Выполнение программы обслуживания
Выполнение программы обслуживания во многом зависит от общей внутренней установки персонала на работу с гостями. Именно персонал, а не погодные условия ответствен за выполнение договора на туристское обслуживание.
Как правило, бездушное следование программе обслуживания, без учета физического и эмоционального состояния туристов приводит к неудовлетворенности последних.
Например, при организации восхождений иностранцев на высшую точку Кавказа — гору Эльбрус (5642 м) используют две типичные, но принципиально отличающиеся программы обслуживания.
Первая направлена на сокращение расходов на пребывание восходителей на высоте, так как расходы на проживание и питание в высотных приютах выше, чем в долине. Соответственно сокращается общая продолжительность пребывания на горе и программа акклиматизации. Восхождение совершается уже на третий день после прибытия на Эльбрус. При этом увеличивается количество обслуженных групп в сезон, что позволяет определить этот подход как экстенсивный. В договоре на обслуживание указывается, что туроператор не несет ответственности, если турист не смог совершить восхождение из-за слабой физической подготовки. Процент взошедших в группах первой программы обслуживания не превышает 70%.
Вторая программа направлена на максимизацию количества взошедших на вершину, хотя и здесь предупреждают об ответственности за слабую физическую подготовку. Программа акклиматизации продолжительная (не менее 5 дней) и включает день отдыха перед восхождением. В случаях, когда гости «сдают» перед вершиной, гид не отсылает их вниз самостоятельно, а разгружает рюкзаки, перекладывая их вещи в свой. Процент взошедших, а следовательно, и удовлетворенных клиентов при данной программе обслуживания и работе гидов превышает 95%, что позволяет определить этот подход как интенсивный.
Поэтому совершенно справедливо мнение, что обслуживающий персонал во многом ответствен за качественное выполнение программы обслуживания и удовлетворение клиента. В «Lazy M Ranch Country Vacations» говорят: «Мы обычно превосходим ожидания клиентов, стараясь обеспечить для них лучший отдых в их жизни. Мы достигаем этого, относясь к ним как к членам семьи и так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам. Такая политика безошибочна».
Персональный подход всегда вызывает восторг у туристов. В «Clearwater Raft Tours» делятся опытом: «Наш тур во многом отличается от других: клиент не ожидает быть избалованным в туре по дикой природе. Мы показываем реку, водопады, наши клиенты лазают по скалам, посещают пещеры, про которые не знают даже местные жители. В конце тура каждый из клиентов получает сувенир как напоминание о путешествии».
Бесплатное включение в программу обслуживания дополнительных услуг и мероприятий, которые становятся для туристов сюрпризом, — еще один шаг к восторженным отзывам последних. Например, вечер знакомств в день прибытия туристов, экскурсия вдень отдыха, помощь в шопинге, обмен сувенирами и памятными подарками и др.
Но в любом случае все туроператоры сходятся в одном: не обещайте клиентам того, чего не сможете сделать. В «Walden,s Guiding and Outfitting» это комментируют так: «Мы никогда не обещаем невыполнимого. Когда люди хотят увидеть северное сияние, мы предупреждаем их, что им могут помешать погодные условия. Если они его увидели, то рады, а если нет, то не разочарованы. А еще мы обеспечиваем их отличной едой и качественным оборудованием.
Таким образом, легко прийти к убеждению, что при выполнении программы обслуживания необходимо превосходить ожидания туристов, а не просто исполнять обещанное.
Например, руководитель фирмы «Niagara Nature Tours» говорит: «Я лично участвую во всех турах. Это позволяет оценить их качество, увидеть реакцию клиентов, оценить работу гидов. Мне кажется, что то, что я — владелица сама всем этим занимаюсь, дает клиенту чувство особенного внимания. Они видят серьезное к себе отношение. Мы создаем новые стандарты, а наши гиды — не просто гиды».
А вот мнение менеджера фирмы «Horizon Nature Adventure»: «В одном из туров, принимая одну известную адвокатскую контору, мы угощали их вином из бутылок, на которых были написаны их имена. Уже вечером на стенах комнат висели их фотографии, сделанные в этот же день. Мелочи всегда важны».
Любому гостю нравится, что к нему относятся с особым вниманием, учитывают его личные пожелания.
Например, в «Western Canadian River Adventures» клиентам предлагают следующее:
• изысканную пищу - с помощью голландских печей можно готовить еду такого качества, которое трудно ожидать, находясь в кемпинге (великолепные ребрышки, ягненок «Сувлаки», поджаренный бекон, свежая выпечка);
• сауны, каких раньше наши клиенты нигде не видели. Это дает им возможность исследовать местную культуру и поправлять здоровье;
• библиотеку, где гостям предоставляется специальная литература, знакомящая с местными достопримечательностями;
• музыку — гиды всегда берут с собой гитару.
Но наиболее впечатляюще выглядит выполнение программы обслуживания в «Mountain Quest»: «Мы стараемся обещать меньше, а делать больше. Маленький пример: в однодневном походе туристы ожидают обычно только завтрак, а мы предлагаем им огромные сэндвичи с большим количеством начинки, свежую выпечку, а потом гид, немного повозившись с походной печкой, готовит шоколадное фондю со свежими фруктами. В конце дня каждый клиент получает шоколадный набор с благодарственной карточкой. Другой пример — бутылка шампанского в подарок. В более длительных поездках гиду выдается по 30 долл. на каждого клиента, чтобы сделать подарки — сувенир, неожиданный обед в ресторане, прогулка на лодке — на его выбор».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите виды средств размещения, наиболее часто используемые в экотуризме.
2. Назовите предпосылки организации питания в экотурах.
3. Составьте типовое трехдневное меню и раскладку для группы из 6 человек, совершающих трекинговый поход выходного дня.
4. Объясните необходимость коммуникаций с гостями до начала и после окончания тура.
ГЛАВА 4
Безопасность в экотуризме (на примере горных путешествий)
Актуальность этого аспекта работы организаторов экотуров заключается в определяющем значении вопросов безопасности современного туризма на всех уровнях — от безопасности туристов на маршруте до экономической безопасности регионов развития туризма. В мировой практике широко известны случаи, когда пренебрежение природными, социальными, эпидемиологическими и прочими опасностями, возможностью терроризма приводили к жертвам среди туристов. Преодоление последствий таких событий занимало годы и требовало значительных материальных затрат.
Еще в 1983 г., когда в РФ вышла первая и практически единственная публикация по безопасности туризма, известные эксперты по туризму того времени В. Тихомиров и К. Бардин писали: «Проблема обеспечения безопасности путешествий — одна из самых важных (если не самая важная) и в то же время одна из самых сложных проблем туристского движения».
Например, во Франции и Японии ежегодно только на горных маршрутах гибнет более 100 человек, в Альпах эта цифра составляет 300—400 человек, в небольших по площади польских Татрах — до 30 любителей путешествий. Только в Шамони, в районе Монблана ежегодно гибнет до 60 альпинистов. По данным ряда спасательных служб, количество несчастных случаев с летальным исходом год от года возрастает на 13,5—17%. Как правило, все эти несчастья происходят с наиболее активными и перспективными членами общества.
Год от года экстремальность путешествий, особенно в приключенческом и спортивном туризме, возрастает. В первую очередь этому способствует научно-технический прогресс и появле ние новых видов снаряжения. Складывается на первый взгляд парадоксальная ситуация — путешествовать становится легче, но опасность на маршруте не только не уменьшается, но все более увеличивается.,. Вот как прокомментировал эту ситуацию применительно к коммерческим восхождениям на Эверест А. Букреев, неоднократно водивший людей на высочайшую вершину планеты. «В настоящее время популярность восхождений на Эверест растет, несмотря на огромные цены. Развивается коммерческий альпинизм. Люди идут на Эверест, чтобы испытать себя трудностями и высотой. Их Эверест значительно легче, доступнее, а значит, и ниже, чем у Тенцинга и Хиллари (первовосходители на Эверест. — Прим. авт.) и несравним с Эверестом Месснера (в 1979 г. взошел без использования кислорода, а затем в одиночку в сезон муссонов. — Прим. авт.). Но для людей неподготовленных он не стал менее опасным, а даже наоборот... Миф о безопасности таких восхождений — это заблуждение для дилетантов. Его нужно развеивать, а не поддерживать, рекламируя доступность больших высот использованием дополнительного кислорода и помощью опытных гидов и шерпов.
Коммерческие восхождения запретить невозможно. Но люди, идущие на Эверест, должны понимать, что стопроцентной гарантии их безопасности не может дать ни один гид. Если такая гарантия дается, то за ней кроется обман. Миф о кислороде выгоден бизнесу на Эвересте, но опасен для людей, идущих туда. Нужно помнить, что последнее слово всегда останется за Горой».
Специфика современного массового туризма состоит в его уязвимости к условиям внешней среды. Туризм требует экономической, политической, социальной стабильности. Особенно это касается России. Существующие и мнимые угрозы терроризма, негативного отношения к иностранным и отечественным туристам сдерживают развитие туризма во многих регионах страны, особенно на Северном Кавказе.
В настоящее время уделяется очень мало внимания вопросам безопасности экологического и приключенческого туризма, особенно на уровне научно-исследовательских работ. Хотя такие путешествия, связанные с посещением труднодоступных уголков нашей страны, в суровых природных условиях гор, тайги, пустынь, всегда сопряжены с элементами риска. Особенно это касается приключенческого туризма. Развитие технологий обеспечения жизнедеятельности в считавшихся до этого невозможных условиях создали мнимую уверенность в безопасности туристов. Современные тенденции повышения планки «экстремальности» путешествий, согласие неподготовленных физически, технически и психологически людей платить большие деньги за право войти в историю туризма ведут к увеличению числа несчастных случаев и катастроф.