Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся
культурно-историческийопыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладаетпрагматизм
— природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогическихмеханизмов коррекции сложившегося отношения к природе.
Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиции этических норм)взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный — как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения являетсяпоступок. Формированиесубъектно-этическогоотношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие наперцептивно-эмоциональную,когнитивную и практическую сферу личности.
В исследовании представлены характеристики субъективного отношения к природе на разных этапах онтогенеза личности (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый), на основе которого строится психолого-педагогическаякоррекция. Нельзя полностью согласиться с автором по поводу его рекомендаций для работы с дошкольниками, которые предусматривают нейтрализацию взглядов прагматического взгляда на природу и использование антропоморфизма (очеловечивания природы). Нейтрализация взгляда на природу с позиций «пользы и вреда» необходима — с дошкольниками в лес надо идти не загрибами-ягодами,а за прекрасными впечатлениями, среди которых иногда бывают и «вкусные впечатления» в видегрибов-ягод.Антропоморфизм как механизм приобщения детей к природе нежелателен — они и так его получают в достаточном количестве через сказки. Использование антропоморфизма тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формированиисубъектно-этическогоотношения к природе - практическое взаимодействие ребенка с живыми существами будет этическим (гуманным) только в том случае, если оно строится на основе учета их жизненно важных потребностей понимания самоценности и хрупкости жизни. Такой подход представлен в ряде педагогических исследований, посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (Чэнь Цзюнь-Тянь,В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова и др.). Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.
•Отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер — это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.
•Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.
•Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью — трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.
•Первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами.
•Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций — чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.
•Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.
•Отношение к природе может носить разные оттенки — бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанноправильное, экономно-бережноеи др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.
Остановимся на некоторых позициях.
Значение знаний о природе для становления положительной отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых — отбор содержания и систематизация знаний, их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф.Виноградова, И.А.Хайдурова, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, Г.В.Кирикэ, Т.А.Маркова, Т.А.Федорова, Д.Ф.Петяева и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Особо показательным в этом плане является исследование Н. Н. Кондратьевой: дошкольники усваивали систему знаний о живом организме — итогом стало понимание самоценности
жизни, недопустимости, нанесения какого-либовреда живому существу. Исследователь отмечает: именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животным, к сохранению среды их жизни.
Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И А. Комаровой.
Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению — это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других — подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В.Д.Сыч подчеркивает, что у дошкольников развить эстетические чувства и сформировать эстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же не исключаются экскурсии в природу, живое общение дошкольников с природой, восприятие ее натуральной красоты. Исследование Н.С.Изотовой, которая занималась со слепыми дошкольниками-формировалау них представления о живой и неживой природе, убеждает в этом: дети чувствительны к живому, необходимо только педагогическое руководство в организации общения.
З.П. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе. Большое значение имеетигра (ведущая деятельность дошкольного периода); она вызывает положительные эмоции — ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок: быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование И.А.Комаровой убедительно доказывает: посредством игровых обучающих ситуаций даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям — они понимают, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуются определенные условия; легко включаются в уход за ними.
Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А. В. Запорожец подчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности.
зависимостей между любым живым организмом и средой его | |||||||||||
Отношение к | природе имеет разные оттенки, | что | связано | с | обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного | ||||||
направленностью | воспитательно-образовательного | процесса, | невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. | ||||||||
личностными особенностями ребенка. В последние годы | Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет | ||||||||||
произошло осознание постулата, что ресурсы природы не | пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он | ||||||||||
бесконечны, что расходуются они подчас расточительно, что | может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему | ||||||||||
побудило педагогов к поиску такого экологического содержания, | надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) | ||||||||||
которое помогло бы уже в дошкольном возрасте воспитывать у | понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, | ||||||||||
детей экономно-бережное отношение к предметам, материалам, | запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональней аспект | ||||||||||
природным ресурсам, Бережно относиться к растениям, животным - | отношения присутствует в нем как обязательный, так как он | ||||||||||
это понятно: там самоценна жизнь. Бережно относится к предметам, | обеспечивал весь процесс его формирования. | ||||||||||
имуществу это другое, ведь они включены в категории неживого. | Осознанно-правильное— это общее {базовое) отношение дошколь- | ||||||||||
Более традиционным является подход с позиций вложенного труда: | ника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может | ||||||||||
вещи предлагают детям беречь потому, что затрачен труд, а к труду | иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. | ||||||||||
надо относиться с уважением. Исследование П. О. Абдулвагабовой, | Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматри- | ||||||||||
проведенное с детьми средней группы, демонстрирует именно | вается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, | ||||||||||
такой подход. | которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих | ||||||||||
Иной — эколого-экономический— подход к данному вопросу | его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, | ||||||||||
представлен в исследовании Т. А. Федоровой, в котором экономно- | развивается и функционирует. Им можно любоваться — это красота | ||||||||||
бережное отношение к предметам быта, электроэнергии, отходам | здорового | организма, живущего в благоприятной среде. Другому | |||||||||
(различным упаковкам) было стержнем формируемой у старших | (хилому, слабому из-заплохих условий) — надо сочувствовать и | ||||||||||
дошкольников культуры взаимодействия с природой. Исследование | помогать. | ||||||||||
показало, что уже в дошкольном возрасте можно начать | Контрольные вопросы | ||||||||||
закладывать первые основы природопользования, включать детей в | |||||||||||
доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать | 1. Что такое экосистема? Какие объективные трудности существуют в | ||||||||||
у них экологически правильное поведение в быту. | |||||||||||
познании экосистемы | |||||||||||
В самом деле, цепочка живое дерево — древесина— изготовление | |||||||||||
2. Возможно ли у дошкольников формировать представления об | |||||||||||
детского стула — новый стул в детском саду — сломанный, а затем | |||||||||||
экосистемах? Какие исследования проведены на эту тему? | |||||||||||
починенный стул — неспиленное живое дерево убедительнее цепочки | 3. Что такое отношение к природе? Какова психологическая сущность | ||||||||||
древесина — изготовление стула — новый стул в детском саду - | отношения | ||||||||||
сломанный и затем починенный стул, в которой не берется в расчет | |||||||||||
4. Какими исследованиями доказано, что у дошкольников можно | |||||||||||
исходный материал как ресурс живой природы. В последние годы | |||||||||||
развить экологически грамотное отношение к природе? При каких | |||||||||||
многие | практики, | которые | занимаются | экологическим | |||||||
условиях оно развивается? | |||||||||||
воспитанием | дошкольников, | проводят | мероприятия | по | 5. Что важнее: представления о природе или отношение к ней? | ||||||
сбережению чистой белой бумаги, воды, приобщают детей к | 6. | Можно ли отношение к природе рассматривать в аспекте | |||||||||
экономному ее расходованию. Это перспективное направление | экологической культуры? | ||||||||||
экологического | образования. | ||||||||||
Итак, формирование положительного отношения дошкольников к | |||||||||||
природе – это | важное направление экологического воспитания | оно | |||||||||
отражает результат | всей эколого-педагогическойработы с детьми, | ||||||||||
является конечным ее продуктом и показателем. Каким может быть | |||||||||||
это отношение? | |||||||||||
Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более | |||||||||||
других | отвечает | характеристика | отношения | ||||||||
как осознанно-правильного.При | этом | под | «правильным» | ||||||||
понимается такое отношение, которое сложилось на знании | |||||||||||
конкретных экологических |