Глобальные прогностические модели и концепции устойчивого развития
Человек всегда стремился узнать свое будущее и будущее всего человечества. В настоящее время многие футурологи предсказывают мрачную картину развития глобальных экологических проблем в будущем, но есть и те, кто выражает оптимистические взгляды.
Большую роль в оценке нынешних и будущих трудностей человечества сыграла группа ученых, впервые собравшаяся в Риме в 1968 г. и получившая название «Римского клуба». В нее входили ученые разных стран и разных специальностей. С 1968 г. ими издавалась серия «Доклады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества».
Первый из докладов «Пределы роста» был подготовлен в 1972 г. под руководством супругов Деннис и Донеллы Медоуз (США). В докладе на результатах моделирования было показано, что при сохранении современных экономических и политических методов промышленный рост и потребление ресурсов и энергии будут продолжать увеличиваться ускоряющимися темпами до тех пор, пока не будет достигнут некий предел. Затем произойдет катастрофа. Причинами кризиса являются рост численности населения и общественная мания роста, когда на каждом уровне (индивидуальном, семейном, классовом, национальном) ставится одна цель – стать богаче и могущественнее, без учета платы за экспоненциальный рост.
Второй доклад «Человечество на перепутье» был подготовлен Михайло Месеровичем и Эдуардом Пестелем (США и ФРГ). Авторы пришли к заключению, что пассивное следование стихийному развитию ведет к гибели, поэтому мир больше не должен развиваться стихийно. Стихийное развитие мира ведет к постоянно расширяющейся пропасти, лежащей в основе современного кризиса: между человеком и природой, между богатыми и бедными. Избежать катастрофы можно, только ликвидировав эти пропасти.
Третий доклад «Перестройка международного порядка» – был подготовлен голландским экономистом Яном Тинбергеном с соавторами и показывал, что сочетание локальных и глобальных целей возможно.
Четвертый доклад «Цели для глобального общества» – был составлен Эрвином Ласло и освещал два фундаментальных вопроса: в чем заключаются цели человечества и согласны ли мы предпочесть материальному росту развитие духовных человеческих качеств?
Благодаря усилиям Римского клуба быстро возросла международная осведомленность о мировой проблематике. Клуб первым перешел от анализа и диагностики состояния нашей цивилизации к поиску и предписанию средств и путей выхода из критической ситуации.
Попытки прогнозировать будущее всего мира на основе математических моделей и вычислительной техники привели к возникновению нового междисциплинарного направления – глобального моделирования. Основные результаты глобального моделирования следующие:
– технологический прогресс желателен и жизненно необходим, но необходимы также социальные, экономические и политические изменения;
– народонаселение и ресурсы не могут расти бесконечно на конечной планете;
– нам неизвестна емкость среды, то есть неизвестно, до какой степени физическая среда Земли и системы жизнеобеспечения смогут удовлетворять нужды и потребности будущего роста населения; снижение роста уменьшит вероятность превышения допустимого уровня;
– природа будущего глобального устройства мира не предопределена; многое зависит от того, как скоро изменятся существующие нежелательные тенденции;
– цивилизация представляет собой систему, поэтому при приближении к пределу в отношении ресурсов сотрудничество имеет большую ценность, чем конкуренция. Однако из-за недостаточности информации даже вся сумма глобальных прогностических моделей не дает ответа на главные вопросы, стоящие перед человечеством.
Коэволюция общества и природы. Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.
Стратегия устойчивого развития. В 1991 г. была принята Всемирная стратегия охраны природы. Этот документ получил название: «Забота о Земле – стратегия устойчивого существования». Документ состоит из трех частей. В первой части провозглашаются принципы устойчивого развития:
– уважение и забота обо всем сущем на Земле;
– повышение качества жизни;
– сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;
– предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;
– развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;
– изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
– поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;
– выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
– достижение единства действий на мировом уровне.
Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь.
Цель Стратегии: не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры. Стратегия ставит две основные задачи: выживание человечества и философское определение смысла жизни человека. Перспектива сохранения человека как вида уже сейчас достаточно проблематична. Сейчас человек находится в наиболее агрессивной стадии своего развития; он пытается осознать, что-либо он впишется в биосферу, приспособится к ней, либо его постигнет судьба вымерших видов. Однако выживание не является сугубо человеческой задачей. В этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Кроме этого, в Стратегии сформулировано понятие «духовности» как наличие целей, отличающихся от простого выживания.
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ
На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интересов, зависит его будущее. Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Можно выделить два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.
Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой исключительности», противопоставлении человека природе. Основные особенности антропоцентризма следующие:
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он представляет самостоятельную ценность. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека, причем, как само собой разумеющееся, считается, что он имеет на это право.
2. Иерархическая картина мира. На вершине стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д., получение определенной пользы для человека. Сущность этого подхода выражается словом «использование».
4. Характер взаимодействия с природой определяется «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная «окружающая среда».
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимо сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности, бесполезности иди вредности для человека. Человек – не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как. потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Природой все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7. Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства.
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу – это переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентрическому.