проблем;

· радиационная и биохимическая безопасность;

· управление отходами.

Региональные и муниципальные стратегии устойчивого развития (кейс-стади). Стратегия устойчивого развития Лондона, Праги, Ижевска. Стратегия устойчивого развития региона Балтийского моря.

Литература

1. Балтика 21. К устойчивому развитию в регионе Балтийского моря. Стокгольм. 2002. с.7.

2. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России. М., 2005.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (принята 1 апреля 1996 года).

4. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с.

5. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. К 10-летию Конференции в Рио. Колл. авторов под рук. чл.-корр. РАН Н.Ф. Глазовского.М. 2002.

6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Под редакцией А.Г.Гранберга, В.И.Данилова-Данильяна, М.М.Циканова, Е.С.Шопхоева – М.: "Экономика", 2002, - 414 с.

7. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. Калининград, 2003.

8. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.).

9. Официальные доклады ООН // Официальный сайт Организации Объединённых наций. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/natlinfo.htm

10. Indicators of Sustainable Development // Официальный сайт Организации Объединённых наций. Электронный ресурс. Режим доступа:<http://www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/indicators/isd.htm>

11. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future //Официальный сайт Организации Объединённых наций. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.un-documents.net/wced-ocf.htm

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение деятельности комиссии Брундтланд?

2. К каким концепциям - антропоцентрическим или экоцентрическим - вы отнесёте классическую концепцию устойчивого развития?

3. Каковы главные достижения саммита «Рио + 20»?

4. Каковы причины демографического взрыва?

5. Что такое «устойчивое рыболовство»?

6. В чём, по-вашему, проявляются культурные аспекты устойчивого развития?

7. С деятельностью каким международных организаций связано продвижение идеи «зелёной экономики»?

8. Какие подходы к разработке индикаторов устойчивого развития вы знаете?

9. Какого подхода в разработке индикаторов устойчивого развития придерживаются структуры ООН?

10. Каковы основные положения Концепции перехода РФ к устойчивому развитию?

11. Охарактеризуйте систему индикаторов, предлагаемую в проекте Стратегии устойчивого развития России.

12. Имеется ли связь между внешней политикой США и её стратегией устойчивого развития?

13. Каковы, с вашей точки зрения, сходства и различия в национальных стратегиях устойчивого развития Германии и Китая?

14. Что общего в национальных стратегиях устойчивого развития стран СНГ?

15. Проанализируйте основные идеи какой-либо региональной стратегии устойчивого развития (по выбору).

[1] Печенкин А.А. Мировоззренческое значение колебательных химических реакций // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2005. С. 20-35.

[2] Курдюмов C., Малинецкий Г. Синергетика – теория самоорганизации // Электронная библиотека «Наука и техника». Электронный ресурс. Режим доступа: <http://n-t.ru/tp/in/sts.htm>

[3] См., например: Егурнов Леонид Леонидович. Диалектика самоорганизации и управления в сложных системах: АДК филос. наук. М., 2003.

[4] Миронова Н.И. Социальная динамика: метаморфозы самоорганизации и управления. Челябинск, 2005.

[5] Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. СПб, 1998.

[6] Структура и саморегуляция биологических макросистем. В кн.: Коган А.Б., Наумов Н.П., Режабек В.Г., Чораян О.Г. Биологическая кибернетика. М., 1972.с.301-363.

[7] Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. СПб, 1998.

[8] Структура и саморегуляция биологических макросистем. / в кн. Коган А.Б., Наумов Н.П., Режабек В.Г., Чораян О.Г. Биологическая кибернетика. М., 1972. с.301-363.

[9] Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. СПб, 1998.

[10] См., например: Горшков В. Г., Кондратьев К. Я. Принцип Ле Шателье в приложении к биосфере // Экология. 1990. №1.

[11] Алексеенко В.Л. Новейшие теории биотической устойчивости как отражение кризиса мировоззрения // ОНС. 1999. №3.

[12] Кесорецких И.И., Зотов С.И. Методика оценки уязвимости природных комплексов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 1. С. 51—57.

[13] Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. М., 1992.

[14] Ук.соч.

[15] Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. М., 1992.

[16] См., например, В. Лебедев Миф о трансгенной угрозе «Наука и жизнь». - 2003, №11. - С.66-72; №12.- С.74-79.

[17] См., например, материалы сайта Альянса стран СНГ «За биобезопасность» <http://www.biosafety.ru/>

[18] Экологические риски, связанные с культивированием генетически-модифицированных растений: Аналитический обзор // Генетически модифицированные организмы. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.gmo.ru/sections/26>

[19] Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России М.: ИНФРА-М, 2005.

[20]Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future // Официальный сайт Организации Объединённых Наций. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.un-documents.net/wced-ocf.htm>

[21] Официальный сайт Организации Объединённых Наций. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.un.org/russian/conferen/rio/>

[22] Официальный сайт Организации Объединённых Наций. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.un.org/russian/conferen/wssd/story.htm>

[23] Басков В.Н., Камянчук А.В. Сельское сообщество XXI века: Устойчивость развития. – Ирбит: Издательский дом «Печатный вал», 2008.

[24] Сайт «Всё о российских лесах». Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.forest.ru/rus/sustainable_forestry/what_is/>

[25] Шарыгин М.Д., Назаров Н.Н., Субботина Т.В. Опорный каркас устойчивого развития региона

(теоретический аспект) // Географический вестник. Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2005. № 1-2. С. 15-22

[26] По данной проблематике см., например: Кагарлицкий Б. Глобализация и левые. М, 2001.

[27] Бобылев С.Н., Грицевич И.Г. Глобальное изменение климата и экономическое развитие. Учебное пособие для курса экономики природопользования высших специальных учебных заведений. ЮНЕП, WWF(Россия). М., 2005. 64 с.

[28] Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с.

[29] Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России М., 2005.

[30] Ващекин Н.П.,. Мунтян М.А, Урсул А.Д. Устойчивое развитие и открытое общество: путь к сфере разума // Глобальная коммуникация. Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.abc-globe.com/razv-noosfera.htm>

Наши рекомендации