Правовое регулирование использования и охраны вод.
Водные отношения, т.е. общественные отношения в области рационального использования и охраны вод регулируются водным кодексом (1998г.). Предметом правового регулирования являются воды (водные объекты РБ).
Все воды составляют государственный водный фонд. Он включает:
1. Поверхностные воды.
2. Подземные воды.
Законодательство некоторых стран включает атмосферные воды.
Основу водных отношений составляет государственная собственность на воды (исключительная ст.13 Конституции).
Право коммунальной собственности на воды не предусмотрено, т.е. все воды являются собственностью РБ.
Субъектами водных отношений выступают органы государственного управления и водопользователи. Водопользователями могут быть юридические и физические лица, т.е. граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии со ст.1 Водного кодекса водопользование представляет собой использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности.
Совокупность правовых норм, определяющих условия и порядок водопользования, составляет право водопользования в объективном смысле.
В субъективном смысле право водопользования – это полномочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов, в целях, предусмотренных законодательством.
В зависимости от целевого назначения водные объекты представляются в пользования для:
1. Удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения.
2. Для сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и иных потребностей.
3. Для отведения сточных и иных вод.
В соответствии со ст.21 Водного кодекса водопользование имеет следующие виды:
1. Общее и специальное.
2. Обособленное и совместное.
3. Первичное и вторичное.
Первичное пользование – получение права пользования из рук собственника. Вторичное пользование – их рук арендатора по согласованию с собственником.
Разрешение на специальное водопользование выдает Министерство природы и его территориальные органы после согласования:
1. Государственно-санитарного надзора во всех случаях.
2. Государственно-ветеринарного надзора – забор воды для нужд животноводства.
3. Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности – на пользование гидроминеральными ресурсами.
Решение о предоставлении обособленное водопользование объектов принимает:
1. Районные и городские исполкомы в случае объектов, находящихся на их территории.
2. Областные исполкомы в случаях предоставления в обособленное водопользование объектов, находящихся на территории нескольких районов.
3. Совет Министров – во всех других случаях.
В решении указываются цели и основные условия пользования водным объектом.
Не подлежат передачи в аренду водные объекты или их части, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов или на особо охраняемых природных территориях.
Водные объекты предоставляются только во временное пользование, в отличие от земли.
Краткосрочное пользование – до 5 лет. Долгосрочное пользование – от 5 до 25 лет.
Срок временного водопользования может быть продлен (краткосрочный – на краткосрочный; долгосрочный – на долгосрочный).
Содержанием права водопользования является совокупность прав и обязанностей водопользователей. Им принадлежат лишь правомочия владения и пользования водными объектами.
Общими для всех водопользователей является права, закрепленные в ст.31 Водного кодекса.
В том числе получать информацию о состоянии водных объектов; использовать водные объекты, для которых они предоставлены; не допускать нарушение прав других водопользователей и т.д.
Права водопользователей могут быть ограничены или прекращены местными органами при возникновении или угрозе возникновения эпидемии и эпизоотии, аварийных ситуаций и в иных случаях, а также в иных государственных интересах. При этом преимущество использования вод отдается обеспечению населения водой для питьевых и бытовых нужд.
Права водопользователей могут быть ограничены на:
1. Обособленное водопользование органам, предоставившим водный объект.
2. Специальное водопользование органам, выдавшим разрешение.
3. Вторичное водопользование первичным водопользователям.
Право общего водопользования может быть прекращено или ограничено по решению местных органов в целях охраны жизни и здоровья граждан.
Право водопользования юридических и физических лиц подлежит прекращению в случаях:
1. Минование надобности в водопользовании или отказа от него.
2. Истечение срока водопользования.
3. Ликвидации юридического лица или смерти физического лица.
4. Передачи водохозяйственных сооружений другим пользователям.
5. Возникновение государственной надобности в изъятии водных объектов.
6. В случае нарушении правил и условий пользования.
7. Нецелевое использование.
8. Арендная плата уплачена вовремя.
Право водопользования прекращается путем:
1. Аннулирования разрешения.
2. Изъятия водных объектов.
Правовая охрана вод.
Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения и истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью и другие неблагоприятные последствия.
Ст.73 Водного кодекса предусмотрены меры охраны подземных вод. Вместе с тем воды могут оказывать и неблагоприятные воздействия на окружающую среду:
1. Наводнение.
2. Затопление.
3. Подтопление.
4. Разрушение берегов, дамб и других сооружений.
5. Заболачивание и засоление почв.
6. Эрозия почв (овраги, оползни).