Понятие «педагогическая технология»

В конце 90-х годов понятие «технология» приобрело широкое распространение - в печати, средствах массовой информации им стали обозначать любой, достаточно четкий процесс достижения запланированного результата. У всех на слуху, например, «информационные технологии» или «технологии проведения выборов» и т.д. В системе дошкольного воспитания этим понятием также стали пользоваться методисты и преподаватели. Что же такое «педагогическая технология» и каково ее место в системе образования? Применимо ли это понятие в дошкольном воспитании и какова роль технологии в экологическом воспитании детей?

Отечественные дидакты (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин и др.) показали, что педагогическая технология – это относительно новое понятие для образовательной системы России. Оно зародилось в 50-е годы в зарубежных системах школьного образования в результате стремления педагогов как можно детальнее определить все, что поддается определению. Поиск такого построения учебного процесса, который был бы эффективным в условиях массовой школы и обеспечивал бы успех рядовому учителю, продолжается до сих пор. Но уже в 50-е годы были выделены и составные части «технологии обучения». Это:

1) Набор учебных целей;

2) Определение критериев их измерения и оценки;

3) Точное описание условий обучения.

Все вместе это и составляет технологию – полностью воспроизводимый учебный процесс, ядром которого является четко и детально определенные цели.

Особенность технологического подхода, как утверждает М.В. Кларин, состоит в процедурном воплощении всех компонентов: постановки общей цели, диагностики обученности учащихся, проведения в совокупности учебных процедур, оценки результата. Данные этапы фактически являются циклическим алгоритмом действий учителя: цель – процедура – результат. М.В. Кларин обращает внимание на то, что из технологического процесса выпадает такой важный компонент, как эмоционально-личностное взаимодействие учителя с учениками, которое в отечественной дидактике рассматривается как одна из важных сторон обучения. Он утверждает, что технологический подход потенциально может быть распространен и на развивающие и воспитательные аспекты учебно-воспитательного процесса, что особенно важно, с нашей точки зрения, для системы дошкольного воспитания. Педагогическая технология по сути стирает грани между обучением и воспитанием.

Существует множество определений понятия «педагогическая технология».

В.П. Беспалько, определяя педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса, выделяет ее конкретные материальные носители – учебники, методики обучения, самого учителя и его деятельность. Он приходит к выводу: перспективная педагогическая технология – это результат специального проектирования и экспериментального доведения ее до оптимального состояния.

Г.Ю. Ксензова считает, что под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. Ее нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельности.

Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются следующие:

- Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;

- Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем обучающимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;

- Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации;

- Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым учителем c учетом авторского почерка педагога;

- Органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

По мнению Ксензовой Г.Ю. важно различать три основные группы педагогических технологий:

- Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;

- Личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;

- Технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Таким образом, анализ литературы позволяет определить основные положения, касающиеся педагогической технологии и сделать выводы применительно к проблеме экологического образования дошкольников:

- Понятие педагогической технологии в настоящее время затрагивает главным образом дидактический аспект обучения школьников;

- Планируемый результат спроектированного педагогического процесса относится прежде всего к когнитивной (умственной) сфере учащихся, фактически не затрагивая другие стороны их личности;

- Отсутствует рассмотрение проблемы педагогической технологии в области непрерывного экологического образования на всех его ступенях;

- Новые педагогические технологии системы дошкольного образования не всегда обеспечивают ее состыковку с последующими этапами школьной жизни ребенка, в частности с начальным звеном.

Анализ проблемы построения педагогической технологии применительно к работе с дошкольниками в условиях детского сада может быть рассмотрен на примере авторской программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».

2. Педагогическая технология экологического образования дошкольников по программе «Юный эколог» (С.Н. Николаева)

По определению С.Н.Николаевой педагогическая технология – это система методических мероприятий воспитательно-образовательного процесса, которая спланирована на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства.

Многолетние исследования С.Н. Николаевой в области экологического образования дошкольников позволили автору разработать конкретную технологию организационно-методического руководства постановкой и внедрением экологического воспитания детей.

Административно-управленческий уровень включает значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Каждое из этих мероприятий обладает специфической содержательной функцией и поэтому является модулем технологии. К этим мероприятиям относятся следующие:

• Педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы (модуль постановки цели);

• Организация и создание в ДОУ полноценной эколого-развивающей среды (различных «экологических пространств») – важнейшего обстоятельства в осуществлениииии воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями (модуль развивающей среды);

• Проведение на протяжении учебного года систематической методической работы с педколлективом в форме ежемесячных семинаров-практикумов, на которых отрабатываются содержание и методика экологического воспитания детей, технологии эколого-воспитательной работы с детьми разного возраста (методичнеский модуль);

• Определение, разработка и реализация в течение года форм эколого-педагогической работы с родителями (модуль пропаганды);

• Заключительный педсовет: обсуждение итогов работы семинара, результатов воспитательно-образовательной работы с детьми, полученных на основе их диагностики, постановка задач на новый учебный год (модуль подведения итогов).

Важной особенностью любой технологии является подробное описание всех ее модулей, которое дает возможность четко определить, что надо делать, как надо делать, в каких условиях и какими приемами можно достичь поставленной цели. Именно подробное описание всего процесса эколого-педагогической работы позволяет многократно воспроизводить технологию в разных социоприродных условиях дошкольных учреждений.

В качестве примера можно сослаться на материалы книги «Юный эколог: программа и условия ее реализациииии в детском саду» (М: Мозаика-синтез, 1999). По существу в книге представлена технология организационно-методического руководства экологическим воспитанием дошкольников на основе программы «Юный эколог». Условия реализации программы, подробно описанные в книге, - это и есть набор модулей технологии управления, воспользовавшись которым заведующая, методист, эколог смогут осуществить внедрение новой методики в работу своего учреждения.

Следует отметить, что особенно подробно в книге представлен методический модуль – по существу описана трехгодичная технология постановки и внедрения методики экологического воспитания.

Первый год работы – это освоение содержания и методов экологического воспитания детей; второй год – это освоение воспитательно-образовательных технологий эколого-педагогической работы с детьми разного возраста, которые построены на понятном содержании и осуществляются уже знакомыми методами; третий год – это творческое освоение тех же самых технологий , нахождение своих приемов, разработка своих сценариев, приспособление к своим социоприродным условиям (с.21).

Специальное место в технологии управления должно быть отведено системе консультаций или семинару «Основы экологии», который будет проводить эколог с целью повышения экологической квалификацииииии воспитателей.

Таким образом, технология организационно-методического управления, если она систематически внедряется в работу ДОУ, позволяет повысить, развить профессионально-экологическую культуру педколлектива.

Модель воспитательно-образовательной работы с детьми

Многолетнее внедрение программы «Юный эколог» в практику работы ДОУ позволило автору создать модель другого технологического процесса – воспитательно-образовательного, цель которого – формирование начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся следующие:

- Циклы наблюдений за обитателями живого уголка и участка детского сада;

- Совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и поддержание необходимых, экологически значимых условий для обитателей живого уголка;

- Систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и жэивотных;

- Проведение доступных по содержанию и социально значимых экологических акций;

- регулярное совместное (воспитатели и дети) изготовление книг по литературным произведениям о природе;

- систематическое проведение разных типов занятий.

Особыми являются диагностические модули, с помощью которых выявляется начальный и конечный уровни экологической воспитанности детей. Система обозначенных и подробно описанных модулей, совмещенная с параметром времени (месяцами и неделями учебного года), образуют матрицу воспитательно-образовательной технологииииии. Такая матрица – это готовое планирование материала для воспитателя. Именно это обстоятельство является условием идентификации технологического процесса при его воспроизведении разными педагогами в разных условиях дошкольных учреждений. Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельностей, равномерно распределенные во времени и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех каждой возрастной технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

Технологии экологического воспитания дошкольников по программе «Юный эколог» представлены в отдельных изданиях (в статьях журнала «Дошкольное воспитание» за 1996-1999 г.г., а также в книгах: Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М., 1995; Методика экологического воспитания в детском саду – М., 1999; Экологическое воспитание младших школьников – М., 2000).

Стержнем каждой конкретной технологии являются закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года и т.д. Технология для каждого возраста зависит от эколого-развивающей среды группы. Оптимальная ее реализация происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы. Именно постоянно существующий уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту детей виды деятельности (наблюдение, создание необходимых условий для живых существ и т.д.). Технологии включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей – преобладанию образной и действенной форм мышления.

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии разнообразных игр (дидактические, сюжетно-ролевые, сюжетно-подвижные), специально рпзработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный настрой и обеспечивают усвоение ими экологических знаний, выработку заинтересованного отношения к природе.

Становление начал экологической культуры выявляется с помощью диагностических модулей, которые реализуются два раза в год: в сентябре и в конце мая.

Что же представляют собой технологии? Общая направленность технологий эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

● ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения, эколого-развивающей среды, углубленное ознакомление с теми растениями и животными, с которыми дети находятся в постоянном контакте в течение всего года;

● организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной, практической, природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения, отобразительной (ИЗО, игра, конструирование);

● широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, сочетающейся с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство с отдельными произведениями, ярко отражающими события в природе, служащими примерами любви к природе глубокого ее понимания;

● совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов по впечатлениям от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

● систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;

● регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему работы во всех возрастных группах;

● оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и доатсточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими у детей яркий отклик.

Еще одна особенность построения технологий – подробное методическое описание всех мероприятий.

Итак, технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год.

Технология — это методическое обеспечение к программе, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

Важно отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы. Описанные выше технологии — это авторское (С.Н.Николаевой) видение системы экологической работы в детском саду по программе «Юный эколог». Творческие коллективы ДОУ могут создать к этой же программе варианты своих технологий с учетом специфики природных и социальных условий учреждения.

ЛЕКЦИЯ № 15. Организация экологического образования в ДОУ

ВОПРОСЫ:

1. Планирование работы

2. Диагностика педагогического процесса

Планирование работы

Значение планирования. Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «Экологическое воспитание детей» — разработка модели педагогического процесса, направленного на воспитание у детей основ экологической культуры. Разработка такой модели пред­усматривает отбор содержания экологических знаний, постепенное расширение и углубление осваиваемой ребенком информа­ции, отбор способов познавательной деятельности в соответст­вии с характером знаний; планирование перечня практических умений и навыков, позволяющих ребенку освоить и применить на практике приемы правильного ухода за живыми существа­ми, живущими в уголке природы, обитающими на участке дет­ского сада.

Особое внимание воспитатель уделяет отбору и планированию конкретных задач воспитания отношения к природе — эстети­ческого, познавательного, гуманного.

Одновременно он осуществляет целенаправленный выбор ме­тодов и форм организации детей, продумывает их сочетание. В выборе методов и форм организации детей воспитатель учиты­вает закономерности психического развития детей, этапы освое­ния ими знаний и умений, особенности познаваемых природных объектов и явлений. Воспитатель продумывает и находит место конкретному содержанию, методу, форме организации в системе работы по экологическому воспитанию и в целом в педагогичес­кой процессе возрастной группы. Это и обеспечивает систем­ность знаний, развитие необходимых способов познавательной деятельности, практических навыков и умений, обеспечиваю­щих нормальную жизнедеятельность объектов природы, освое­ние разных видов отношения к природе.

Планирование работы обеспечивает установление взаимосвязей между накоплением представлений, освоением практических умений и формированием отношения к природе в повседневной жизни, в свободной деятельности детей и на занятиях, в процессе организованного обучения, позволяет учесть и использовать ин­дивидуальный (личный) опыт каждого ребенка.

Представления о природе, накопленные в повседневной жиз­ни, постепенно обобщаются и систематизируются на занятиях. Вместе с тем усвоенные знания находят применение в играх, в трудовой деятельности, на специально организованных экологи­ческих праздниках, развлечениях, вечерах досуга. Появляется возможность на основе полученных знаний и умений (например, о потребностях растений, животных и человека, о состоянии живых существ в зависимости от удовлетворения их потребнос­тей) воспитать у детей любовь, гуманное отношение к природе.

Значение планирования работы по экологическому воспита­нию заключается и в возможности гармоничного комплексно­го решения воспитательно-образовательных задач в результате установления содержательных взаимосвязей с другими разделами программ, и в особенности с разделами развития речи, художественно-эстетического воспитания, освоения трудовой де­ятельности, музыкального воспитания и др. Развитие речи в процессе освоения экологических знаний успешно решает задачи умственного развития.

Содержание и формы планирования. Планирование работы по экологическому воспитанию осуществляется в трех формах: а) годовой план дошкольного учреждения; б) перспективный план на сезон; в) календарный план работы воспитателя.

Годовой план. Планирование работы по экологическому воспитанию на год осуществляется заведующим дошкольным учреждением и старшим воспитателем. Прежде чем при­ступить к планированию, заведующий и старший воспитатель должны глубоко и всесторонне проанализировать работу до­школьного учреждения за предшествующий год. В результате анализа необходимо получить конкретные и объективные ответы на следующие вопросы: в какой степени всеми воспитанниками дошкольного учреждения и каждым из них усвоена программа_детского сада по соответствующему разделу, достигнут ли уровень экологической воспитанности детей, соответствующий возрасту.

Наличие и состояние педагогической предметной развиваю­щей среды для экологического воспитания: оснащенность уголков природы, участка дошкольного учреждения, наличие ком­наты природы, экологической тропы; оснащенность дидактическими пособиями для работы с детьми (в возрастных группах и в методическом кабинете); состояние календарного планиро­вания в каждой возрастной группе; уровень профессионального мастерства и готовность воспитателей к работе по данному разделу.

Выявляются конкретные причины, которые привели к поло­жительным результатам в развитии начал экологической куль­туры детей. Останавливаются причины недостатков, если они были обнаружены.

Знание реального состояния дел, понимание причин создав­шегося положения, всесторонний анализ обстановки предшест­вуют обдумыванию и постановке задач работы на год. Далее намечаются конкретные задачи по совершенствованию педаго­гического процесса дошкольного учреждения в целом. Так, при наличии передового педагогического опыта в воспитании экологической культуры детей у одного из воспитателей планируется изучение и внедрение его в практику всего дошкольного учреждения. В случае, когда обнаружены недостатки в умениях воспитателей руководить экологическим воспитанием, намечается повышение их квалификации. Актуальными вопро­сами повышения квалификации могут стать: формирование у детей системы экологических знаний; использование в работе с детьми активных методов экологического воспитания; фор­мирование знаний о связях и отношениях, существующих в природе:; воспитание у детей гуманного отношения к животным уголка природы; использование праздников в экологическом воспитании детей, природоведческая литература в экологичес­ком воспитании и др.

В годовом плане намечаются конкретные пути улучшения работы: содержание семинаров и консультаций с целью повыше­ния квалификации воспитателей; содержание педагогического совета, на котором могут заслушиваться материалы из опыта работы; открытые мероприятия; организация контроля за ус­воением программы в разных возрастных группах; содержание н формы совместной работы с родителями по формированию экологической культуры детей.

Ежегодно планируется работа по озеленению участка, созда­нию условий для наблюдений в уголке природы, пополнению детского сада методическими пособиями, оснащению комнаты природы.

Задачи годового плана и способы их реализации тесно свя­заны с планами работы воспитателей в каждой возрастной группе.

Полезно составить перспективный план работы на сезон. Ценность перспективного планирования заключается в возможности построить систему работы, учитывающую постепенное усложнения знаний, методов м приемов воспитания от­ношения и поведения. Необходимость такого планирования свя­зана с тем, что встречу со многими природными явлениями (например, наблюдение за состоянием, погоды, агрегатным со­стоянием воды, животными и т. д.) часто не удается предусмот­реть точно по срокам.

Перспективное планирование педагогического процесса экологического воспитания.

План работы, составленный воспитателем на перспективу в 3 месяца (на сезон), в наибольшей степени помогает конструировать педагогический процесс последовательно и системно. Системное построение педагогического процесса предполагает тесную взаимосвязь между основными педагогическими задача­ми, содержанием и технологией — единство всех разделов. По сути дела, план представляет собой целевую программу деятель­ности воспитателя на определенный срок.

В планировании работы должны быть отражены результаты достигнутого и оценка того, как это удалось осуществить. Только на основе диагностики и самодиагностики можно разработать план, отвечающий современным требованиям.

Перспективное планирование работы на сезон предполагает последовательное поэтапное продумывание важнейших элементов плана:

1. Отбор из программы экологического воспитания задач работы с детьми на конкретный сезон. Постановка задач возможна на основе анализа информации о состоянии педагогичес­кого процесса экологического воспитания в период, предшест­вующий планированию.

2. Отбор и определение последовательности освоения содер­жаний знаний, умений и навыков в соответствии с программой).

3. Выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией педпроцесса. Например, в технологии экологичес­кого воспитания можно выделить три раздела, соответствующие основным направлениям работы педагога:

а) организованное обучение;

б) совместная с воспитателем экологическая деятельность детей;

в) индивидуальная работа с детьми, направленная на разви­тие интересов и способностей.

В каждом разделе предусматривается перечень основных форм работы, методы работы с детьми и основные педагоги­ческие задачи.

Перспективное планирование экологического воспитания пред­полагает насыщение разнообразным содержанием раздела «Со­вместная с детьми экологическая деятельность». Данная дея­тельность осуществляется в повседневной жизни и способствует накоплению личного опыта взаимодействия детей с природой. Полученный детьми опыт используется на занятиях, служит основой для систематизации и обобщения знаний детей.

Особое место отводится индивидуальной работе с детьми, призванной обеспечить дифференцированный подход к детям.

Педагог внимательно изучает интересы детей, особенности их отношения к природе и в соответствии с этим планирует проведение дополнительных опытов с детьми, интересующимися природой, организацию труда по уходу за животными и расте­ниями, чтение или рассказывание интересных для ребенка ис­торий из жизни растений, животных, взаимоотношения челове­ка и природы и пр. Все это углубляет и укрепляет познаватель­ные интересы детей, побуждает по-иному относиться к живым, существам.

В этом разделе плана уместно уделить внимание работе с детьми, индифферентно относящимися к природе, продумать способы, которые бы изменили отношение детей к природе, сделали их более отзывчивыми, заботливыми.

Перспективное планирование работы освобождает педагога от подробного календарного планирования, однако требует основа­тельного методического обеспечения педагогического процесса.

По желанию воспитателя, данный план может быть дополнен разделом «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей».

Работа по экологическому воспитанию в календарном пла­не воспитателя. Календарный план работы воспитатель состав­ляет на один день или на неделю. Составление плана на короткий срок облегчает работу воспитателя, но заключает в себе реальную опасность утратить систему в работе. Поэтому полезно, особенно начинающему воспитателю, планировать работу не менее чем на неделю. Это даст возможность наметить работу, связанную с изменениями в природе.

В течение дня работа по данному разделу планируется: ут­ром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую полови­ну дня.

В плане записываются содержание деятельности, ее цель (закрепление и уточнение знаний; работа по формированию навыков и умений; воспитание нравственных качеств: ответст­венности, трудолюбия, бережного отношения к природе). Про­думываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью.

Занятие. При планировании занятия продумывается ос­новной метод его проведения, конкретизируются структура (со­ставные части) занятия, программное содержание. Намечается наглядный материал, учитывается необходимость индивидуаль­ной работы с детьми.

Прогулка. На прогулке происходит накопление представлений детей о природе, создаются условия для формирования трудовых навыков и умений, для организации игр.

Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растения­ми и животными, за трудом людей в природе. Наблюдения проводятся на дневной и вечерней прогулках. Они могут быть коллективными и индивидуальными. В плане следует указать объект наблюдения (например, таяние снега весной), его цель (установить взаимосвязь между потеплением и таянием), основные приемы (посмотреть, везде ли на участке тает снег, отчего не тает за домом), способы фиксации увиденного_(зарисовки в дневнике наблюдений).

Не всегда можно точно определить объект предстоящего на­блюдении на прогулке: изменчиво состояние погоды, невозможно предусмотреть вероятность встречи с животными. В этом случае, планируя наблюдение, можно не указывать объект конкретно.

Труд планируется на дневной и вечерней прогулках. Указывается его содержание, задачи воспитания детей, которые решаются, перечень трудовых умений и навыков, которые закреп­ляются, формы организации детей, оборудование для трудовой деятельности и т. д. Определяются способы (приемы) руководст­ва деятельностью детей, их усложнение; (например, переход от планирования трудовой деятельности воспитателем к совмест­ному планированию содержания и способов труда). На прогулке организуется труд со всеми детьми, с подгруппами и индивиду­альный. Это тоже должно найти отражение в плане.

На прогулке предусматриваются организация разнообразных игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель ее проведения, приемы руко­водства игрой, их усложнение при повторном проведении. Пред­усматривается включение задач и способов воспитания гуман­ного отношения к объектам, введение соответствующих правил поведение, обеспечение накопления эмоционально-чувственного опыта положительного общения с природой.

Наши рекомендации