Оборудование для ремонта шин и дисков транспортных средств
Назначение и классификация. Устройство и принцип работы. Применяемость оборудования на СТОА.
Для замены изношенных или поврежденных покрышек, для ремонта камер и покрышек с незначительными повреждениями, для ремонта дисков колес с последующей окраской и т.д., колеса автомобиля снимают и транспортируют в шиномонтажный цех, который в зависимости от мощности ремонтной базы АТП или СТОА, может состоять из следующих отделений:
ü мойки и сушки колес;
ü монтажа-демонтажа шин;
ü вулканизационного;
ü ремонта и окраски дисков.
Бывают автоматические и полуавтоматические станки для снятия шин с диска. В полуавтоматических станках опускание шиномонтажной лапки происходит вручную, путём нажатия на вал сверху. Фиксацию осуществляет механическое устройство. Автоматически происходит лишь вращение стола, путём нажатия педали, поэтому такие станки называются полуавтоматическими.
В автоматических станках опускание лапки и вращение стола имеет пневматический привод, поэтому они и называются автоматическими.
Станок правки дисков - Дископрав. Станок правки дисков или как его ещё называют "дископрав" – специализированный стенд для восстановления геометрии поврежденных колесных дисков автомобилей. Для легкосплавных и стальных штампованных дисков используются разные станки правки дисков. В станках правки дисков для штампованных дисков применяется технология прокатки роликами реборды и её основания ремонтируемого изделия. В станках правки дисков для легкосплавных изделий применяется технология местной деформации при помощи гидравлического цилиндра и насадок. Дископрав для литых дисков может быть оборудован токарной группой, которая позволяет восстановить прикладочные поверхности дисков и их внешний вид. Станок правки дисков - дископрав является необходимой частью комплектации многих шиноремонтных мастерских.
Балансировочный станок. Существует большое множество видов балансировочных станков от самых простых (ручной привод, ручной тормоз, ручной ввод параметров и т.д.) до балансировочно-диагностических стендов, где все процессы (ввод параметров, остановка колеса в месте установки груза, диагностика износа протектора и т.д.) происходят в автоматическом режиме.
Самые распространенные требования, предъявляемые к балансировочным станкам это: возможность балансировки как стальных, так и литых дисков, точность балансировки не более 1 г. Станки удовлетворяющие этим требованиям можно отнести к среднему классу
Дополнительное оборудование. Домкрат подкатной. Наиболее удобный для данного вида работ. Домкрат оснащен длинной съемной ручкой, что снижает приводное усилие и обеспечивает возможность проводить операции с домкратом стоя.
Вулканизатор. Предназначен для вулканизации местных повреждений камерных и бескамерных покрышек легковых и грузовых автомобилей (включая боковые порезы), вулканизации камер и других видов ремонтных работ, связанных с вулканизацией резины. Принцип работы похож на принцип работы пресса, т.е. камера (покрышка) с заплаткой зажимается с двух сторон для плотной склейки заплатки с камерой (покрышкой). Помимо этого в поверхности, между которыми зажимается камера (покрышка) встроены нагревательные элементы, что необходимо при ремонте методом горячей вулканизации (спайки).
Компрессор. Наиболее применяемые компрессоры на «шиномонтажках» - это поршневые компрессоры, с давлением не менее 10 бар, т.к. рабочее давление шиномонтажного станка составляет 8-10 бар.
Классификация оборудования шиномонтожа:
1. Станки для шиномонтажа. Данный вид оборудования, является ключевым для шиномонтажа. Производят станки для шиномонтажа легкового транспорта, а так же для грузового транспорта специальной и сельскохозяйственной техники. Станки для легкового транспорта подразделяются на автоматические и полуавтоматические.
2. Балансировочные станки. Процесс эксплуатации автомобиля, приводит к смещению центра тяжести колеса. Для устранения данной поломки используют балансировочные станки для легковых автомобилей, предназначены для работы с колесами, вес которых не превышает 70 кг и станки для грузовых автомобилей и спецтехники - до 200 кг. Последние, как правило оснащены пневматическими подъемниками для колес.
3. Вспомогательные типы оборудования. Данные приспособления предназначены для выполнения вспомогательных операций, без которых выполнение шиномонтажных работ становится невозможным. К такому оборудованию относятся: борторасширители - оборудование для фиксации, а так же расширения бортов шин, с целью осмотра и устранения повреждений; азотные установки - оборудование для накачивания колес азотом; вулканизаторы шин - оборудование для горячей вулканизации поврежденных шин.