Изменение свойств в процессе старения

Старением называется необратимое изменение свойств каучука или резины под действием тепла, света, кислорода, воздуха, озона или агрессивных сред, т.е. преимущественно немеханических факторов.

Старение активируется, если резина одновременно подвергается воздействию механических нагрузок.

Испытания на старение производят, выдерживая резину в различных условиях (на открытом воздухе, в кислороде или воздух при повышенной температуре; в среде озона или при воздействии света и озона).

При атмосферном старении на открытом воздухе или термическом старении в среде горячего воздуха (ГОСТ 9.024—74) результат испытания оценивают коэффициентом старения, который представляет отношение изменения показателей каких-либо свойств, чаще всего предела прочности и относительного удлинения при разрыве к соответствующим показателям до старения. Чем меньше изменения свойств при старении и коэффициент старения, тем выше сопротивление резины старению.

Сопротивление действию различных сред (масел, щелочей, кислот и др.) оценивается по изменению свойств — предела прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве в 1этих средах.

Оно характеризуется коэффициентом, представляющим отношение показателя после воздействия агрессивной среды к соответствующему показателю до ее воздействия.

Колеса и шины.

Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов колеса, представляющая собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод диска. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном, предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий колёс, реализации и восприятия сил.

Шины и их назначение

Как сказано выше, авто резина бывает нескольких видов. Если конкретно, то всего трёх:

· летние шины;

· зимние шины;

· всесезонные шины.

Дальнейшие их отличия настолько многообразны, что любой новичок-автолюбитель запросто сломает голову, выбирая нужные, если ему всё чётко не рассказать и не объяснить. Во-первых, есть два основных способа изготовления: кордовый и радиальный. Во-вторых, на каждый вид шин для их эффективного применения наносится особый рисунок протектора. В-третьих, зимняя и летняя резина значительно отличается по своему химическому составу и консистенции. Все автомобильные шины предназначены для плотного и точного сцепления с дорожным покрытием.

Диски и их назначение

Для автотранспорта люди придумали диски. Это такая же важная часть современного колеса, как и резина, которая на них одевается. Существует два вида автомобильных дисков, различающихся по способу изготовления, дальнейшего применения, по качеству и, конечно же, по цене:

· Наиболее распространёнными считаются обычные стальные, устанавливаемые на большинство автомобилей прямо на заводе-изготовителе.

· Более точными в производстве и разнообразными по внешнему виду являются легкосплавные: литые или кованные.

У всех автомобильных дисков есть свои конструктивные особенности и каждые обладают целым набором разных преимуществ и недостатков, отчего их использование всегда строго индивидуально.

Лакокрасочные материалы

Основные сведения о лакокрасочных материалах и их маркировка

Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для восстановительной окраски, — грунтовки, шпатлевки и эмали.

Грунтовки — это лакокрасочные материалы, наносимые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией с металлом и наносимыми сверху слоями шпатлевки и эмали. Требования к грунтовочным покрытиям таковы: они должны быть устойчивы к действию растворителей, высоких температур во время сушки последующих слоев покрытия, не размягчаться при нанесении эмали.

Поскольку грунтовки содержат большое количество неорганического противокоррозионного пигмента, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность, обеспечивающую хорошую адгезию с последующими слоями.

Чаще практикуется двукратное или смешанное грунтование, при котором наносят один слой грунтовки, а затем вторым слоем напыляют на него другой тип грунтовки. При этом общая толщина грунтовочного слоя не должна превышать 25–40 мкм.

Шпатлевки — лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания неровностей поверхности перед нанесением эмали. Так как в них содержится большое количество минерального наполнителя, шпатлевки имеют пасто— или тестообразную консистенцию.

Эмали — это материалы, применяемые для наружной окраски автомобиля, они дают непрозрачное цветное покрытие.

Фосфатирование.

Фосфатирование используют для дополнительной защиты от коррозии, улучшения твердости, износостойкости, повышения электроизоляционных свойств основного покрытия на черных и цветных металлах. Суть процесса фосфатирования состоит в создании на поверхности защищаемого изделия слоя малорастворимых фосфатов железа, цинка или марганца.

Фосфатированию подвергаются: чугун, низколегированные, углеродистые стали, кадмий, цинк, медь, сплавы меди, алюминий.

Фосфатированию плохо поддаются высоколегированные стали.

Изделия, подвергшиеся фосфатированию, эксплуатируются даже в тропиках. Фосфатная пленка не боится органических масел, смазочных, горячих материалов, толуола, бензола, всех газов, кроме сероводорода.

Под воздействием щелочей, кислот, пресной, морской воды, аммиака, водяного пара покрытие довольно быстро разрушается. Непродолжительный срок службы покрытия также связан с его низкой эластичностью и прочностью.

Процесс фосфатирования нашел широкое применение в автомобильной промышленности. Фосфатная пленка – наилучший грунт. Стальной корпус автомобиля перед покраской подвергают фосфатированию, а далее окрашивают эмалями.

Грунтование.

Продолжительность сушки и максимальная толщина.

Шпатлевание ­­­-----

Нанесение и сушка эмалей----------

Защита от коррозии двигателя и системы выпуска отработавших газов.

Система выпуска газов современных автомобилей работает в тяжелых, способствующих коррозии условиях. Изнутри ее разрушают горячие отработавшие газы, пары кислоты и конденсата влаги, а снаружи - вода, грязь, соль, камни. Кроме того, тенденция к уменьшению высоты современного автомобиля приводит к тому, что его выпускная система приближается к дорожному полотну, вследствие чего глушитель и трубы коррозируют еще быстрее.

Из большого количества эксплуатационных факторов, способствующих коррозии, можно выделить пять основных: общая внутренняя коррозия; общая внешняя коррозия; местная коррозия в местах сварки, щелях и зазорах; коррозия под влиянием механических нагрузок идефор майки; коррозия под влиянием высокой температуры.

Наши рекомендации