Ответственность за нарушение законодательства об охране вод.
Все правонарушения делятся на 2 вида:
1. Правонарушения, связанные с нарушением правом собственности на водный объект:
1) Самовольный захват водного объекта.
2) Самовольное водопользование.
3) Переуступка права водопользования.
4) Иные сделки в прямой или косвенной форме, нарушающие права собственности республики.
В соответствии с водным кодексом все эти действия незаконные, а самовольно захваченные водные объекты возвращаются по принадлежности без возмещения затрат, понесенных захватившими их лицами.
2. Правонарушения, связанные с нарушением в области использования и охраны вод:
1) Реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2) Загрязнение, засорение вод либо нарушение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водного объекта, а также нарушения установленного водоохранного режима на охранных водосборах, вызвавшим загрязнение вод, водную эрозию почв и другие негативные явления.
3) Ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных, иных объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение или засорение либо их вредное воздействие.
4) Ввод в эксплуатацию объектов без устройств, обеспечивающих учет.
5) Забор воды с превышением лимитов.
6) Самовольное производство гидротехнических работ.
7) Нарушение порядка ведения учета забираемых из водного объекта и сбрасываемых в него вод.
8) Повреждение водохозяйственных сооружений.
9) Использование не по целевому назначению.
10) Сокрытие или искажение информации об аварийной ситуации на водных объектах.
11) И другие.
Правовой режим использования и охраны растительного мира.
1. Лес как объект использования и охраны.
2. Государственное управление.
3. Право лесопользования.
4. Государственный контроль.
5. Правовая охрана и защита государственного лесного фонда.
6. Ответственность.
Лес как объект использования и охраны.
Лес – это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, надпочвенного слоя, животных и микроорганизмов, образующую лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных и иных целях.
Все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.
В государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй категории. Леса второй группы – это эксплуатационные леса (предназначенные для дальнейшей вырубки). Леса первой группы – все леса, не вошедшие во вторую группу.
В лесах первой группы выделяется категория защитности (совокупность признаков, по которым производится разграничение лесов первой группы в соответствии с их целевой функции и устанавливается соответствующий правовой режим):
1. Леса заповедников.
2. Национальных парков.
3. Заказников республиканского значения.
4. Леса памятников природы республиканского значения.
5. Леса генетических резерватов.
6. Городские леса.
7. Леса зеленых зон вокруг городов.
8. Леса санитарной охраны курортов.
9. И другие.
Леса первой группы занимают примерно 42% площади лесного фонда. Лесные насаждения занимают 20-50% лесного фонда.
Специальные законодательные акты:
1. Лесной кодекс.
2. Закон «Об охране окружающей среды».
3. Закон «Об особо охраняемых природных территориях».
4. Закон «О животном мире».
5. Закон «О государственной экологической экспертизе».
6. Закон «О растительном мире».
7. Концепция устойчивого развития лесного хозяйства до 2015г.
8. Постановления Совета министров.
Экономическую основу лесных правоотношений составляют законы «Об аренде» и Налоговый кодекс.
Предметом лесных отношений является общественные отношения, связанные с лесным пользованием.
Субъекты:
1. РБ.
2. Административно территориальные единицы.
3. Юридические и физические лица РБ и иностранных государств.
4. Лица без гражданства.
Объектом является государственный лесной фонд.
Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Таким образом, леса могут предоставляться только в пользование, а право распоряжения принадлежит государству.
Государственное управление.
Под государственным управлением в области использования, охраны и защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.
Государственное управление осуществляют:
1. Органы общей компетенции (Президент, Парламент, Правительство, местные органы, Министерство природ и т.д.).
Правительство, в том числе утверждает возраст рубок леса; определяет таксы на древесину, на корню и живицу и т.д.
2. Орган специальной компетенции – Министерство лесного хозяйства.
Основные функции управления лесом:
1. Ведение государственного учета государственного лесного фонда, лесного кадастра и мониторинга лесов.
2. Планирование и прогнозирование лесопользования.
3. Распределение и перераспределение лесов между пользователями.
4. Государственный контроль.
5. Разрешение лесных споров.
Право лесопользования и его виды. Право лесопользования – это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов.
Принципы лесопользования:
1. Обеспечение непрерывного, не истощительного и рационального использования лесов.
2. Сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, иных функций лесов в целях сохранения здоровья.
3. Обеспечение условий для воспроизводства лесов.
4. Платность лесопользования.
5. Соблюдение научной обоснованности лесопользования.
Деятельности по использованию лесного фонда лицензируется. Лицензию выдает Министерство лесного хозяйства и Министерство природы.
Должны проводится рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки связанные с реконструкцией малоценных лесных насождений и иные мероприятия.
Правовые средства включают в себя значительное количество мер карательного характера, связанные с мерами юридической ответственности.
Ответственность. Лесонарушением принято считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Гражданско правовая ответственность
Таксовый метод используется для оценки вреда:
1. Вид дерева.
2. Возраст и размер дерева.
Административная ответственность (15.8; 15.22; 15.26 КоАП; 15.27 – Красная книга; 15.30 – Загрязнение отходами; 15.33 – незаконный воз, вывоз; 15.37 – выжигание растительности).
Уголовная ответственность (277; 280 УК).
Право лесопользования.
Право лесопользования – это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений на использованию лесов.
Принципы лесопользования:
Обеспечение непрерывного, не истощительного и рационального использования лесов.
Сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях сохранения здоровья.
Обеспечение условий для воспроизводства лесов
Платность лесопользования
Соблюдение научно обоснованных норм лесопользования
Право пользования участком лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, которые принимают решение: о договоре аренды, о договоре безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета (право вырубить что-то), ордера или лесного билета (собирать ягоды, грибы).
Виды лесопользования:
1. Заготовка древесины
2. Заготовка живицы
3. Заготовка второстепенных лесных материалов - пни, корни, береста, серка и т.д.
4. Побочное лесопользование – соки, трава, мох, пни и т.д.
5. Для нужд охотничьего хозяйства.
6. Культурно-оздоровительный, туристический, рекреационных целях
Различают общее (любительская охота, например) и специальное (охота промысловая, например) лесопользование.
Содержание права лесопользования составляют права и обязанности права лесопользователей. Лесопользователи имеет право: получать информацию об участках леса, предоставляемых им в пользование, осуществлять лесопользование государственным лесным фондом, в пределах объемов, видов, сроков, которые указаны в документах, выполнять договорные обязательства связанные с пользованием государственного лесного фонда (например, проложить дорогу).
Деятельность по использованию лесного фонда лицензируется. Лицензии выдает Минлесхоз и Минприроды.
Государственный контроль.
Как и в теме «воды».
Специально уполномоченных орган по контролю является Министерство природы.
Общественный контроль – статья 14 Лесного кодекса.
Мониторинг лесов – это система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях устойчивого управления лесами.
Мониторинг лесов осуществляет Министерство лесного хозяйства, также ведет лесной кадастр.
Государственный лесной кадастр является информационной системой, включающий:
· Экономические
· Экологические
Социальные сведения о лесном фонде