Охрана окружающей среды при применении химических веществ в сельском хозяйстве.
Под химизацией сельского хозяйства понимается совокупность организационно-технических мер, направленных на применение в сельском хозяйстве химических препаратов (агрохимикаты; это минеральные удобрения, известковые материалы, микроэлементы – купрум, железо, цинк, стимуляторы роста, пестициды и гербициды), предназначенных для повышения урожайности и борьбы с сорняками, болезнями и вредителями.
Государственное регулирование использования химических средств имеет три направления:
o Учет и регистрацию химических препаратов
o Выдача разрешений на их применение
o Нормирование применения химических средств
Разрешение на применение новых веществ дает главный государственный санитарный врач и его заместители.
Существует три группы нормативов:
§ Хозяйственные – определяют дозы внесения химических препаратов
§ Санитарные – устанавливают условия охраны здоровья при внесении химических удобрений
§ Экологические – определяются нормативы остаточных количеств опасных химических веществ в продуктах питания.
Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в населенных пунктах
1. Понятие и содержание правовой охраны в населенных пунктах
2. Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов
Понятие и содержание правовой охраны в населенных пунктах
Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории республики, место постоянного проживания граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, жилые и иные здания и сооружения, собственные наименования и территориальные пределы.
В РБ есть:
1. Города
2. Поселок городского типа (населенные пункты свыше 2 тысяч человек)
3. Сельские населенные пункты
Законом установлено три категории городов:
· Город Минск
· Города областного подчинения (города с населением более 50 тысяч человек)
· Города районного подчинения
В состав земель населенных пунктов входят:
ü Земли-застройки
ü Земли общего пользования (площади, улицы, скверы)
ü Земли сельхоз назначения (для товарного и сельского хозяйства)
ü Земли занятые лесами
ü Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т.д.
Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов
Главный законодательный акт - Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Обязательной основой для планирования является градостроительный проект.
Основные типы градостроительных проектов:
v Схемы комплексной территориальной организации РБ и ее административно-территориальных образований
v Генеральные планы территорий (разрабатывается на 25-30 лет), проекты детальной планировки
v Земельно-организационный план
При разработке генеральных планов городов основополагающее значение имеют принципы:
1. Зональности
2. Экологической безопасности
3. Рациональная организация территорий
Принцип зональности означает разделение всей территории города на 4 блока:
1. Промышленный.
2. Жилой.
3. Культурно-бытовой.
4. Рекреационный.
Требования экологической безопасности предполагает учет градостроительных нормативов на размещение дорог жилых и административных зданий, зон отдыха, санитарных нормативов. На основе генерального плана городов разрабатывается проекты детальной планировки.
Государственная экспертиза градостроительных проектов является механизмом контроля.
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ.
Санитарной охраной окружающей среды называется деятельность специальных органов и ведомств, направленную на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, выявления и остановки нарушения санитарного законодательства.
Головная организация – государственная служба санитарного надзора Министерства здравоохранения. Одновременно с этой службой действуют службы санитарного надзора Министерства обороны, МВД и других организаций закрытого типа (КГБ, администрация президента).
Цель санитарной охраны:
1. Предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды пребывания на здоровье населения.
2. Регламентация деятельности субъектов хозяйствования, органов управления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (ст.1 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Задачи служба санитарного надзора осуществляет путем санитарного нормирования; выполнение разрешительной, контрольной и надзорной функций.
Санитарное нормирование окружающей среды выражается в установлении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, радиоактивных веществ, излучений, шума.
Разрешительные функции санитарно-эпидемиологическая служба выполняет в 3 формах:
1. Выдача разрешений на размещение предприятий;
2. Разрешение на применение химических и иных токсических веществ в отдельных отраслях хозяйственного комплекса;
3. Ведение регистра потенциально-опасных химических и биологических веществ.
Надзорная функция состоит в организации систематических проверок соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства организациями, гражданами (через сеть контрольных постов, лабораторий определяется степень превышения предельно допустимых выбросов).
Контрольная функция выражается в осуществлении санитарно-эпидемиологической службой социально-гигиенического мониторинга на основании личных наблюдений за качеством окружающей природной среды в местах проживания, хозяйственной деятельности, условиях труда, быта и т.д.
Решение, применяемое санитарно-эпидемиологической службой, является обязательным для всех граждан.